Порядок внесения вопросов, решение которых относится к компетенции совета министров республики беларусь, на рассмотрение совета министров республики беларусь
3. На рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь вносятся вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, а также которые отнесены к его компетенции и не могут быть разрешены республиканскими органами государственного управления, другими государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом (далее, если не указано иное, - органы государственного управления) самостоятельно или совместно.
Вопросы вносятся руководителями органов государственного управления и лишь в исключительных случаях, во время отсутствия этих должностных лиц, - лицами, исполняющими их обязанности.
Местные исполнительные и распорядительные органы, кроме облисполкомов и Минского горисполкома, а также организации вносят вопросы на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь через соответствующие органы государственного управления.
Для подготовки вопросов межотраслевого, комплексного характера, в том числе подлежащих последующему внесению Советом Министров Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь или Национального собрания Республики Беларусь, а также в целях обеспечения выполнения Правительством Республики Беларусь отдельных поручений Президента Республики Беларусь Премьер-министром Республики Беларусь, как правило, создаются рабочие группы, возглавляемые руководителями республиканских органов государственного управления, заместителями Премьер-министра Республики Беларусь или Премьер-министром Республики Беларусь. Рабочие группы создаются по предложению заместителей Премьер-министра Республики Беларусь либо органов государственного управления. В состав рабочих групп включаются в установленном порядке представители заинтересованных органов государственного управления, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, иных государственных органов, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Указанные рабочие группы организовывают свою работу в соответствии с распоряжениями Премьер-министра Республики Беларусь, в которых определяются этапы подготовки данными группами вопросов, должностные лица, ответственные за своевременное и качественное исполнение поручений, связанных с подготовкой вопросов, сроки доклада о выполнении этих поручений, а также иные положения, уточняющие порядок деятельности рабочих групп.
4. По каждому вопросу, вносимому на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, как правило, представляется проект постановления Совета Министров Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - постановление) или проект распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - распоряжение).
К проекту постановления прилагаются документы в соответствии с частями второй и третьей статьи 50 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 2/136; 2008 г., N 184, 2/1507). При этом к проекту постановления, в отношении которого законодательными актами предусмотрено проведение обязательной криминологической экспертизы, прилагаются заключение юридической экспертизы, проведенной Министерством юстиции, и заключение криминологической экспертизы либо обоснованное предложение о необходимости принятия постановления в порядке, предусмотренном в части первой пункта 14 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. N 244 "О криминологической экспертизе" (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. N 230) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 132, 1/8611; 2011 г., N 65, 1/12584).
(часть вторая п. 4 в ред. постановления Совмина от 30.12.2011 N 1802)
К проекту распоряжения прилагаются:
сопроводительное письмо и обоснование необходимости издания распоряжения, включая финансово-экономическое обоснование;
документы, содержащие информацию о согласовании проекта, в том числе о замечаниях и предложениях, поступивших при его согласовании, но не учтенных в нем;
экспертные заключения по проекту, если они имеются;
список лиц, разработавших проект;
иные документы, относящиеся к проекту.
В список лиц, разработавших проект постановления (распоряжения), в обязательном порядке включаются сведения о работниках структурных подразделений органа государственного управления, в том числе юридической службы, главном юрисконсульте, юрисконсульте, принимавших участие в разработке проекта. В список могут также включаться сведения о работниках иных органов государственного управления, согласовывавших проект.
Сопроводительные письма к проектам постановлений, распоряжений должны быть подписаны, а проекты постановлений, распоряжений и иные документы завизированы руководителями органов государственного управления, вносящими вопрос, а во время отсутствия этих должностных лиц - лицами, исполняющими их обязанности.
Проекты постановлений, распоряжений вносятся на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь всесторонне подготовленными. При этом персональная ответственность за качество внесенного проекта возлагается на руководителей органов государственного управления, а во время отсутствия этих должностных лиц - на лиц, исполняющих их обязанности. Указанные должностные лица должны принять меры по сопровождению внесенных проектов до их принятия (издания) в установленном порядке.
5. Подготовка проектов постановлений, распоряжений в органах государственного управления должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 92, 1/4856), настоящего Регламента и иных актов законодательства.
6. Проекты постановлений (кроме проектов постановлений об отмене актов министерств и иных республиканских органов государственного управления), распоряжений до внесения в Совет Министров Республики Беларусь подлежат согласованию с заинтересованными органами государственного управления (организациями). При этом персональная ответственность за согласование проекта по вопросам, относящимся к компетенции государственного органа (организации), возлагается на руководителя данного государственного органа (организации), а во время его отсутствия - на лицо, исполняющее его обязанности.
