Карибский кризис 1962 г. и его урегулирование. Проблемы разоружения и запрещения ядерного оружия в 60-х годах. Советско-Китайские отношения. Усиление пацифистких настроений в мире.

Карибский кризис 1962 г. и его урегулирование. Победа 1 января 1959 г. Кубинской революции обострила напряженность в бассейне Карибского моря. США неприязненно относились к политическому режиму на Кубе. Обе стороны подвергали друг друга жесткой критике. Высшей точкой противостояния двух стран стали события января 1961 г., когда из Гаваны были высланы американские дипломаты, а США в ответ на это разорвали с Кубой дипломатические отношения.

США стали разрабатывать планы вторжения на кубинскую территорию. Одной из таких акций был организованный американскими спецслужбами десант кубинских эмигрантов в апреле 1961 г. на побережье Кубы в местечке Плая-Хирон. Интервенция закончилась провалом. После этого кубинское руководство обратилось за помощью к СССР. Советский Союз смог незаметно, под видом промышленного оборудования доставить на территорию Кубы 42 ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Но американский самолет-разведчик обнаружил их. Разразился международный кризис. 22 октября американский президент Дж. Кеннеди выступил по Национальному телевидению и заявил, что США вводят против Кубы морскую блокаду. Были приведены в полную боевую готовность соединения флота, армии и авиации.

Генеральный секретарь ООН У Тан приступил к интенсивным переговорам со всеми сторонами, участвовавшими в конфликте. Однако ситуация продолжала оставаться напряженной. 23 октября брат

президента Дж. Кеннеди Роберт Кеннеди, занимавший пост министра юстиции, нанес неофициальный визит советскому послу в США А.Ф. Добрынину. Посол изложил позицию руководства СССР, объяснив, что советские ракеты размещены на Кубе как ответная мера на угрозу США правительству Ф. Кастро и размещение американских ракет в Турции. В конечном итоге удалось найти компромиссное решение. Советское правительство дало обязательство вывезти ракеты с Кубы, а правительство США обещало не совершать интервенцию в отношении Кубы и убрать из Турции свои ракеты.

20 ноября правительство Соединенных Штатов отменило блокаду Кубы. Карибский кризис был разрешен мирным путем.

Проблемы разоружения и запрещения ядерного оружия в 60-х годах. Наличие биполярного мира и обострение противостояния двух сверхдержав привели к развязыванию небывалой гонки ядерного

и иных видов вооружения. На вооружение шли средства, которые можно было бы направить на решение назревших социально-экономических проблем человечества. Поэтому одним из главных направлений международной политики в 60-х годах являлась борьба миролюбивых сил за всеобщее разоружение.

В 1959 г. на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР выступил с Декларацией о всеобщем и полном разоружении всех государств. Однако была принята лишь общая резолюция, одобрявшая идею всеобщего и полного разоружения без принятия конкретного плана.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1960 г. СССР внес на рассмотрение документ “Основные положения Договора о всеобщем и полном разоружении”, которое должно было проходить под строгим международным контролем. Однако западные страны не поддержали эту инициативу.

Сильное влияние на пересмотр США и НАТО их прежней политики и стратегии оказали запуск в космос первого советского спутника в 1957 г. и полет Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Эти факты, а также активная позиция миролюбивых сил заставили США и Велико-британию подписать вместе с Советским Союзом в 1963 г. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Этот документ стал победой всех миролюбивых сил, которые неустанно боролись против ядерной угрозы.

Советско-китайские отношения. На рубеже 60-х годов произошло резкое ухудшение отношений между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. Формальным поводом для этого послужила критика Н.С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина. Лидеры Коммунистической партии Китая (КПК) принципиально с ней не согласились. Новый виток обострения отношений между двумя странами произошел после ХХII съезда КПСС, который китайское руководство охарактеризовало как “ревизионистский”. В китайских средствах массовой информации началась открытая антисоветская пропаганда.

