Для проверки усвоения категориального аппарата

по дисциплине

1. Установите взаимосвязь понятий политика, политическая система, политическая власть.

2. Установите взаимосвязь понятий политическая система, политическая власть, политический режим.

3. Установите взаимосвязь понятий политика, элита, лидер, субъекты политики.

4. Установите взаимосвязь понятий Политическая власть, легитимность власти, лидер.

5.Установите взаимосвязь понятий политическая система, государство, политический режим.

6.Установите взаимосвязь понятий политическая система, государство, политическая партия.

7. Установите взаимосвязь понятий политическая власть, экономика, право.

8.Установите взаимосвязь понятий политическая власть, мораль, право, насилие.

9.Установите взаимосвязь понятий политическая система, конституция, правовое государство.

10.Установите взаимосвязь понятий демократический политический режим, правовое государство, гражданское общество.

11.Установите взаимосвязь понятий государство, экономика, политический режим.

12.Установите взаимосвязь понятий политическая система, политическая культура, политическая социализация.

13.Установите взаимосвязь понятий политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал- реформизм, коммунизм.

14.Установите взаимосвязь понятий государство, республика, монархия.

15.Установите взаимосвязь понятий политика, политический интерес субъекты политики, лоббизм.

16.Установите взаимосвязь понятий политический режим, правовое государство, экономика.

17.Установите взаимосвязь понятий политическая партия, партийная система, избирательная система.

18. Установите взаимосвязь понятий политическая система, демократия, избирательное право.

19.Установите взаимосвязь понятий политическая партия, общественно-политическое движение, группа интересов (лобби), политическая власть.

20.Установите взаимосвязь понятий избирательная система, избирательная кампания, выборы.

21.Установите взаимосвязь понятий избирательная кампания, кандидат, избирательные комиссии, электорат, государство, партии.

22.Установите взаимосвязь понятий политическая система, конституция, СМИ.

23.Установите взаимосвязь понятий политика, экономика, социальное государство, средний класс.

24. Установите взаимосвязь понятий политическая культура, политический плюрализм,

субкультура, абсентеизм.

25.Установите взаимосвязь понятий политическая система, политическая власть, политический режим.

26.Установите взаимосвязь понятий элита, система гильдий, антрепренерская система, номенклатура.

27.Установите взаимосвязь понятий политика, церковь, государство, светское государство.

28.Установите взаимосвязь понятий Политика, социальная, культурная, молодёжная, национальная политика.

29.Установите взаимосвязь понятий государственная власть , Федеральное собрание, Правительство, Конституционный, суд, Верховный суд

30.Установите взаимосвязь понятий политика, Президент, депутаты, губернаторы, лидеры политических партий, гражданин.

31.Установите взаимосвязь понятий элита, система гильдий, антрепренерская система, номенклатура.

32.Установите взаимосвязь понятий государство, республика, федерация, власть.

33.Установите взаимосвязь понятий политический режим, фашизм, социал-национализм, большевизм, тоталитаризм.

34.Установите взаимосвязь понятий государство, социальное государство средний класс, экономика.

35.Установите взаимосвязь понятий политика, выборы, демократия , разделение властей.

36.Установите взаимосвязь понятий политика, политическая культура, политическая система, политические ценности, политические нормы .

37.Установите взаимосвязь понятий государство, монархия, республика, форма правления.

38.Установите взаимосвязь понятий политика, общественно-политические объединения, партии, группы интересов, лоббизм.

39.Установите взаимосвязь понятий политика, выборы, политическое поведение абсентеизм.

40.Установите взаимосвязь понятий политика, выборы, всеобщность, регулярность, альтернативность, гласность, свобода, демократия

41.Установите взаимосвязь понятий внутренняя и внешняя политика, суверенитет.

42. Установите взаимосвязь понятий национальные интересы, национальная безопасность, внешняя политика

Логические задания и проблемные вопросы

для подготовки к зачёту

1. Какая из двух точек зрения; на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики:

а) корни политики - в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве;

б) возникновение политики является следствием врожденной глупости человека. По замечанию нидерландского философа-гуманиста, писателя и богослова, автора известнейшего произведения «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1469-1536), «глупость создает государства, поддерживает - власть, религию, управление, суд»;

в) политика является результатом разделения общества на классы и служит поддержанию господства одного из них (класса богатых) над, другим (классом бедных). Поэтому, по определению В.И: Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами».

