По специальности менеджмент
№ | Наименование темы | Количество часов | |||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Сокращен форма обучения | |||||
Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | ||
1. | Актуальность, цель и задачи курса. Анализ источников и литературы. Возникновение древнерусского государства (VIII - IX вв.). | ||||||
2. | Русь в X – XIII вв. | ||||||
3. | Образование и развитие Древнерусского государства в IX – XI вв. | ||||||
4. | Древняя Русь, ее сопредельные государства и народы. | ||||||
5. | Русь и Золотая Орда. Специфика формирования единого российского государства (XIV-XV вв.). | ||||||
6. | Западная Европа и Русь в XIV – XV вв. Варианты перехода от политической раздробленности к централизованному государству. | ||||||
7. | Особенности развития Московского государства в XVI в. | ||||||
8. | Российское централизованное государство в XVI в. | ||||||
9. | Образование единого Российского централизованного государства. XIV – XVI вв. | ||||||
10. | Развитие России в XVII в. | ||||||
11. | Формирование российского абсолютизма в первой четверти XVIII в. | ||||||
12. | Становление абсолютизма в России. Сравнительная характеристика отечественного и европейского абсолютизма (XVIII в.). | ||||||
13. | Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» в России. | ||||||
14. | Россия во второй половине XVIII в. | ||||||
15. | Россия в XVIII в. – 1917 г. | ||||||
16. | Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. | ||||||
17. | Россия и мир в первой половине XIX в. | ||||||
18. | Развитие России в пореформенное время. | ||||||
19. | Российская демократическая революция и реформы начала XX в. Первая мировая война. Февраль 1917 г. г | ||||||
20. | Россия и мир в начале XX в. | ||||||
21. | Постмонархическая Россия между революциями 1917 г. Начало советской модернизации. Выход из мировой войны. | ||||||
22. | Попытки либерально-демократичес-кой модернизации России (февраль – октябрь 1917 г.). | ||||||
23. | Россия в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны. | ||||||
24. | СССР в 1922 – 1991 гг. | ||||||
25. | Мир и Советский Союз в 20-е – 1945 г. | ||||||
26. | СССР во второй мировой, Великой Отечественной войне. Его послевоенное развитие. | ||||||
27. | Советский Союз в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. | ||||||
28. | Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход, итоги. Распад СССР. | ||||||
29. | Модернизация России в конце XX – начале XXI вв. | ||||||
30. | Россия на пути радикальной модернизации (1992 г. – настоящее время). | ||||||
31. | Основные этапы отечественной истории | ||||||
Итого: | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||
Зачет, экзамен |
ПРОГРАММА КУРСА
Периодизация
всемирной истории, положенная в основу учебного
комплекса «История»
I. Древний мир (античная история) – III тыс. лет до н.э. – V в. н.э. Это история культуры, государственности, быта, знаний и вepoваний египтян, вавилонян, финикийцев, греков, римлян. Их культура расстроилась и большая часть погибла.
Для России – это период первобытнообщинного строя у славян, начало его разложения.
II. Средние века – V в. – начало XVII в.
Средневековье – это период от падения античной культуры до буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Соответствует времени зарождения, развития и разложения феодализма, создания централизованных государств в Европе и России. В это время выступили из неизвестности и дикости племена Средней, Северной и Восточной Европы. Их потомки сегодня – французы, англичане, немцы, русские и другие народы.
III. Новое время (новая история) – начало XVII в. – начало ХХ в.
Изобретение пороха и кремневого ружья, открытие Америки, буржуазные революции XVI – нач. XVII в. положили начало Новому времени. В этот период народы Западной Европы в культуре достигли уровня античных образцов, превзошли древних греков и римлян в науке, изобретениях и удобствах жизни. Для России – это период создания Российской империи (при Петре I в начале XVIII в.), эпоха крупных народных выступлений, отмены крепостного права. Завершается период кризисом и крахом самодержавия в 1917 г.
IV. Новейшее время (1918 г. – наше время) начинается с Октябрьской революции 1917 г. в России и буржуазных и буржуазно-демократических революций в других странах после окончания первой мировой войны в 1918 г.
История Новейшего времени можно разделить на 3 этапа:
1. 1917-1945 гг. – возникновение СССР, приход фашизма к власти в ряде стран, кризис колониальной системы, обострение межгосударственных противоречий, которые привели ко второй мировой войне.
2. 1945 г. – рубеж 80-90-х годов XX в. – образование, развитие и распад мировой социалистической системы. Распад колониальной системы. Распад СССР. Обострение общепланетарных проблем.
3. 90-е гг. ХХ в. – наше время – Обострение глобальных проблем: сохранение окружающей среды; предотвращение войны; борьба с международным терроризмом и др.
В учебном комплексе нашла отражение периодизация истории Российского государства.
1. Древняя Русь IX – XII вв.
2. Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси XII – ХIV вв.
3. Русское (Московское) государство (XV – XVII вв.).
4. Российская империя периода абсолютизма (XVIII – середина ХIХ в.).
5. Российская империя в период трансформации в буржуазную монархию (середина ХIХ – начало ХХ в.).
6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.).
7. Период социалистической революции, гражданской войны и создания Советского государства (1918 – 1920 гг.).
8. Россия, СССР в период новой экономической политики (1921 – 1930 гг.).
9. СССР в 30-е – начале 60-х гг. XX в.: формирование тоталитарного режима и его трансформация в 50-е годы.
10. Период кризиса социализма и распада СССР (1960-е -начало 90-х гг. XX в.).
11. Период Президентской республики 1993 г. – наше время.
Модуль первый
Введение в историю.
Античная история человечества
Комплексной целью модуля является формирование профессиональных компетенций студентов, связанных с пониманием цели, задач и предмета «Истории» как учебной дисциплины и требований к ее изучению; пониманием основных теорий исторического развития и периодизации всемирной и отечественной истории; знанием основных событий, связанных со становлением первобытности и зарождением, становлением цивилизаций и культуры Древнего мира; овладением способами логического анализа текстов, систематизации и концептуализации учебного материала.
Введение в изучение учебной дисциплины «История»
Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения. Методология исследования. Исторические источники. Историческое знание и историческое познание. Теории исторического развития. Историческая периодизация. Цивилизации.
1. Древний Восток, Греция и Рим в IV тыс. до н.э. – V в. н.э.