Усиление напряженности между двумя державами было вызвано также проблемой национальных меньшинств. Прежде всего это касалось жителей Синьцзяна. На территории Синьцзян-Уйгурского автономного района проживали достаточно многочисленные диаспоры казахов, уйгуров, узбеков. В начале 60-х годов из этого региона начался массовый переход населения в СССР. Только с 22 апреля до начала июня 1962 г. нелегально перешли границу 67 тыс. человек. Китайское руководство стало преподносить начавшуюся миграцию как “подрывную деятельность советских ревизионистов”, которые якобы насильственно удерживают китайских граждан на территории СССР.

В середине 1960 г. происходит усиление напряженности между двумя государствами и по территориальному вопросу. Наблюдались случаи систематического нарушения советско-китайской границы гражданами КНР. В 1962 г. было зарегистрировано более 5 тыс. нарушений советской границы с китайской стороны.

По инициативе СССР в июле 1963 г. состоялась встреча делегаций КПК и КПСС в Москве. Однако она закончилась безрезультатно. Стороны обвиняли друг друга в отходе от принципов марксизма-ленинизма. В действительности же это была борьба двух стран за гегемонию в мировом коммунистическом движении.

Пекин продолжал свои территориальные притязания. 10 июля 1964 г. председатель ЦК КПК Мао Цзэдун высказал серьезные территориальные претензии Китая к СССР и заключил: “Мы еще не представляли счета по этому реестру”. Территориальное противостояние двух стран в конечном итоге вылилось в вооруженный конфликт. В ночь на 2 марта 1969 г. специально подготовленное подразделение китайской армии численностью около 300 человек, нарушив советско-китайскую границу на р. Уссури, вышло на остров Даманский. Когда советские пограничники подошли к нарушителям с намерением заявить протест и потребовать удалиться с советской территории, те открыли огонь, в упор расстреляв стражей границы. Срочно вызванный резерв советских погранвойск вступил в боевые действия с нарушителями границы и изгнал их за пределы своей территории. В результате этого конфликта погибли 31 советский пограничник, 14 человек получили ранения.

14 марта была предпринята новая попытка вторжения китайских отрядов на остров Даманский, которая тоже закончилась провалом. Советское руководство направило правительству КНР ноты протеста, требуя немедленного прекращения подобных провокаций.

11 сентября 1969 г. по инициативе СССР в Пекине состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина с премьер-министром Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Были обсуждены вопросы улучшения обстановки на границе и дальнейшего развития торговых и экономических связей. 20 октября 1969 г. в Пекине возобновились переговоры по пограничным вопросам. В конце 1970 г.

СССР и КНР обменялись послами и подписали торговый протокол.

Однако отношения между двумя странами продолжали оставаться напряженными.

Поворот к разрядке международной напряженности. С начала 70-х годов международные отношения вступили в новый виток своего развития — этап перехода от конфронтации двух миров к разрядке напряженности. Начало ему положил договор между СССР и ФРГ 1970 г. Он базировался на отказе западногерманской стороны от претензий на пересмотр послевоенных европейских границ.

Важное значение для укрепления мира в Европе и дальнейшего развития разрядки международной напряженности имели договоры: 1970 г. (между ПНР и ФРГ); 1971 г. (четырехстороннее соглашение по Западному Берлину); 1972 г. (между ГДР и ФРГ); 1973 г. (между Чехословакией и ФРГ).

Борьба за международную безопасность становится важным фактором международных отношений в этот период. В 1972 г. участники совещания Политического консультативного комитета стран — участниц Варшавского договора выступили с инициативой создания системы европейской безопасности, которая получила поддержку многих стран мира.

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт, в котором были зафиксированы согласованные принципы взаимоотношений стран — участниц совещания, определены меры по снижению опасности возникновения вооруженных конфликтов, содержание и формы сотруд-ничества между европейскими государствами.

Участники Совещания взяли на себя обязательства руководство-ваться следующими принципами: 1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; 2) неприменение силы или угрозы силой; 3) нерушимость границ; 4) территориальная целостность государств; 5) мирное урегулирование споров; 6) невмешательство во внутренние дела; 7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу слова, совести, религии и убеждений; 8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; 9) сотрудничество между государствами; 10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Итоги Совещания отразили заинтересованность народов в мире, разоружении, развитии сотрудничества. Процесс, начатый в Хельсинки, показал реальную возможность достижения взаимовыгодных договоренностей, идущих на пользу всем государствам.