(в ред. постановлений Совмина от 25.02.2013 N 125, от 10.08.2015 N 674)
Проекты постановлений (кроме проектов постановлений о компенсации потерь банкам от предоставления экспортных кредитов и о заключении договоров добровольного страхования экспортных рисков) согласовываются заинтересованными органами государственного управления в 10-дневный срок, проекты распоряжений - в 3-дневный срок со дня их получения (не считая выходных дней и дней, объявленных нерабочими), проекты постановлений о компенсации потерь банкам от предоставления экспортных кредитов и о заключении договоров добровольного страхования экспортных рисков - в течение 5 календарных дней со дня получения таких проектов постановлений, если иной срок не установлен поручением Совета Министров Республики Беларусь или его Президиума, Премьер-министром Республики Беларусь или заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.
(в ред. постановлений Совмина от 30.03.2013 N 238, от 10.08.2015 N 674)
Пункт 7 применяется в части, не противоречащей постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.2009 N 496.
7. При имеющихся по внесенному проекту постановления, распоряжения неустраненных разногласиях решение по этому проекту принимает Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находится соответствующий вопрос, с докладом при необходимости Премьер-министру Республики Беларусь. При этом к проекту, по которому имеются разногласия, прилагаются протокол согласительного совещания, перечень разногласий с мотивировками и подлинники писем с замечаниями, подписанные руководителями соответствующих органов государственного управления.
8. Проекты правовых актов, за исключением указанных в части второй настоящего пункта, направляемые в Совет Министров Республики Беларусь, должны быть согласованы с Министерством юстиции, которое обеспечивает скоординированность нормотворческой работы в Правительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь) и несет ответственность за качество обязательной юридической экспертизы проектов правовых актов.
(часть первая п. 8 в ред. постановления Совмина от 11.04.2014 N 345)
Не подлежат согласованию с Министерством юстиции:
проекты правовых актов:
о награждении Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь;
абзац исключен. - Постановление Совмина от 04.03.2015 N 159;
о назначении на должность и освобождении от должности, привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности;
о направлении в служебные командировки за границу;
об утверждении и изменении составов коллегий органов государственного управления, комиссий, иных формирований, создаваемых Советом Министров Республики Беларусь;
(в ред. постановления Совмина от 04.03.2015 N 159)
абзацы седьмой - восьмой исключены. - Постановление Совмина от 04.03.2015 N 159;
об установлении мемориальных досок и памятников, присвоении организациям имени видных государственных и общественных деятелей;
проекты иных ненормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь и актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.
(в ред. постановления Совмина от 04.03.2015 N 159)
(часть вторая п. 8 введена постановлением Совмина от 11.04.2014 N 345)
Проекты правовых актов представляются в Министерство юстиции после их согласования со всеми заинтересованными органами государственного управления, если иной порядок не предусмотрен Президентом Республики Беларусь. К представляемому проекту прилагается справка о неучтенных в процессе согласования замечаниях и предложениях, которым Министерство юстиции дает правовую оценку, а также список лиц, разработавших проект, соответствующий требованиям, установленным в пункте 4 настоящего Регламента.
Министерство юстиции в двухдневный срок возвращает проект в представивший его орган, если иное не определяется Президентом Республики Беларусь или поручениями Совета Министров Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь или заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, в случаях, когда:
в ходе согласования проекта правового акта установлена необходимость его согласования с иными органами государственного управления;
обоснование необходимости принятия постановления не соответствует требованиям, установленным Законом Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь";
в список лиц, разработавших проект, не включены сведения о работниках юридической службы, главном юрисконсульте, юрисконсульте, принимавших участие в его разработке.
Часть исключена. - Постановление Совмина от 10.08.2015 N 674.
Проекты постановлений, распоряжений по вопросам использования денежных средств, в том числе бюджетных, должны быть согласованы с Министерством финансов.
Проекты постановлений по вопросам, регулирующим экономические отношения, должны быть согласованы с Министерством иностранных дел, которое дает заключение об их соответствии двусторонним международным договорам Республики Беларусь и Российской Федерации.
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам, требующим в соответствии с законодательством согласия антимонопольного органа, согласовываются с Министерством экономики.
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам, связанным с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, согласовываются с Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. При этом, если проекты рассматривались на заседаниях общественно-консультативных и экспертных советов, созданных при республиканских органах государственного управления, прилагается информация о результатах такого рассмотрения.
(в ред. постановления Совмина от 24.10.2011 N 1421)
Проекты постановлений об утверждении или изменении ежегодных планов подготовки законопроектов республиканскими органами государственного управления должны быть согласованы с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам, связанным с одобрением проектов (программ) международной технической помощи, согласовываются с Министерством экономики, Министерством иностранных дел, Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов, Комитетом государственной безопасности, а по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов, - с Государственным таможенным комитетом.
