Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. и переход западных стран к неоконсервативной политике. (18)

либеральный неокенсианский курс снял соц. напряг, немного поднял экономику,но из за больших расходов на соц проги не смог справиться с экономическими кризисами. Это вызвало структурные кризисы и как результат отжод от неокейнсианства к неоконсерванизму.(сокращение соц.прог.,сокращение гос сектора и госконтроля, уступки частному капиталу, денационализация, приватизация, частная инициатива. Подобную политику проводили и соц.дем. партии оставшиеся у руля. В сер. 80 консерваторы победили в Англии ,США,ФРГ,Италии,Франции.

Наиболее глубокими и широкими по охвату стран были кризисы(ониже циклические) 1974 – 1975 и 1980 – 1982 гг.
структурные кризисы капиталистической экономики, порождаемые диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства они носят более длительный характер и не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла.
Структурный кризис поражает отрасли, спрос на продукцию которых растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда даже сокращается абсолютно. В этом случае выявляются относительное перенакопление основного капитала и его обесценение. Поэтому кризис вызывает отлив капитала из этой отрасли, а также вынуждает предпринимателей искать пути снижения издержек производства, идти на технические инновации и обновлять капитал на более высокой технической базе. Антикризисное государственное регулирование. Основным направлением государственного вмешательства в экономику после войны становится антициклическое (антикризисное) регулирование. Все страны применяли его как для выхода из кризисов, так и для предотвращения их возникновения. Оно осуществляется в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства капиталистических стран увеличили гос. расходы и снижали налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою очередь, – к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.
В результате в 50-60-е гг. наблюдалась тенденция к росту государственной и полугосударственной собственности на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в военно-промышленный комплекс, социальную сферу.
Новой формой госрегулирования в некоторых странах становятся программирование и планирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами (Голландия, Испания, Норвегия, Франция, Швеция).
В 60-70-е гг. общая э. ситуация претерпевает существенные изменения. В результате проводившейся в 50-е гг. госполитики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост госпотребления, рост расходной части госбюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента.

На рубеже 70-80-х гг. ситуация изменяется вновь. Эти годы характеризуются возникновением череды кризисов. Как отмечалось, отличительной чертой циклических кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. было их переплетение со структурными кризисами (сырьевым, энергетическим, продовольственным, экологическим). Кроме того, для этих кризисов было хар-но сочетание падения производства, роста безработицы, хронической недогрузки производственных мощностей с хроническим ростом цен. Это явление получило название стагфляции. Изжила себя и применявшаяся модель гос. регулирования.
В результате перед системой гос-монополистического капитализма встала проблема изменения методов регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. Происходит отказ от кейнсианской модели в пользу либеральной, предусматривающей ограничение роли гос--ва, а, следовательно, большую свободу субъектов рынка.

В соответствии с пришедшей на смену неокейнсианству монетаристской концепцией основное внимание гос-во стало сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и использовании кредитно-денежной политики для амортизации циклических колебаний, устойчивого обеспечения э. роста. Существенное отличие современной антикризисной политики заключается в ориентации ее на предложение, т.е. создание условий для эффективного производства, путем либерализации кредита, снижения налогов. Прежняя же политика преследовала задачу расширения спроса, опираясь на налогово-бюджетные рычаги.

Наши рекомендации