Встречи представителей государств — членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стали проводиться периодически, и в 1995 г. СБСЕ было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Советско-американские отношения в 60—70-х годах. Начало 60-х годов ознаменовалось наметившимся улучшением советско-американских отношений.

После визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. намечался ответный визит в СССР американского президента Д. Эйзенхауэра. Однако полет американского самолета-разведчика, сбитого в мае 1960 г. под Свердловском, привел к срыву визита и ухудшил отношения между двумя странами.

Приход к власти в США в январе 1961 г. демократической администрации и изменение внешнеполитической доктрины создавали условия для улучшения отношений. В период президентства Дж. Кеннеди был подписан ряд советско-американских документов, способствовавших ослаблению угрозы ядерной войны.

Вторая половина 60-х годов характеризуется усилением напряженности в советско-американских отношениях. Это было вызвано прежде всего усилением военной эскалации США во Вьетнаме. Приход к власти в Соединенных Штатах республиканского правительства во главе с Р. Никсоном вселял надежду на потепление отношений между двумя странами. В 1972 г. состоялся визит президента США в Москву. Советско-американские переговоры 1972—1974 гг. внесли определенный вклад в оздоровление международной обстановки. Были подписаны важные документы, в которых признавалось, что в современных условиях нет иной альтернативы кроме мирного сосуществования. Большое значение имело подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Было подписано также советско-американское Соглашение о предотвращении ядерной войны.

После продолжительных переговоров в 1979 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), основанный, как и ранее подписанные документы, на принципе равенства и одинаковой безопасности сторон. Эти договорно-правовые акты создавали предпосылки для развития двустороннего сотрудничества на долговременной основе в соответствии с принципом мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Однако договор ОСВ-2 не был ратифицирован США. Причиной тому послужило ухудшение советско-американских отношений.

Обострение отношений между Востоком и Западом. Срыв

разрядки и курс США на победу в “холодной войне”. На рубеже 70—80-х годов международная обстановка вновь обострилась. Это было обусловлено целым рядом причин. В 1974—1975 гг. практически все развитые страны Запада охватили экономический и энергетический кризисы. Это привело к нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнило нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировало всю сферу финансово-кредитных отношений. Создавшиеся условия требовали новых подходов и решений. Пришедшие к власти в ряде стран Западной Европы, США и Канаде консерваторы отстаивали идею проведения жесткого курса на международной арене.

Поводом к этому послужили события в Афганистане. В конце 1979 г. СССР ввел в эту страну, как отмечалось в советских СМИ, по просьбе афганского правительства ограниченный контингент войск. Средства информации Запада обвинили СССР в агрессии против суверенной страны и стали культивировать идею “советской военной угрозы”. Используя эти события, определенные силы в США добились принятия невиданной по масштабам долгосрочной программы наращивания стратегических вооружений. Они поставили целью достижение военного превосходства над Советским Союзом. В США было развернуто производство качественно новых видов вооружения первого удара. Вашингтон проявил стремление осуществить милитаризацию космоса. В ряде стран Западной Европы, входящих в НАТО, были размещены новые американские ядерные ракеты средней дальности.

Это привело к ответным мерам со стороны СССР, что еще более обострило международную обстановку. Рост международной напря-женности был вызван также вмешательством США во внутренние дела других стран. Так, сферой “жизненных интересов” США были объявлены Ближний Восток, Африка, Индийский океан. Пентагон стал расширять военное присутствие американцев в этих регионах. Помимо этого, объектами американского вмешательства в конце 70-х — начале 80-х годов стали Ливан, Афганистан, Иран, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Гренада, Ливия.

В 1983 г. президент Р. Рейган провозгласил долгосрочную программу создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Она получила официальное название — Стратегическая оборонная инициатива (СОИ). Ее цель заключалась в создании противоракетного щита для прикрытия территории США путем развертывания эшелонов ударных космиче-ских вооружений, чтобы иметь возможность первыми применить ядерное оружие против СССР и уменьшить последствия ответного удара по американской территории. Цель СОИ состояла в том, чтобы, разместив американские ракеты в космосе, получить военное превосходство над СССР.