Аргументируйте свой ответ.

2. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как вы думаете, с чем это связано?

3. Какое утверждение ближе к истине:

а) политика есть искусство управления людьми (Платон);

б) политика является «самой главной из всех наук и искусств» {Аристотель)

в) «политика может быть определена как искусство и практика обеспечения групповых целей достигаемых путем преодоления сопротивления других групп» (современный американский политолог К. Райт). Так что же такое политика - искусство, наука или практика?

4. Какая из точек зрения соответствует, на ваш взгляд, действительности: определение сущности политики через понятия «власть», «государство» или в терминах «ресурсы» (ценности) и «влияние влиятельных групп». Вторую точку зрения отстаивает американский политолог Г. Лассуэлл. Он, в частности, пишет: «Влиятельные — это те, кто имеет большую часть того, что следует иметь. Наличные ценности могут быть определены как почет, доход, безопасность». Приведите аргументы в пользу выбранной точки зрения.

5. Какое утверждение о сущности и функциях политики в обществе, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) смысл политики — это конфликт, борьба, в которой те, кто обладают властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ;

б) политика есть сфера интеграции всех граждан в сообщество, попытка осуществить правление порядка и справедливости.

Приведите аргументы в пользу выбранного вами утверждения.

6. Как вы думаете, должна ли политика иметь границы? Следует ли вовлекать в нее население? Согласны ли вы с точкой зрения современного русского писателя А.И. Солженицына, который утверждает: «Политическая жизнь — совсем не главный вид жизнедеятельности человека... Чем размашистей идет в стране политическая жизнь, тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав, человек нуждается в том, чтобы отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств»?

7. Может ли, на Ваш взгляд политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.... Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете»? Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа.

8. Выделите достоинства и недостатки в понимании природы и устройства государства у древнегреческого философа Демокрита (460-370 до н.э.). «Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено; не добиваясь больших почестей, чем, ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, - величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии; когда оно гибнет, все гибнет»

9. В какой мере могут быть полезными для совершенствования деятельности современных государств следующие утверждения:

а) «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения... Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель — посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства... Привести к этой цели — назначение не земной, а божественной власти» (Фома Аквинский);

6) «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола - это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом» (Дж. Локк)?

Аргументируйте свой ответ.

10. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) «Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимо блага» (Т. Гоббс);

б) «Власть — не средство; она — цель... Власть состоит в том, ` чтобы причинять боль и унижать» (Дж. Оруэлл);

в) «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел);

г) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — организованное насилие одного класса для подавления другого (В. И. Ленин)?

11. Как вы думаете, справедливо ли следующее утверждение О. Тоффлера о власти: «Многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих взаимоотношений повсеместно обнаруживая своё влияние: в сексуальных отношениях, в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач и даже в планах и мечтах? В чем, на ваш взгляд, прав, а в чем не прав социолог?

12. Природа власти всегда неуловима. Это позволило М. Дюверже сравнить власть с двуликим Янусом: «Изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это инструмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выrоде и в ущерб вторым, и, с другой стороны, способ сохранять некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллективе для всеобщeгo блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти сосуществуют всегда». Как вы думаете, в чем причина двойственности власти?

13. Категория «политическая власть» имеет ряд родственных или близких понятий, например, влияние, контроль, авторитет, доминирование и т.д. Учитывая это, родоначальник бихевиоризма Ч. Мэрриам еще в 1934 г. писал: «В семье власти явно насчитывается больше одного члена, и важно понять поэтому взаимоотношения между ее отдельными сочленами. Политическая власть даже не может претендовать на старшинство в этой компании, хотя и предъявляет часто свои права на закрепление титулом превосходство. Братья и сестры столь многочисленны и агрессивны, что в каждый момент они могут объединиться против обладателя короны и если они это сделают, то царствование высшего авторитета может быть поставлено под угрозу». Кто же, на ваш взгляд, эти «братья и сёстры», которые могут ограничить официальную власть государства?

14. Английский социолог М. Янг в 1958 г. в книгe «Восход демократий» сформулировал теорию меритократии (от лат. meritus - заслуга, достоинство и греч. kratos — власть). В ней он указывал на то, что правление организованного большинства перерастает в так называемую меритократию, то есть правление с помощью ` лиц, имеющих особые заслуги и достоинства. Степень социального прогресса, по мнению М. Янга, зависит от меры сочетания власти и интеллекта.

Несколько позже американский социолог Д. Белл отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд». Как вы думаете, что лучше - правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современной России лежит принцип, меритократии?

15. Г. Моска выявил три способа существования «политического класса»: 1) «увековечение» без обновления; 2) «увековечение» с обновлением; 3) частое, обновление. Какой из перечисленных способов можно считать наиболее оптимальным для поступательного развития общества?

16. Немецкий социолог, П.Г. Дрейцель ввел понятие «социально-политическая элита», предполагая, что существует социальная и политическая элита, которые различаются степенью влияния на поступки других людей. Какие из перечисленных ниже rрупп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в социальную элиту, а какие — в политическую:

1) те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которые они достигли в результате: а) продуктивности своих знаний; 6) обладания, властью или влиянием на процесс принятия решений по сохранению или изменению социальной структуры;

2) те, кто участвует в нормотворчестве;

3) те, кто может быть примером поведения для других;

4) те, кто благодаря своему престижу нормативно определяет поведение людей?

17. Какова, по вашему мнению, природа лидерства по Ф. Ницше? Как известно, он делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои - сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяют смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо мораль — «оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей - «недочеловеков».

18. Когда-то Н. Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:

1) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать... Если уж приходится подданных угнетать, то следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;

2) «государи, когда дело идет о единстве их подданных, должны бояться прослыть жестокими»;

3) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, будить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;

4) «существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй - способ диких животных... Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;

5) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;

6) «предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение для него вредным»;

7) «государи должны обладать великим искусством притворства, и одурачивания... человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;

8) «государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам.

Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил.

19. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

20. До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии.

Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:

а) «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);

б) «Демократия — не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);

в) «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет — и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики...» (А.И. Герцен).

Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.

21. Какое из приведенных определений партии ближе, на ваш взгляд, к истине:

1) «Что такое партия? Это группа людей, которая добивается власти, чтобы иметь возможность выполнить свою программу. Партия, которая не хочет власти, недостойна называться партией» (Л. Троцкий);

2) «Партия - это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину» (Б. Констан);

3) «Политическая партия - это союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни» (Ю. Мартов)?

Какие существенные признаки партии отсутствуют в приведенных выше определениях?

22. В программе политической партии X отмечается: «Партия и дальше будет последовательно выступать за осуществление принципа социальной справедливости, достойную заработную плату для людей труда, государственную поддержку образования и здраво- охранения»; в программном заявлении партии У отмечается, что ее главной целью является «стимулирование экономической активности населения, развитие свободного предпринимательства за счет снижения налогов и уменьшение вмешательства т. уды ста и экономику». Определите, к каким типам партий относятся партии X и У.

23. Как вы теперь знаете, американский социолог Д. Белл в книге «Конец идеологии» настаивает на том, что эра идеологии завершена. Однако другой американский социолог и экономист У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Иначе говоря, он полагает, что идеи правят миром. Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против» того и другого.

24. Испанский философ Х. Ортега—де- Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с данным утверждением? Какова роль идеологии и политической пропаганды в формировании общественного мнения, групповых и индивидуальных предпочтений и ценностей?

25. Составьте перечень ценностей (политических, социально-экономических, духовных), которые Вам близки или которым Вы следуете в реальной жизни. Укажите, что у Вас вызывает отрицательные отношения в поведении близких, друзей, знакомых и незнакомых людей, политических лидеров, руководителей трудовых коллективов, в содержании материалов в электронных и печатных СМИ?

26.Определите, к какому типу политической культуры можно отнести Ваши оценки власти настроения, политическое поведение. Ответ (рассуждение) оформите в виде анкеты «вопрос – ответ» на тему «Мое отношение к миру политики и политикам». Желательно подтвердить свое отношение приведёнными фактами из жизни.

Уровень требований и критерии оценок

Промежуточный контроль (зачет) проводится в устной форме по представленным вопросам. Студенту выдаётся три вопроса по выбору преподавателя, на которые необходимо дать четкий, полный ответ. Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:

- оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, написание реферата, решения тестов, участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.);

- оценки итоговых знаний в ходе зачета.

Распределение баллов по видам работ:

№ п/п Вид отчетности Баллы
Работа в семестре
Зачет
3. Итого:

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами вуза.

Наши рекомендации