Циклические (регулярные) кризисы и их фазы, структурные (нерегулярные) кризисы. Меры государства по выводу экономики из кризиса.

Цикличность - это всеобщая форма движения нацио­нальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого.

Известно несколько типов экономических циклов, которые иногда называют «волнами». Так называемые «длинные волны» (циклы) имеют протяженность в 40-60 лет. Их трудно выделить из-за мно­жественности их показателей, из-за временной размытости гра­ниц между ними. Каждый цикл, по Марксу, состоит из четырех фаз: кризис, деп­рессия, оживление, подъем, - что полностью согласуется с тео­рией цикличности.

Теория длинных волн исходит из того, что экономическая система постоянно находится в состоянии отклонения от мак­роэкономического равновесия. Во-первых, это отклонения спроса от предложения и наоборот на длительных отрезках вре­мени. Во-вторых, это отклонения, связанные с изменениями спроса на оборудование, сооружения, строительные материа­лы и т.п. Эти отклонения преодолеваются в рамках промыш­ленных циклов средней продолжительности. В-третьих, это длительные отклонения от равновесия, продолжительность которых составляет 40-60 лет.. Отметим, что первый и второй типы отклонений име­ют место при одном и том же технологическом способе произ­водства, в рамках которого происходит смена ряда поколений техники и технологии. После того как возможности повыше­ния эффективности в рамках используемых научно-техниче­ских принципов исчерпаны, происходит переход к исполь­зованию новых научно-технических принципов. Этот переход занимает значительное время и дает начало новой длинной волне, что и происходит в настоящее время во всех индустриально разви­тых странах.

Основные формы макроэкономического неравновесия выра­жают содержание преобразовательного процесса в переходной экономике. Это содержание, с одной стороны, связано с лом­кой производственной и экономической структуры общества, а с другой - со становлением рыночного механизма, самого по себе несущего новые проблемы и противоречия.

Структурные изменения в производстве, проявляющиеся в вытеснении «лишнего» производства, ненужной продукции и т.п., обуславливают спад производства. Либерализация цен в условиях сокращающегося производства и подчас вынужден­ной мягкой кредитно-денежной политики порождает инфля­цию. Сокращение производства при внедрении в хозяйство ры­ночных принципов способствует появлению и расширению открытой безработицы. Наконец, либерализация цен в атмос­фере инфляции и растущей безработицы приводит к существен­ному снижению жизненного уровня большинства населения. Все эти формы (спад, инфляция, безработица, снижение уров­ня жизни) получили яркое проявление в российской переход­ной экономике.

{{Содержание трансформационного спада (кризиса) достаточ­но «традиционно»: прежде всего - падение производства и ухуд­шение жизненного уровня населения. Основные факторы тес­но связаны с характером протекающих преобразований.

Во-первых, само содержание перехода от ресурсоограниченной к спросоограниченной системе означает коренное измене­ние типа ограничений в развитии производства, т.е. и цели де­ятельности каждого производителя. Вместо производства ради производства должно прийти производство для удовлетворения потребностей (спроса). Вертикальная система связей, основан­ная на получении приказа и его выполнении, сменяется гори­зонтальной - отношениями между самостоятельными предпри­нимателями. Естественно, такой переход не может избежать издержек, проявляющихся в падении производства. Во-вто­рых, как уже отмечалось, к таким же последствиям закономер­но ведет структурная перестройка. В-третьих, происходит пре­одоление государственного патернализма, без чего невозможно функционирование рыночной экономики. Ужесточаются бюд­жетные ограничения, влекущие за собой банкротство массы предприятий. Механизм развития названного спада показывает, что по природе своей это не циклический и не структурный, а именно трансформационный кризис, обусловленный масштабами и сложностью преобразований при переходе от плановой эконо­мики к рыночной.}} ???

Важнейшие особенные функции государства по регулированию экономических кризисов:

- руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования ин­ститутов рыночной инфраструктуры, проведение антимоно­польной политики и т.п.;

- руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм про­ведения, оценка приватизируемого государственного имуще­ства и т.д.;

- обеспечение правовой основы всех преобразований;

- умелое проведение макроэкономической политики - кредитно-денежной, налого­вой, политики доходов и др.

Конечно, правильная макроэкономическая политика госу­дарства не сможет устранить полностью макроэкономические кризисы. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразо­ваний, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разру­шительных форм (например гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного про­цесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста.

Наши рекомендации