Усиление пацифистских настроений в мире. Тем временем во многих странах возникли антивоенные организации и движения, что было вызвано ростом пацифистских настроений. По инициативе Всемирного совета мира и других общественных организаций был проведен ряд международных конференций и конгрессов за мир, безопасность и международное сотрудничество. В 1986 г. в Копенгагене состоялся Всемирный конгресс миролюбивых сил, посвященный Международному году мира. В работе этого форума, который прошел под девизом “Сохранить мир и будущее человечества”, участвовали около 2,5 тыс. делегатов из 136 стран, представлявших многочисленные антивоенные движения, политические партии и общественные

организации. Широкая открытая дискуссия завершилась принятием “Копенгагенского призыва”, требующего прекратить гонку ядерных вооружений на Земле и не допустить ее в космосе.

Движение сторонников мира не являлось решающим фактором в системе международных отношений, но, выражая интересы мировой общественности, оно сыграло свою позитивную роль в разрядке международной напряженности и укреплении мира.

Основы взаимоотношений между СССР и США (1972 г.)

(Извлечение)

Обе стороны признают, что попытки получения односторонних преимуществ, прямо или косвенно, за счет другой стороны несовместимы с этими целями. Необхо-димыми предпосылками для поддержания и укрепления между СССР и США отношений мира являются признание интересов безопасности сторон, основывающейся на принципе равенства, и отказ от применения силы или угрозы ее применения...

Вопросы:

1.Чем был вызван Карибский кризис? Какое значение имело его урегулирование?

2.Каким образом решались вопросы разоружения в 60-х годах?

3.В чем выразилось обострение советско-китайских отношений? Каковы были его причины?

4. Определите субъективные и объективные факторы, которые привели к разрядке международной напряженности.

5.В чем состоят основные достижения процесса разрядки?

6.Назовите причины ухудшения международной обстановки в конце 70-х — начале 80-х годов.

7.Что представляла собой американская программа СОИ?

Тема 2.5. США в 1945-2000 гг.

Экономическое и политическое отношение в США после Второй мировой войны. Политика администрации Д. Эйзенхауэра. Политика Дж. Кеннеди и Эл. Джонсона. Деятельность республиканской администрации Рейгана-Буша. Демократ Билл Клинтон. Республиканец Джордж Буш-младший. Американо-казахстанские отношения.

Послевоенное развитие. Соединенные Штаты Америки были единственной крупной страной мира, которая за годы Второй мировой войны усилила свой экономический и политический потенциал. За всю предшествующую историю США никогда не достигали такого могущества. Их доля в мировом капиталистическом производстве в 1948 г. составила 54,6%. Вооруженные силы США расположились на основных направлениях мировых стратегических коммуникаций.

12 апреля 1945 г. умер американский президент Франклин Рузвельт. Его преемником стал вице-президент Гарри Трумэн, который заявил, что продолжит политику своего предшественника. Политический курс, провозглашенный Г. Трумэном в сентябре 1945 г., был назван “справедливым”.

Президентство Г. Трумэна совпало с улучшением экономической конъюнктуры в стране. Увеличение рабочих мест в 1944—1946 гг. привело к повышению численности рабочего класса и оживлению профсоюзного движения. Это, в свою очередь, привело к принятию законодательных актов в интересах широких слоев населения. Были приняты Закон о льготах ветеранам, так называемый “Солдатский билль”, Закон о занятости, предусматривавший принятие властями мер против безработицы. Был также подтвержден Закон о контроле над квартирной платой, который ограничивал ее рост.

В январе 1949 г. демократы внесли в сенат билль о строительстве в течение семи лет 1050 тыс. жилых единиц при содействии государства. Однако этот проект до конца не был выполнен. Ко времени истечения президентского срока Трумэна было построено менее 60 тыс. жилых единиц.

“Справедливый курс” Г. Трумэна был перечеркнут целым рядом консервативных законов. В этом ряду следует особо выделить Закон Тафта — Хартли, названный так по имени авторов законопроекта — сенатора Тафта и члена палаты представителей Хартли. Он был принят в 1947 г. и ограничивал права профсоюзов. Закон обязывал профсоюзы предоставлять правительству сведения о своей численности и денежных расходах. Он также запрещал им финансирование политических кампаний, проведение забастовок солидарности и пикетиро-вание. Коммунистам запрещалось занимать выборные посты в профсоюзах. Согласно закону, профсоюзы обязывались предварительно уведомлять хозяев и власти о предстоящей стачке. В случае проведения крупной забастовки, которая с точки зрения правительства “грозила здравоохранению и безопасности нации”, президент имел право приостановить стачку на 80 дней.

Проявлением ультраконсервативных тенденций в политике американских властей этого времени стал и указ президента Трумэна “о проверке лояльности”, в соответствии с которым с государственной службы стали изгоняться неугодные правым силам лица. Прежде всего это касалось тех, кто или симпатизировал, или лояльно относился к Советскому Союзу.

Консервативная внутренняя политика Г. Трумэна отразилась и на его внешнеполитическом курсе. Это получило проявление в так называемой “атомной дипломатии”. Взаимоотношения с СССР были центральным вопросом во внешней политике США. К этому времени определились две тенденции в отношениях с Советским Союзом. Первая из них была заложена Ф. Рузвельтом и направлена на послевоенное сотрудничество двух стран. Ее отстаивали ближайшие сподвижники покойного президента Г. Уоллес и Г. Гопкинс. Г. Трумэн и государственный секретарь Д. Бирнс в 1945—1946 гг. пытались занять золотую середину в отношениях с СССР, за что подвергались резким нападкам лидера республиканцев сенатора А. Ванденберга — сторонника жесткой линии относительно СССР. Ванденберг и его единомыш-ленники были сторонниками конфронтации с Советским Союзом, и Трумэн вынужден был уступить. Во внешней политике Соединенных Штатов на долгие годы утвердилась вторая тенденция.

Испытание ядерного оружия в Советском Союзе и победа революции в Китае вызвали активизацию в США ультраправых элементов. С января по октябрь 1949 г. под их давлением был устроен судебный процесс против компартии США. 11 ее представителей были осуждены и получили различные сроки заключения. В это же время правые заставили Конгресс производственных профсоюзов (КПП) исключить из своих рядов 11 профсоюзных организаций, насчитывавших 1 млн. человек, под предлогом проникновения в них коммунистов.

В 1950 г. был принят Закон Маккарэна — Вуда. Такое название он получил от имени двух сенаторов. Официально он назывался Закон о внутренней безопасности. Согласно ему, все организации, которые правительство считало неблагонадежными, должны были зарегистрироваться как подрывные в Министерстве юстиции. Отказ от регистрации наказывался пятилетним тюремным заключением и штрафом в размере 10 тыс. долларов. Сотни общественных организаций были объявлены подрывными.

В 1952 г. американский конгресс принял Закон Маккарэна — Уолтера, получивший официальное название Закон об иммиграции и гражданстве. Согласно ему, граждане Америки делились на коренных и некоренных американцев. Против некоренных применялись различного рода дискриминационные меры. Они должны были оставлять отпечатки пальцев в Федеральном бюро расследований (ФБР). При приеме на работу преимуществом пользовались коренные американцы, при сокращении рабочих мест или других обстоятельствах прежде всего увольнялись некоренные американцы. Этот закон явился наиболее ярким проявлением кризиса американской демократии в эти годы. Демократическая общественность США подвергла этот закон резкому осуждению, назвав его расистским. Апогеем наступления консервативных сил на демократические завоевания американского общества стал разгул маккартизма. Он приходится на 1950—1953 гг. Это политическое течение получило название по имени сенатора Джозефа Маккарти, который возглавил сенатскую подкомиссию по расследованию антиамериканской деятельности. В стране стала насаждаться атмосфера страха и подозрительности. Сослуживцы и соседи стали подозревать друг друга в“нелояльности”. В комиссию, возглавляемую Маккарти, стали вызывать ученых, профсоюзных деятелей, писателей и артистов и просто рядовых американцев. Даже если подозреваемые Маккарти избегали тюрьмы, их будущее было крайне незавидно. Они увольнялись с работы, лишались права на преподавание, научную и творческую деятельность. Десятки тысяч людей, обвиненных в неблагонадежности, лишались средств к существованию и обрекались на полную лишений жизнь. Многие американцы, получавшие повестки в комиссию Маккарти, предпочитали, находясь в отчаянном положении, свести счеты с жизнью.

После прихода к власти республиканской администрации Д. Эйзенхауэра Маккарти продолжил свою прежнюю деятельность по выявлению “врагов нации”. Вначале новый президент индифферентно относился к его маниакальной деятельности. Но терпение Д. Эйзенхауэра лопнуло, когда Маккарти заявил, что и в Белом доме засели шпионы. В 1954 г. президент назначил правительственную комиссию, которая обвинила Дж. Маккарти в клевете, неуважении к конгрессу, растрате не по назначению государственных средств и взяточничестве. Было установлено, что Маккарти получил взятку в 10 тыс. долларов от строительной компании “Ласторн корпорейшн” за поддержку в сенате выгодных этой компании законопроектов. После ственному регулированию цен на сельхозпродукцию и резкому сокра-щению помощи нерентабельным хозяйствам. Излишки фермерской продукции скупало государство. Так же, как и при Ф. Рузвельте, денежные субсидии выдавались тем фермерам, которые, сокращая земельные запашки, сохраняли прежнее количество урожая, увеличивая производительность труда и улучшая обработку почвы. Эта политика Эйзенхауэра получила название Программа земельного банка.

Однако эти меры были выгодны лишь представителям крупных хозяйств, которые могли себе позволить законсервировать отдельные земельные участки и, используя новую технику и удобрения, повышать производительность труда. Средние и тем более мелкие фермеры позволить себе подобное, конечно же, не могли.

Еще более острой была расовая проблема, или проблема афро-американского (негритянского) населения. В послевоенные годы произошли серьезные изменения в социальной структуре негритян-ского населения США. Миллионы негров покинули южные штаты и переселились на север и запад, в основном в промышленные центры. И даже в южных штатах афроамериканцы переселялись в города, пополняя их трудовое население. В 1960 г. 73,1% негритянского населения проживало в городах. Это меняло его социальный статус, превращая афроамериканцев в промышленных рабочих.

В связи с миграцией афроамериканцев в города начинается их борьба против дискриминации в промышленной сфере. При одинаково выполненной работе негры получали зарплату меньшую, чем белые граждане США. На квалифицированную работу принимали в первую очередь белых рабочих, на неквалифицированную — чернокожих. Продолжало существовать раздельное обучение чернокожих и белых детей, а также осуществлялась сегрегация на транспорте. Были автобусы “Только для белых” и “Только для черных”.

Администрация Д. Эйзенхауэра решила пойти навстречу афроамериканскому населению. В 1954 г. Верховный суд США отменил раздельное обучение чернокожих и белых детей. В 1955 г. 40-тысячное негритянское население Монтгомери выступило против сегрегации на транcпорте. Негры потребовали, чтобы они могли занимать места в автобусах вместе с белыми. В 1956 г. Верховный суд США принял постановление, согласно которому сегрегация в автобусах нарушает Конституцию США и поэтому отменяется. Однако власти южных штатов отказывались выполнять это решение суда. Эйзенхауэру так и не удалось до конца разрешить и расовую проблему.

Внешняя политика республиканцев определялась прежде всего характером отношений с Советским Союзом. Эти взаимоотношения носили крайне переменчивый характер. Будучи прагматиком, Д. Эйзенхауэр понимал, что США не в состоянии установить глобальный контроль во всех точках земного шара. Поэтому он допускал возможность сотрудничества между СССР и США в научной и куль-этого его политическая карьера закончилась. В 1957 г. Маккарти умер. Однако его идеи долгое время имели распространение среди определенной части американского общества.

Приход к власти республиканцев. Политика Г. Трумэна завела страну в тупик. На президентских выборах 1952 г. победу одержали республиканцы во главе с участником Второй мировой войны генералом Дуайтом Эйзенхауэром. Д. Эйзенхауэр столкнулся с тремя важными проблемами: война в Корее, расовые противоречия и положение американских фермеров. В своей предвыборной платформе генерал прежде всего обещал закончить корейскую войну, которая вызывала массовое недовольство в обществе. Став президентом, он выполнил свое обещание. 27 июля 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее.

