В чем сущность управленческого труда?

1) управление действием и поведением людей

2) ввод и вывод информации

3) операторный труд

4) в реализации функций управления

5) документооборот в процессе реализации управленческого решения

Правильный ответ: 4

12. Глава муниципального образования, избранный населением на муниципальных выборах, может (может быть несколько вариантов ответов):

1) возглавлять местную администрацию

2) совмещать должность главы представительного органа и главы местной администрации в любых муниципальных образованиях

3) возглавлять представительный орган муниципального образования

4) совмещать должность главы представительного органа и главы местной администрации только в поселениях с численностью менее 1000 человек

5) совмещать должность главы представительного органа и главы местной администрации только в сельских поселениях

Правильный ответ: 1,3,5

13. Назовите законы построения и совершенствования систем государственного управления:

1) закон единства общих и частных функций ГМУ

2) закон соответствия

3) функционально-отраслевой закон

4) закон необходимого разнообразия

5) закон организации контроля и исполнения управленческих решений

Правильный ответ: 2,4

14. В целях защиты местного самоуправления уполномоченные органы МСУ вправе обращаться в:

1) органы прокуратуры РФ

2) суды общей юрисдикции

3) европейский суд

4) конституционный суд РФ

5) все перечисленные правоохранительные органы

Правильный ответ: 5

15. Изменить структуру органов местного самоуправления в поселении можно только путем:

1) внесения изменений в устав муниципального района, на территории которого находится поселение

2) внесения изменений в устав поселения

3) внесения изменений в положения об органах, входящих в структуру органов местного самоуправления данного поселения

Правильный ответ: 2

Критерии оценки тестов

Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий. На решение одного теста дается 2 минуты. Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.

Таблица 9

Показатель Баллы
Оценка
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Процент правильно выполненных заданий из 15 возможных 100-90 89-70 60-69

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Основы государственного и муниципального управления»

1. Сущность и содержание государственного управления. Соотносительность социального и государственного управления.

2. Структура и содержание научных основ государственного и муниципального управления.

3. Предмет и содержание общей теории государственного и муниципального управления.

4. Законы, закономерности и принципы, исследуемые общей теорией государственного и муниципального управления.

5. Сущность и содержание теории искусства государственного и муниципального управления.

6. Сущность управленческой деятельности и управленческих отношений. Классификация управленческих отношений.

7. Функции в социальном и государственном управлении: понятие и классификация.

8. Соотносительность функций государственного управления с функциями государства.

9. Методы государственного управления. Понятие и классификация. Мотивационная природа.

10. Содержание административных и организационных методов государственного управления.

11. Содержание экономических методов государственного управления.

12. Содержание социальных и психологических методов управления.

13. Государственно-территориальное устройство РФ. Территория как объект управления.

14. Президент РФ: конституционно-правовой статус, полномочия и роль в системе государственного управления.

15. Классификация органов государственного управления.

16. Федеральные органы государственной власти и их компетенция.

17. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: статус, функции, структура.

18. Глава субъекта федерации – требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.

19. Организационные структуры органов государственного управления

20. Информационное обеспечение государственного управления. Понятие и классификация информации в органах государственного управления.

21. Управленческие решения. Этапы подготовки и реализации управленческих решений, требования к качеству управленческих решений.

22. Контроль в органах государственного управления. Понятие и виды. Система контрольных органов в государственном управлении.

23. Служебные совещания: классификация, цели и задачи.

24. Содержание и сущность местного самоуправления.

25. Принципы и признаки местного самоуправления.

26. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление».

27. Правовые основы местного самоуправления. Конституция РФ. Европейская хартия местного самоуправления.

28. Теории возникновения местного самоуправления.

29. Конституционные принципы государственной власти США.

30. Федеральные органы государственной власти в Германии.

31. Организация местного самоуправления во Франции и Италии.

32. Основные направления муниципальной реформы в современной России.

33. Типология муниципальных образований. Критерии и принципы.

34. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их реализации.

35. Компетенция местного самоуправления в осуществлении отдельных переданных государственных полномочий.

36. Система органов местного самоуправления. Структура органов.

37. Основные модели организации местного самоуправления.

38. Формирование органов местного самоуправления.

39. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

40. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

41. Понятие и целевое назначение муниципальной собственности.

42. Бюджет муниципального образования и смета доходов и расходов.

43. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.

44. Доходы бюджета поселения. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

Критерии оценки устного ответа на экзамене.За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.

Таблица 10

№ п/п Уровень ответа на зачете Начисляемые баллы
1. Отлично (полный ответ на вопрос из списка) 40 баллов
2. Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 30 баллов
3. Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) 20 баллов
4. Неудовлетворительно (неправильный ответ) 0 баллов

Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на зачете, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.

Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения

Таблица 11

№ п/п Общая сумма баллов Итоговая оценка
Форма итогового контроля – экзамен
1. От 85 до100 баллов Отлично
2. От 70 до 84 баллов Хорошо
3. От 55 до 69 баллов Удовлетворительно
4. От 0 до 54 баллов Неудовлетворительно

Кейсовые задания для проведения промежуточной аттестации

Задание 1. Проведите матричное соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление» на основе знания международных нормативно-правовых актов и федерального законодательства Российской Федерации. Продемонстрируйте основные принципы работы с информационно-правовой системой «Гарант» и справочно-правовой системой «Консультант Плюс». Заполните таблицу, сформулируйте выводы в виде эссе.

Понятия Европейская хартия ФЗ-131 от 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» ФЗ-154 от 1995 г.«Об общих принципах организации МСУ в РФ» Современная наука
Местное самоуправление        
Муниципальное управление        

Задание 2. Определите основные отличительные признаки государственного и социального управления, муниципального управления и местного самоуправления, муниципального управления от государственной власти и заполните таблицу.

Отличительные признаки
Государственное управление Социальное управление Местное самоуправление Муниципальное управление
       
       

Решение кейсовых заданий позволяет использовать основные принципы работы с деловой информацией, информационными системами и базами данных. Кроме того, формируется умение и навыки анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; ориентироваться в тонкостях законодательства, связанного с государственным и муниципальным управлением, а также с деятельностью органов власти.

4.4. Методические материалы.

Освоение дисциплины «Основы государственного и муниципального управления» предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся базовых системных теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для их применения на практике.

В данной рабочей программе предусмотрены методические рекомендации по освоению дисциплины. В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:

1. в рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях. Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля для дополнительных записей. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.

2. в рамках практических (семинарских) занятий – участвовать в обсуждении учебных вопросов, в проведении дискуссии, коллективном обсуждении проблем с целью установления путей ее решения; принимать участие в решении логических задач через поиск ответов в первоисточнике, проводить анализ текущих событий и современного законодательства в рамках темы. Семинарские занятия по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» проводятся с целью применения и расширения знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы над литературными источниками с использованием современных информационных технологий, в частности, сети Интернет.

3. в рамках промежуточного и итогового тестирования – решить тестовые и кейсовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;

4. в рамках самостоятельной работы – готовить рефераты, доклады на заданную тематику; изучать лекционный и дополнительный материал, осуществлять предварительную подготовку. Целью самостоятельной работы является повторение, закрепление и расширение пройденного на аудиторных занятиях материала.

5. промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена.

Наши рекомендации