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам приватизации государственного имущества должны быть согласованы с Верховным Судом, Комитетом государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел и Комитетом государственной безопасности. Проекты правовых актов по вопросам отчуждения находящихся в собственности Республики Беларусь акций открытых акционерных обществ, расположенных на территории соответствующей области, г. Минска, до внесения в Совет Министров Республики Беларусь должны быть также согласованы с облисполкомами, Минским горисполкомом.
(в ред. постановлений Совмина от 28.04.2012 N 393, от 11.04.2014 N 345)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам государственной статистики должны быть согласованы с Национальным статистическим комитетом.
(часть двенадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 21.04.2009 N 510)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам предоставления промышленных субсидий должны быть согласованы с Министерством экономики.
(часть тринадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 20.09.2011 N 1265; в ред. постановления Совмина от 18.03.2015 N 211)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам, затрагивающим отношения в области защиты прав потребителей, должны быть согласованы с Министерством торговли.
(часть четырнадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 24.10.2011 N 1421)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам совершения административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть согласованы с Министерством экономики.
(часть пятнадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 17.02.2012 N 156)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), обеспечения рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций, должны быть согласованы с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
(часть шестнадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 26.09.2012 N 875)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам кредитования экономики, включая кредитование инвестиционных проектов с оказанием государственной поддержки в виде выдачи гарантии Правительства Республики Беларусь и (или) компенсации части процентов за пользование кредитом, должны быть согласованы с Национальным банком.
(часть семнадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 25.02.2013 N 125)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь о назначении представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, и прекращении полномочий указанных лиц должны быть согласованы с Государственным комитетом по имуществу.
(часть восемнадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 08.05.2013 N 355)
Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам судебно-экспертной деятельности должны быть согласованы с Государственным комитетом судебных экспертиз.
(часть девятнадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 11.04.2014 N 345)
Проекты постановлений в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций должны быть согласованы с Министерством связи и информатизации.
(часть двадцатая п. 8 введена постановлением Совмина от 27.08.2014 N 835)
Проекты нормативных правовых актов в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий должны быть согласованы с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь.
(часть двадцать первая п. 8 введена постановлением Совмина от 27.08.2014 N 835)
Проекты нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим трудовые и социально-экономические права и интересы граждан, должны направляться в Федерацию профсоюзов Беларуси для внесения возможных замечаний и предложений. При этом при внесении проекта нормативного правового акта в Совет Министров Республики Беларусь к нему прилагается информация о результатах рассмотрения проекта Федерацией профсоюзов Беларуси.
(часть двадцать вторая п. 8 введена постановлением Совмина от 10.08.2015 N 674)
9. Проекты постановлений, распоряжений, внесенные в Совет Министров Республики Беларусь без соблюдения указанных в настоящей главе требований, возвращаются представившим их должностным лицам для надлежащего оформления.
10. В Совет Министров Республики Беларусь руководители республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, представляют информацию о полученных ими непосредственно от Президента Республики Беларусь поручениях и мерах, принимаемых по обеспечению их выполнения.
Указанная в части первой настоящего пункта информация, а также поступившие в Совет Министров Республики Беларусь документы, содержащие поручения Президента Республики Беларусь, до их передачи в порядке, установленном в пункте 26 настоящего Регламента, в соответствующие структурные подразделения Аппарата Совета Министров Республики Беларусь докладываются Премьер-министру Республики Беларусь немедленно.
Документы, содержащие поручения Президента Республики Беларусь, структурные подразделения Аппарата Совета Министров Республики Беларусь представляют руководству Аппарата Совета Министров Республики Беларусь для доклада Премьер-министру Республики Беларусь с проектами соответствующих поручений Премьер-министра Республики Беларусь, подготовленными в соответствии с настоящим Регламентом, как правило, в день получения структурным подразделением этих документов. В случаях необходимости предварительной проработки вопросов, связанных с содержанием проекта поручения, документы докладываются Премьер-министру Республики Беларусь не позднее первой половины следующего дня.
Организация исполнения поручений Президента Республики Беларусь Правительству Республики Беларусь осуществляется, как правило, по поручениям Премьер-министра Республики Беларусь руководителями республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, и контролируется заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.
11. Информационно-аналитические материалы, представляемые в Совет Министров Республики Беларусь органами государственного управления, должны быть логично построенными, четко определять поставленные задачи, пути их решения и желаемый конечный результат. Объем указанных материалов, как правило, не должен превышать трех страниц установленного формата, а по особо важным государственным проблемам с согласия руководства Совета Министров Республики Беларусь - семи страниц.
ГЛАВА 3