Вопрос 3. Особенности коммерческой тайны как объекта права интеллектуальной собственности.

ГКУ дает определение коммерческой тайны (ст. 505) как сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого характера, за исключением тех, которые по закону не могут быть внесены к коммерческой тайне. Эта информация является секретной в том понимании что является неизвестной и не является легкодоступной для третьих лиц, а лицо, которое ее контролирует, принимает меры относительно сохранения ее секретности.

То есть ГКУ определяет критерии, которым должна отвечать коммерческая тайна:

· сведения, составляющие коммерческую тайну, поданные в форме информации;

· секретность информации (недоступность для ознакомления без разрешения неопределенному кругу лиц);

· коммерческая ценность;

· обеспечение адекватных средств охраны со стороны лица, которое законно контролирует эту информацию.

Только при выполнении этих условий предприниматель имеет право на судебную защиту своих интересов.

В понятии коммерческой тайны сочетают условно:

- деловую информацию;

- служебную тайну;

- торговый секрет (Trade secrets);

- нераскрытую информацию – ноу-хау (от англ. know-how – „знать как“);

- конфиденциальную информацию.

Все эти понятия очень близки, но не являются синонимами и имеют свое применение, хотя большинство из них появилась в Украине с развитием рыночных отношений и конкуренции предприятий.

Например, в законе „Об информации“ указано, что конфиденциальная информация – это сведения, которые принадлежат отдельным физическим или юридическим лицам, которые их используют или распоряжаются ими, в частности распространяется по своему желанию и в соответствии с условиями, которые определяют сами.

Законодательство определяет, какая информация не может относиться к коммерческой тайне: документы на право заниматься предпринимательством, уставные документы, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, документы, позволяющие проверить начисление и выплату налогов, сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, реализации продукции, что вредит здоровью и тому подобное. Полный перечень содержит постановление КМУ от 9 августа 1993 г. N 611 «О перечне сведений, которые не составляют коммерческой тайны».

Коммерческая тайна как объект ИС не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации, исполнения любых формальностей и уплаты государственных сборов.

Субъекты права на коммерческую тайну:

· субъекты предпринимательской деятельности, то есть физические и юридические лица, которые осуществляют свою деятельность с целью получения прибыли и являются коммерческими организациями;

· юридические лица – некоммерческие организации, которые в ходе своей деятельности получили результаты (опыт, знания и тому подобное), которые могут заинтересовать других людей.

Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может обладать коммерческой тайной, потому что коммерческой тайной считается лишь та информация, что касается предпринимательской деятельности. Но такое физическое лицо может купить право на использование коммерческой тайны.

Иностранные граждане и иностранные юридические лица имеют те же права, что и национальные субъекты права.

Владелец имущественных прав на коммерческую тайну, имеет право:

· использовать все допустимые законом способы для обеспечения секретности информации;

· требовать от других лиц воздерживаться от проникновения в коммерческую тайну;

· распоряжаться информацией, которая составляет коммерческую тайну (разглашать перед публикой, продавать, переступать и т. п.).

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности и организацией охраны определяет субъект предпринимательской деятельности.

Охрана коммерческой тайны должен быть частью системы управления предприятием и системы безопасности. Система безопасности непосредственно связана с маркетингом, патентованием, информационным обеспечением.

Особенно важна система безопасности для предприятий-экспортеров.

Обязанности работника по сохранению коммерческой тайны оговаривают в трудовом контракте. Во многих странах предусмотрено подписание работником договора о неразглашении: обязательство не разглашать известную информацию как во время работы в компании, так и в течение определенного срока после увольнения.

Например, в США между работодателем и наемным работником заключается соглашение о недопустимости конкуренции, что ограничивает право работника работать у конкурента. Таким образом, работодатель защищает интеллектуальный капитал своей фирмы. Из условий социальных требований сделки ограничены:

· по времени – чаще всего 3 года;

· географически – в зависимости от ограниченности бизнеса работодателя определенными географическими рынками, за пределами которых деятельность рабочего не будет вредной; касается локального бизнеса – парикмахеры, химчистки, косметологи, малый бизнес и т. п.;

· по масштабу – если есть большое количество конкурентов, вследствие нескольких видов экономической деятельности.

Прежде чем ознакомиться с конфиденциальной информацией, надо удостовериться, что она не помешает использовать информацию, которая известна из других источников. Из соглашения о конфиденциальной информации изымают информацию, которая:

· считается общедоступной;

· раскрыта владельцем информации третьему лицу без обязательства конфиденциальности;

· уже находится в распоряжении заинтересованного лица, может попасть в нее в будущем из независимых источников или может быть создана этим лицом без использования конфиденциальных материалов. Этот пункт может базироваться только на доверии.

Конфиденциальная информация должна быть описана очень четко и достаточно узко и конкретно. Обязательства исчезают, когда информация теряет актуальность, но в соглашении указывают временные рамки ( например, в США это 3 года).

При заключении лицензионных соглашений предусматривают дополнительные условия относительно обязательства сторон по сохранению режима конфиденциальности, объем и способы использования таких сведений, вознаграждение владельцу и штрафные санкции за разглашение.

Существуют правомерные способы получения коммерческой тайны.

1. Независимое открытие. При этом владелец незапатентованного производственного сектора может его потерять. Если конкурент, который независимо открыл информацию, ее засекретить, то возникает два владельцы одной и той же коммерческой тайны.

2. Обратный технический анализ („обратная инженерия“) – выявление секретов работы или изготовления в процессе исследования продукции, что есть в широкой продаже. Полученный секрет можно использовать, но не запатентовать как изобретение.

3. Добросовестное приобретение у лица, которое не имело права передавать информацию. В случае отсутствия умысла, когда лицо не знало, что получает информацию неправомерно, она освобождается от применения каких-либо санкций. Если недобросовестность покупателя сведений не доказана, он имеет право свободно использовать их в своей деятельности.

Для защиты своих прав обладатель коммерческой тайны может применять:

· самозащита нарушенных прав – самостоятельная нейтрализация и выведение из строя технических средств, незаконно установленные, дезинформация лиц, незаконно получивших секретную информацию;

· административно-правовая защита права – в случаях, предусмотренных законом. Закон Украины „О защите от недобросовестной конкуренции“ предусматривает обращение в Антимонопольный комитет;

· гражданско-правовая защита прав предполагает обращение с иском о нарушении прав в суд;

· уголовно-правовая защита, если сбор секретных сведений осуществлен путем угроз, подкупа, кражи документов и т. п., а также разглашение или использование этих сведений с корыстной целью и задачей большого вреда.

Наши рекомендации