В чем сущность управленческого труда?
1) управление действием и поведением людей
2) ввод и вывод информации
3) операторный труд
4) в реализации функций управления
5) документооборот в процессе реализации управленческого решения
Правильный ответ: 4
12. Глава муниципального образования, избранный населением на муниципальных выборах, может (может быть несколько вариантов ответов):
1) возглавлять местную администрацию
2) совмещать должность главы представительного органа и главы местной администрации в любых муниципальных образованиях
3) возглавлять представительный орган муниципального образования
4) совмещать должность главы представительного органа и главы местной администрации только в поселениях с численностью менее 1000 человек
5) совмещать должность главы представительного органа и главы местной администрации только в сельских поселениях
Правильный ответ: 1,3,5
13. Назовите законы построения и совершенствования систем государственного управления:
1) закон единства общих и частных функций ГМУ
2) закон соответствия
3) функционально-отраслевой закон
4) закон необходимого разнообразия
5) закон организации контроля и исполнения управленческих решений
Правильный ответ: 2,4
14. В целях защиты местного самоуправления уполномоченные органы МСУ вправе обращаться в:
1) органы прокуратуры РФ
2) суды общей юрисдикции
3) европейский суд
4) конституционный суд РФ
5) все перечисленные правоохранительные органы
Правильный ответ: 5
15. Изменить структуру органов местного самоуправления в поселении можно только путем:
1) внесения изменений в устав муниципального района, на территории которого находится поселение
2) внесения изменений в устав поселения
3) внесения изменений в положения об органах, входящих в структуру органов местного самоуправления данного поселения
Правильный ответ: 2
Критерии оценки тестов
Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий. На решение одного теста дается 2 минуты. Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.
Таблица 9
Показатель | Баллы | ||
Оценка | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | |
Процент правильно выполненных заданий из 15 возможных | 100-90 | 89-70 | 60-69 |
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Основы государственного и муниципального управления»
1. Сущность и содержание государственного управления. Соотносительность социального и государственного управления.
2. Структура и содержание научных основ государственного и муниципального управления.
3. Предмет и содержание общей теории государственного и муниципального управления.
4. Законы, закономерности и принципы, исследуемые общей теорией государственного и муниципального управления.
5. Сущность и содержание теории искусства государственного и муниципального управления.
6. Сущность управленческой деятельности и управленческих отношений. Классификация управленческих отношений.
7. Функции в социальном и государственном управлении: понятие и классификация.
8. Соотносительность функций государственного управления с функциями государства.
9. Методы государственного управления. Понятие и классификация. Мотивационная природа.
10. Содержание административных и организационных методов государственного управления.
11. Содержание экономических методов государственного управления.
12. Содержание социальных и психологических методов управления.
13. Государственно-территориальное устройство РФ. Территория как объект управления.
14. Президент РФ: конституционно-правовой статус, полномочия и роль в системе государственного управления.
15. Классификация органов государственного управления.
16. Федеральные органы государственной власти и их компетенция.
17. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: статус, функции, структура.
18. Глава субъекта федерации – требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
19. Организационные структуры органов государственного управления
20. Информационное обеспечение государственного управления. Понятие и классификация информации в органах государственного управления.
21. Управленческие решения. Этапы подготовки и реализации управленческих решений, требования к качеству управленческих решений.
22. Контроль в органах государственного управления. Понятие и виды. Система контрольных органов в государственном управлении.
23. Служебные совещания: классификация, цели и задачи.
24. Содержание и сущность местного самоуправления.
25. Принципы и признаки местного самоуправления.
26. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление».
27. Правовые основы местного самоуправления. Конституция РФ. Европейская хартия местного самоуправления.
28. Теории возникновения местного самоуправления.
29. Конституционные принципы государственной власти США.
30. Федеральные органы государственной власти в Германии.
31. Организация местного самоуправления во Франции и Италии.
32. Основные направления муниципальной реформы в современной России.
33. Типология муниципальных образований. Критерии и принципы.
34. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их реализации.
35. Компетенция местного самоуправления в осуществлении отдельных переданных государственных полномочий.
36. Система органов местного самоуправления. Структура органов.
37. Основные модели организации местного самоуправления.
38. Формирование органов местного самоуправления.
39. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
40. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
41. Понятие и целевое назначение муниципальной собственности.
42. Бюджет муниципального образования и смета доходов и расходов.
43. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.
44. Доходы бюджета поселения. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
Критерии оценки устного ответа на экзамене.За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
Таблица 10
№ п/п | Уровень ответа на зачете | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на зачете, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на зачете, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
Таблица 11
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
Кейсовые задания для проведения промежуточной аттестации
Задание 1. Проведите матричное соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление» на основе знания международных нормативно-правовых актов и федерального законодательства Российской Федерации. Продемонстрируйте основные принципы работы с информационно-правовой системой «Гарант» и справочно-правовой системой «Консультант Плюс». Заполните таблицу, сформулируйте выводы в виде эссе.
Понятия | Европейская хартия | ФЗ-131 от 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» | ФЗ-154 от 1995 г.«Об общих принципах организации МСУ в РФ» | Современная наука |
Местное самоуправление | ||||
Муниципальное управление |
Задание 2. Определите основные отличительные признаки государственного и социального управления, муниципального управления и местного самоуправления, муниципального управления от государственной власти и заполните таблицу.
Отличительные признаки | |||
Государственное управление | Социальное управление | Местное самоуправление | Муниципальное управление |
Решение кейсовых заданий позволяет использовать основные принципы работы с деловой информацией, информационными системами и базами данных. Кроме того, формируется умение и навыки анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; ориентироваться в тонкостях законодательства, связанного с государственным и муниципальным управлением, а также с деятельностью органов власти.
4.4. Методические материалы.
Освоение дисциплины «Основы государственного и муниципального управления» предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся базовых системных теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для их применения на практике.
В данной рабочей программе предусмотрены методические рекомендации по освоению дисциплины. В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:
1. в рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях. Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля для дополнительных записей. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.
2. в рамках практических (семинарских) занятий – участвовать в обсуждении учебных вопросов, в проведении дискуссии, коллективном обсуждении проблем с целью установления путей ее решения; принимать участие в решении логических задач через поиск ответов в первоисточнике, проводить анализ текущих событий и современного законодательства в рамках темы. Семинарские занятия по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» проводятся с целью применения и расширения знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы над литературными источниками с использованием современных информационных технологий, в частности, сети Интернет.
3. в рамках промежуточного и итогового тестирования – решить тестовые и кейсовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. в рамках самостоятельной работы – готовить рефераты, доклады на заданную тематику; изучать лекционный и дополнительный материал, осуществлять предварительную подготовку. Целью самостоятельной работы является повторение, закрепление и расширение пройденного на аудиторных занятиях материала.
5. промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена.