Построение категориального аппарата исследования

КОНСТРУИРОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Как уже отмечалось, начиная с первого курса осуществляетсясистематическая, вначале в опосредованной, а затем и в непосредственной форме, подготовка студентов к конструированию выпускной квалификационной работы.

Во всех этих видах и формах занятий в большей или меньшей степени выявляется предпочтение студентом того или иного направления, той или иной темы, в рамках которой может в дальнейшем осуществляться исследование.

Таков, в общих чертах, путь, призванный обеспечить, насколько это возможно, реальное вхождение в кульминационный момент освоения главной формы учебно-исследовательской деятельности будущего педагога-музыканта — конструирование бакалаврской квалификационной работы и ее категориального аппарата.

ПОСТРОЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными составляющими категориального аппарата исследования в рамках бакалавриата в области образования с профилем «Музыка» и сдвоенными профилями: «Музыка» и «Дополнительное образование», — являются: тема, проблема исследования и ее актуальность; объект исследования и степень его разработанности; предмет исследования; цель, задачи, гипотеза, теоретико-методические основы и методы исследования; база исследования.

ТЕМА и ПРОБЛЕМА музыкально-педагогического исследования и степень ее разработанности

В. А. Загвязинский усматривает шесть основных требований к выбору темы:

1. Актуальность (назревшая потребность в решении).

2. Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).

3. Перспективность (значимость на обозримый период).

4. Проблемность (необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике).

5. Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная, социально-личностная ориентация).

6. Опыт и заинтересованность исследователя. На пути выбора темы работы имеется много « подводных камней». Назовем некоторые из них:

· часто будущий исследователь выбирает настолько широкую тему, что она скорее может восприниматься на уровне диссертации (например, «Развитие музыкальных способностей школьников» (или музыкального слуха, вкусов и т. п.);

· в теме не обозначен возраст обучающихся;

· в теме отсутствует упоминание либо музыки, либо того или иного педагогического аспекта, что также является необходимым условием проведения музыкально-педагогического исследования в в сфере педагогики музыкального образования.

Приведем из практики два примера корректной формулировки темы музыкально-педагогического исследования:

· «Выявление и использование воспитательного потенциала музыки на уроках в начальной школе»

· «Личностно-социальная концепция В. А. Сухомлинского по проблеме музыкального образования школьников».

ОБЪЕКТ музыкально-педагогического исследования

Характеристика музыкально-педагогического исследования включает в себя: выделение объектной области или практической сферы процесса, который будет изучаться, — объекта исследования.

Примеры корректных формулировок объекта исследования в работах студентов:

• процесс развития приоритетных качеств личности обучающихся музыке в общеобразовательной школе;

• процесс формирования артистизма обучающихся в детской театрально-музыкальной студии.

Типичные ошибочные действия при определении объекте исследования.

Начинающие исследователи порой переводят объект музыкально-педагогического развития в другую плоскость.

Так, например, в одной из работ объектом исследовании титана «Музыкальная драматургия в произведениях крупной формы». В этом случае объектом исследования является не музыкально-педагогический процесс того или иного исследуемого явления, а один из разделов музыковедения.

Или другой пример неправильной формулировки объекта исследования: «Работа над переложениями для скрипки произведений Дж. Гершвина, содержащих элементы джазового ритма». В этом случае имеет место опять же не музыкально-педагогический процесс, а своего рода подготовительная деятельность специалиста к будущей исполнительской работе.

Примеры корректных формулировок предмета исследования

1. Педагогические условия и методы профилактикинарушений психомоторики и оптимального развития двигательных навыков учащихся-музыкантов (при этом в конкретной работе эти условия и методы указываются).

2. Индивидуальный подход к подбору фольклорногомузыкального материала в процессе формирования артистизма у учащихся детской театрально-музыкальнойстудии.

Типичные ошибки при определении предмета исследования:

Формулировка предмета исследования не указывает на пути решения проблемы: например, «обеспечение психологического комфорта в обучении эстрадного певца» выступает скорее как задача исследования. Примерно ту же ошибку мы встречаем в формулировке следующего «предмета» исследования: «Развитие чувства джазового ритма обучающегося в скрипичном классе музыкальной школы» (нет конкретных указаний на пути решения поставленной задачи).

Также недостаточно конкретно выглядит предмет исследования в такой формулировке: «Стилевое развитие учащихся детской музыкальной школы в процессе обучения игре на скрипке», поскольку, во-первых, не указано, какими музыкально-педагогическими средствами исследовательпредполагает осуществлять искомое развитие; во-вторых, с точки зрения филологии подобный термин формулируется как профессиональный жаргон, а потому не рекомендуется к употреблению в данной работе, носящей академический характер.

Примеры корректных формулировок цели исследования

1. Систематизация эффективных психолого-педагогических методов комфортной организации обучения в классе эстрадного вокала старших классов детской школы искусств.

2. Отбор и систематизация фольклорного музыкального материала в процессе развития артистизма учащихся детской театральной студии, задачи исследования.

3. Дифференцированный подход к профилактике нарушений моторики в процессе исполнительских движений в классе фортепиано детской музыкальной школы.

Типичные ошибочные действия при определении цели исследования заключаются, прежде всего, при формулировках цели, не носящей конкретного характера, например:

1. Способствовать всестороннему развитию учащихся.

2. Проанализировать процесс развития творческого воображения у младших дошкольников на музыкальных занятиях.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Как уже отмечалось, начиная с первого курса осуществляетсясистематическая, вначале в опосредованной, а затем и в непосредственной форме, подготовка студентов к конструированию выпускной квалификационной работы.

Во всех этих видах и формах занятий в большей или меньшей степени выявляется предпочтение студентом того или иного направления, той или иной темы, в рамках которой может в дальнейшем осуществляться исследование.

Таков, в общих чертах, путь, призванный обеспечить, насколько это возможно, реальное вхождение в кульминационный момент освоения главной формы учебно-исследовательской деятельности будущего педагога-музыканта — конструирование бакалаврской квалификационной работы и ее категориального аппарата.

ПОСТРОЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными составляющими категориального аппарата исследования в рамках бакалавриата в области образования с профилем «Музыка» и сдвоенными профилями: «Музыка» и «Дополнительное образование», — являются: тема, проблема исследования и ее актуальность; объект исследования и степень его разработанности; предмет исследования; цель, задачи, гипотеза, теоретико-методические основы и методы исследования; база исследования.

Наши рекомендации