Педагогика как наука, ее структура. Характеристика категориального аппарата педагогической науки.

Педагогика как наука и искусство. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории. Выделение педагогики в особую отрасль научного знания, ее ведущие деятели. Влияние идеологии общества на развитии педагогической теории и практики. Предмет педагогики и современные проблемы ее исследования. Структура науки. Отрасли педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Воспитание, обучение и развитие. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание и развитие личности (базовая культура личности и пути ее формирования). Личностно-ориентированное обучение. Развитие личности в условиях вариативных образовательных систем. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие. Инновационная педагогика.

30. Концепции современного образования. Ступени образования, общие требования к уровню подготовки учащихся.

Концепция – одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения подсистем. Концепция непрерывного образования. Фундаментализация образования. Информационная емкость и прикладная универсальность. Интеграция образования, усиление межпредметных связей. Изменение парадигмы образования. Усиление внимание к прогматической направленности знаний. Формирующая и развивающая образовательная парадигма. Гуманистические концепции образования. Гуманистическая парадигма профессионального педагогического образования. Концепция самоактуализации А. Маслоу. Концепция педагогики свободы О.С. Газмана. Концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа. Е.В. Бондаревской. Синергетическая концепция самоорганизуемого воспитания. Обобщенная феноменологическая концепция воспитания. Модель личностной педагогической поддержки. Аксиологический подход в образовании. Личностно-ориентированное обучение. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества. Концепция профессионального развития Л.М. Митиной. Модель адаптивного поведения и модель профессионального развития, их стадии. Концепция профессионального развития Э.Ф. Зеера. Зарубежные концепции профессионального развития личности. Концепция социально-гуманитарного образования в современной школе. Принципы отбора материала. Ступени образования и общие требования к уровню подготовки учащихся в основой и средней (полной) школе. Концепция развития высшего профессионального образования в Мурманской области (проект). Основные предпосылки реализации концепции, основные направления и показатели развития высшего профессионального образования в Мурманской области.

31. Информационные технологии в образовательной деятельности.

Компьютер в учебно-воспитательном процессе. Мультимедиакомпьютеры, видеоклассы (их преимущества), информационные центры и медиатеки. Проблемы обучения, решаемые с помощью компьютера в процессе обучения. Возможности и задачи применения компьютеров в обучении и воспитании. Многофункциональность использования компьютеров. Риски компьютеризации и информатизации школы, применения электронных носителей информации в учебно-воспитательном процессе. Способы использования компьютеров в качестве средства обучения. Программное обеспечение компьютеризации. Учебные телекоммуникационные проекты, телеконференции. Дистанционное обучение и другие формы обучения. Виртуальное дистанционное обучение. Информационная модель образовательного учреждения. Технические, психолого-педагогические и санитарно-гигиенические требования к оборудованию помещений, к применяемой аппаратуре и техническим средствам обучения. Проблемы массовой информатизации образовательных учреждений. Информатизация учебного процесса как одна из ведущих задач модернизации российского образования.

32. Инновационные процессы в образовании.

Педагогическая инноватика. Понятие инновационного образования и инновационной дидактики. Инновационный подход в построении процесса обучения. Инновационные технологии в обучении. «Инновация» и «Новация». Законодательное, нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в образовании. Основные направления инновационных процессов в образовании. Цели и задачи инновационной деятельности в образовании. Сущность инновационного обучения в школе и в вузе. Участники инновационной деятельности в школе. Факторы, способствующие развитию инноватики в образовании. Научно-методическая, психолого-педагогическая поддержка творчески работающего учителя. Механизм выявления, изучения, оценки, оформления, тиражирования наиболее продуктивных результатов инновационной деятельности. Внедрение в школе и в вузе современных психолого-педагогических и методических новаций в процессе обучения и воспитания. Инновационный климат в образовательном учреждении, инновационная активность педагога и организатора образования.

33. Компетентностный подход в образовании.

Понятие компетенции и компетентности. Теория и практика компетентностного подхода в отечественной и зарубежной педагогике. Требования к выпускнику педагогического учебного заведения. Педагогическая эрудиция как важнейшее условие педагогического мастерства. Характеристика взаимосвязи компетентностного и системного подходов. Классификация педагогических умений и компетенций. Характеристика ключевых компетенций. Содержание познавательных, творческих, общекультурных, социально-психологических, профессиональных компетенций. Педагогические, учебно-методические и иные условия по формированию компетентности специалиста в вузе. Самообразование в развитии компетентности. Структура труда педагога. Пути развития педагогического профессионализма. Стили работы учителя. Характеристика авторитарных и гуманных отношений педагога с обучающимися и воспитанниками. Микроклимат в педагогическом коллективе.

Наши рекомендации