Тема 9. Формирование и сущность советского строя. 1917-1953 гг. (4 часа)

Занятия 1-2. Защита проектов по теме «Советские модели социалистической экономики в 1917 – 1953гг.»

Контрольные вопросы:

1) Становление большевистского режима в 1917-1920 гг. Политика «Военного коммунизма»;

2) Сущность и противоречия НЭПа;

3) Сталинский вариант модернизации страны, политика индустриализации и коллективизации;

4) СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Роль тружеников тыла в победе над гитлеровской Германией.

5) Послевоенный период в истории Советского государства. Восстановление народного хозяйства. 1946-1953 гг.

Задания:

1) Подобрать 15 исторических терминов по периоду, составить из них кроссворд, дать расшифровку на отдельном листе (50% терминов - по экономике);

2) Выбрать 15 важнейших дат изучаемого периода и оформить их в виде таблицы (50% дат - по экономике);

3) Выделить 15 наиболее известных деятелей советской эпохи, разместить их в таблице, указав имя, портрет, заслуги перед страной.

4) Дать анализ одного-двух документов по проблемам экономики;

5) Изучить различные точки зрения по вопросам экономического развития советского государства:

6) Оформить проект отдельной папкой, защитить его на практическом занятии.

Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг. (2 часа)

Интеллектуальная игра брей – ринг по теме «Кризис советской экономики и попытки ее реформирования в 1953-1984 гг.»

Контрольные вопросы:

1) Дискуссии о реформировании советского общества в после сталинский период

2) Десятилетие правления Н.С. Хрущева. Противоречия политики руководства в сфере экономики.

3) «Застой» в экономике и нарастание кризиса советской системы в 1966-1984 гг.

Задания:

1) Разделиться на команды, выбрать капитана, придумать название, эмблему, девиз по тематике данного исторического периода;

2) Изучить литературу и источники по теме;

3) Каждой команде подготовить небольшое представление, соответствующее выбранному названию, девизу и т. д.

4) Принять активное участие в игре, отвечая на вопросы преподавателя и зарабатывая тем самым рейтинговые баллы.

Тема 11.Россия на современном этапе. 1991-2015 гг. (2 часа)

Обсуждение научных статей В.В. Согрина по вопросам экономической модернизации России в 1991 – 2005 гг.

Контрольные вопросы:

1) Перестройка М.С. Горбачевым социалистической модели общественного устройства, экономические проекты;

2) Модернизация России в 1990-е годы в области экономики;

3) Россия в 2000-2015 гг. Основные тенденции в развитии экономики.

Задания:

1) Изучить статьи В.В. Согрина по данному периоду: «Реалии и утопии новой России», « 1985 – 2005: Три превращения современной России»;

2) Подготовить сообщения по вопросам экономической модернизации страны во времена М. Горбачева, Б. Ельцина, В. Путина;

3) На практическом занятии обсудить и дать оценку взглядам В.В. Согрина на политику руководителей государства указанного периода.

6. 2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Крещение Руси: причины и историческое значение;

2. Культура Киевской Руси;

3. Оценки Александра Невского в отечественной историографии;

4. Новгородское вече и его роль в истории Руси;

5. Опричная политика Ивана Грозного: современные дискуссии;

6. Русская православная церковь в XV-XVI вв. и её роль в становлении единого национального Русского государства;

7. Поиск путей развития России в XVI в.;

8.Земские Соборы и их роль в государственном управлении (середина XVI – вторая половина XVII вв.);

9. Оценки крестьянских движений России в историографии;

10. Политический портрет царя Алексея Михайловича «Тишайшего»;

11.Имперский характер внешней политики Петра I;

12.Особенности культурной политики Петра I;

13.Эволюция дворянского сословия в XVIII в.;

14. Проблема дворцовых переворотов и их оценки в исторической литературе;

15. Политический портрет Екатерины II;

16. Проблема модернизации России в первой половине XIX века;

17. Александр I и Наполеон: русско-французское противостояние в начале XIX в;

18. «Священный союз» и новый облик Европы;

19. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития;

20.Оценки движения декабристов в дореволюционной и современной литературе;

21.Консервативная идеология в общественной мысли России XIX в.;

22. Русский либерализм: споры о путях развития России;

23. Революционная идеология в России. Оценки в литературе;

24. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX века;

25. Расцвет национальной культуры России в XIX веке;

26. Манифест 17 октября 1905 г. и эволюция государственной власти в России в начале XX века;

27. Русско-японская война 1904-1905 гг. Современные оценки;

28.Новые подходы в оценке Первой мировой войны;

29. Судьба Учредительного собрания в России;

30. Борьба за лидерства в партии большевиков в 1920-е годы;

31. Политические процессы 1930-х годов;

32.Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и его последствия;

33.Спорные проблемы Второй мировой войны;

34.Внешняя политика СССР в период «холодной» войны;

35. «Оттепель» времен Н. С. Хрущева: достижения и противоречия;

36. Диссидентское движение и «самиздат» конца 1960-1970 - х годов в СССР;

37. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева в сфере международных отношений;

38. «Политика гласности» и культура эпохи перестройки М. С.Горбачева;

39. Этнополитическая ситуация в постсоветской России;

40. Глобальные проблемы современности и Россия.

Наши рекомендации