Сложнее обстояло дело с фермерской и расовой проблемами. Американские фермеры находились в затруднительном положении, так как имелись проблемы по сбыту произведенной продукции. Правительство Эйзенхауэра попыталось разрешить эту проблему, приняв Закон о гибком паритете. Смысл его сводился к правитель турных областях, вследствие чего наметилось некоторое сближение между двумя странами. По приглашению Д. Эйзенхауэра осенью 1959 г. США посетил Председатель Совета Министров СССР

Н. С. Хрущев. Летом 1960 г. должно было состояться ответное посещение Эйзенхауэром Советского Союза. Однако инцидент с американским самолетом-разведчиком “У-2” вновь обострил конфронтацию. Встреча в верхах была сорвана, начался новый виток противостояния между двумя мировыми державами.

Из закона о внутренней безопасности (1950 г.)

§ 22. ... Не разрешается въезд в США любому иностранцу, подпадающему под любую из следующих категорий:

(1) иностранцы, стремящиеся въехать в Соединенные Штаты с целью исклю-чительно, главным образом или время от времени заниматься деятельностью, наносящей ущерб общественным интересам или подвергающей опасности благосостояние или безопасность Соединенных Штатов.

1.Охарактеризуйте экономическое и политическое положение США после Второй мировой войны.

2.Чем определяется роль США как ведущей мировой державы?

3.Какие факты свидетельствуют о правоконсервативных проявлениях во внутренней политике США в 50-х годах?

4.Расскажите о политике администрации Д. Эйзенхауэра.

США в 1960—2010 гг.

Демократы у власти. Политика Дж. Кеннеди и Л. Джонсона.

Восьмилетнее правление республиканцев вызвало разочарование у многих граждан США, поэтому Демократическая партия получала реальную возможность для взятия реванша. На состоявшихся 8 ноября 1960 г. выборах президентом США был избран 43-летний представитель Демократической партии Джон Кеннеди.

Вступив в Белый дом 20 января 1961 г., Кеннеди произнес фразу: “Новые рубежи здесь”. Затем он изложил свою программу, которая получила название Политика новых рубежей.

Сущность внутренней политики Дж. Кеннеди сводилась к более активному использованию механизмов государственного регулирования и методов социального маневрирования.

В своей предвыборной платформе он обещал избирателям добиться ежегодного прироста экономики на 5%. И президент выполнит это обещание. По инициативе Кеннеди был принят закон, согласно которому предоставлялась 7%-ная скидка с налога корпорациям, которые вкладывали свои капиталы в новое промышленное оборудование. Это дало возможность США совершить мощный прорыв к новым технологиям.

Научно-техническая революция вела к сокращению рабочих мест, и в стране увеличивалась безработица. По настоянию Кеннеди в 1961 г. была принята программа по переустройству районов, стра-дающих хронической безработицей. Она касалась так называемых старых отраслей промышленности, прежде всего угольной, в которой шел интенсивный процесс свертывания производства в результате появления новых видов энергоносителей. Кеннеди не удалось полностью ликвидировать безработицу, но он добился ее значительного снижения. В феврале 1961 г. насчитывалось 5,7 млн. безработных, а в сентябре 1964 г. их число сократилось до 3,7 млн. При непосредственном участии президента была повышена заработная плата — она увеличивалась на 3,2 %. Также был снижен пенсионный возраст — с 65 до 62 лет. Президент убедил Конгресс принять Билль о гражданских правах, который должен был препятствовать расовой дискриминации при приеме на работу и в общественных местах.

При Дж. Кеннеди происходит смена внешнеполитических доктрин. Вместо доктрины массированного возмездия Кеннеди предлагает доктрину гибкого реагирования. В 1961 г. американский президент формулирует политический проект для Латинской Америки, получивший название “Союз ради прогресса”. Эта политика провозглашалась как оказание помощи латиноамериканским странам. Для других стран третьего мира была создана организация под названием “Корпус мира”, в которую входили молодые американцы, направлявшиеся в эти страны для пропаганды американского образа жизни и оказания им помощи.

