Тема 9. Формирование и сущность советского строя. 1917-1953 гг. (4 часа)
Занятия 1-2. Защита проектов по теме «Советские модели социалистической экономики в 1917 – 1953гг.»
Контрольные вопросы:
1) Становление большевистского режима в 1917-1920 гг. Политика «Военного коммунизма»;
2) Сущность и противоречия НЭПа;
3) Сталинский вариант модернизации страны, политика индустриализации и коллективизации;
4) СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Роль тружеников тыла в победе над гитлеровской Германией.
5) Послевоенный период в истории Советского государства. Восстановление народного хозяйства. 1946-1953 гг.
Задания:
1) Подобрать 15 исторических терминов по периоду, составить из них кроссворд, дать расшифровку на отдельном листе (50% терминов - по экономике);
2) Выбрать 15 важнейших дат изучаемого периода и оформить их в виде таблицы (50% дат - по экономике);
3) Выделить 15 наиболее известных деятелей советской эпохи, разместить их в таблице, указав имя, портрет, заслуги перед страной.
4) Дать анализ одного-двух документов по проблемам экономики;
5) Изучить различные точки зрения по вопросам экономического развития советского государства:
6) Оформить проект отдельной папкой, защитить его на практическом занятии.
Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг. (2 часа)
Интеллектуальная игра брей – ринг по теме «Кризис советской экономики и попытки ее реформирования в 1953-1984 гг.»
Контрольные вопросы:
1) Дискуссии о реформировании советского общества в после сталинский период
2) Десятилетие правления Н.С. Хрущева. Противоречия политики руководства в сфере экономики.
3) «Застой» в экономике и нарастание кризиса советской системы в 1966-1984 гг.
Задания:
1) Разделиться на команды, выбрать капитана, придумать название, эмблему, девиз по тематике данного исторического периода;
2) Изучить литературу и источники по теме;
3) Каждой команде подготовить небольшое представление, соответствующее выбранному названию, девизу и т. д.
4) Принять активное участие в игре, отвечая на вопросы преподавателя и зарабатывая тем самым рейтинговые баллы.
Тема 11.Россия на современном этапе. 1991-2015 гг. (2 часа)
Обсуждение научных статей В.В. Согрина по вопросам экономической модернизации России в 1991 – 2005 гг.
Контрольные вопросы:
1) Перестройка М.С. Горбачевым социалистической модели общественного устройства, экономические проекты;
2) Модернизация России в 1990-е годы в области экономики;
3) Россия в 2000-2015 гг. Основные тенденции в развитии экономики.
Задания:
1) Изучить статьи В.В. Согрина по данному периоду: «Реалии и утопии новой России», « 1985 – 2005: Три превращения современной России»;
2) Подготовить сообщения по вопросам экономической модернизации страны во времена М. Горбачева, Б. Ельцина, В. Путина;
3) На практическом занятии обсудить и дать оценку взглядам В.В. Согрина на политику руководителей государства указанного периода.
6. 2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1. Крещение Руси: причины и историческое значение;
2. Культура Киевской Руси;
3. Оценки Александра Невского в отечественной историографии;
4. Новгородское вече и его роль в истории Руси;
5. Опричная политика Ивана Грозного: современные дискуссии;
6. Русская православная церковь в XV-XVI вв. и её роль в становлении единого национального Русского государства;
7. Поиск путей развития России в XVI в.;
8.Земские Соборы и их роль в государственном управлении (середина XVI – вторая половина XVII вв.);
9. Оценки крестьянских движений России в историографии;
10. Политический портрет царя Алексея Михайловича «Тишайшего»;
11.Имперский характер внешней политики Петра I;
12.Особенности культурной политики Петра I;
13.Эволюция дворянского сословия в XVIII в.;
14. Проблема дворцовых переворотов и их оценки в исторической литературе;
15. Политический портрет Екатерины II;
16. Проблема модернизации России в первой половине XIX века;
17. Александр I и Наполеон: русско-французское противостояние в начале XIX в;
18. «Священный союз» и новый облик Европы;
19. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития;
20.Оценки движения декабристов в дореволюционной и современной литературе;
21.Консервативная идеология в общественной мысли России XIX в.;
22. Русский либерализм: споры о путях развития России;
23. Революционная идеология в России. Оценки в литературе;
24. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX века;
25. Расцвет национальной культуры России в XIX веке;
26. Манифест 17 октября 1905 г. и эволюция государственной власти в России в начале XX века;
27. Русско-японская война 1904-1905 гг. Современные оценки;
28.Новые подходы в оценке Первой мировой войны;
29. Судьба Учредительного собрания в России;
30. Борьба за лидерства в партии большевиков в 1920-е годы;
31. Политические процессы 1930-х годов;
32.Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и его последствия;
33.Спорные проблемы Второй мировой войны;
34.Внешняя политика СССР в период «холодной» войны;
35. «Оттепель» времен Н. С. Хрущева: достижения и противоречия;
36. Диссидентское движение и «самиздат» конца 1960-1970 - х годов в СССР;
37. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева в сфере международных отношений;
38. «Политика гласности» и культура эпохи перестройки М. С.Горбачева;
39. Этнополитическая ситуация в постсоветской России;
40. Глобальные проблемы современности и Россия.