Вопреки сторонникам жесткой линии во внешней политике Кеннеди идет на подписание в 1963 г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах. Однако именно при Кеннеди разразился Карибский кризис, в ходе которого мир оказался на волосок от ядерной катастрофы.

Политика Кеннеди вызывала крайне неоднозначную реакцию в Соединенных Штатах. Особенно были недовольны представители крупных нефтяных компаний, которые по его инициативе были подвергнуты дополнительному налогообложению. Подвергалась критике и внешняя политика президента. Во время предвыборной поездки по стране 22 ноября 1963 г. Дж. Кеннеди был убит в г. Далласе (штат Техас).

Кеннеди Джон Фицджеральд (1917—1963)

Родился в Бруклине в респектабельной семье католиков ирландского происхождения. Окончил Лондонскую школу экономики и Гарвардский университет. В годы войны служил в Военно-морском флоте США на Тихом океане. С начала 1945 г. работал в газете “Inter-national News Service”. В качестве корреспондента присутствовал на заключительной Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции. Возвратившись в США, занялся политической карьерой. В 1947 г. был избран депутатом палаты представителей от Демократической партии штата Массачусетс. В 1953 г. стал сенатором. В ноябре 1960 г. избран президентом США. Дж. Кеннеди наметил целый ряд серьезных социально-экономических реформ в интересах широких слоев населения. Во внешней политике проявлял исключительно трезвый подход относительно сложившегося соотношения сил на между-народной арене будучи твердо уверенным в том, что будущее мирового развития будет зависеть от советско-американских отношений. В своей известной речи в Американском университете подчеркнул, что интересы США и СССР не пересекаются ни в одной из точек земного шара. Курс, взятый Дж. Кеннеди, вызвал бешеные нападки со стороны ультраправых расистских кругов США. 22 ноября 1963 г. Дж. Кеннеди был убит в г. Далласе (штат Техас).

После гибели Кеннеди пост президента занял вице-президент Линдон Джонсон. В 1964 г. он был избран президентом США. Л. Джонсон провозгласил программу создания “Великого общества”. Она предусматривала целый комплекс мероприятий. По рекомендации президента Конгрессом был одобрен проект оказания помощи депрессивным районам. Вступил в силу закон, направленный на обеспечение участия негров в выборах. Были ассигнованы средства на общественные работы, жилищное и городское строительство, помощь престарелым, финансирование общественных начальных и средних школ, вузов, лечебных центров. Были увеличены субсидии и кредиты фермерам.

Однако все эти меры были ослаблены впечатлением от внешней политики Л. Джонсона. При нем значительно увеличился американский военный контингент во Вьетнаме — он достиг 500 тыс. человек. США все более увязали в этой стране. Начинается подъем массового антивоенного движения. В Конгрессе США складывается оппозиция внешней политике Джонсона.

Внутренняя и внешняя политика США в конце 60-х — 70-х годах.

На президентских выборах 1968 г. побеждает представитель Республиканской партии Ричард Никсон. В 1969—1971 гг. страну поразил экономический кризис. Снизился уровень промышленного производства, выросла безработица, наблюдается усиление инфляции.

15 августа 1971 г. Никсон объявил о новой экономической политике. Согласно этой программе, должна была произойти стабилизация цен и заработной платы. Но в действительности эти меры привели к замораживанию зарплаты, а рост цен остановить так и не удалось. Правительство Р. Никсона несколько раз увеличивало размеры пенсий, пособий, выплачиваемых в связи с потерей трудоспособности и кормильца. В 1972 г. вступил в силу закон, который внес существенные изменения в страхование по безработице. Право на получение этих пособий было предоставлено еще 4,8 млн. рабочих и служащих. Но особенно широкое распространение в 70-х годах получила система государственной помощи семьям, находившимся ниже черты бедности.

В области внешней политики администрация Никсона выступала за то, чтобы “эра конфронтации сменилась эрой переговоров”.

В 1972 г.

Наши рекомендации