Вопрос 8Ответственность органов местного самоуправления перед государством
Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случаях: 1) нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования; 2) ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской'Федерации» (в ред. от 6 октября 2003 г.) сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах отведенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20).
Органы государственной власти могут временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления. Основаниями для этого могут стать:
❖ отсутствие представительного органа и местной администрации и возможности их формирования в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией. В данном случае основания для исполнения отдельных полномочий органов местного самоуправления государственными органами власти никак не связаны с самими органами местного самоуправления, а возникают лишь вследствие чрезвычайной ситуации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с послед, изм.) чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Понятие чрезвычайной ситуации нельзя толковать расширительно, т.е. не относятся к чрезвычайным ситуациям, например, политические или финансовые кризисы, из-за которых формирование органов местного самоуправления может задерживаться;
❖ возникновение просроченной задолженности вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления. Имеется в виду задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств органов местного самоуправления, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;
❖ нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления.
Решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при наличии согласия представительного органа местного самоуправления или решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Решение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть принято при согласии законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, даже если представительный орган местного самоуправления выступил против.
Не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.
За органами государственной власти закрепляется право введения временной финансовой администрации. Основаниями служат:
❖ наличие значительных объемов просроченной задолженности муниципального образования;
❖ факты нецелевого расходования субвенций, полученных муниципальным образованием для осуществления отдельных государственных полномочий;
❖ действия (бездействия) органов местного самоуправления, создающие угрозу массового нарушения гражданских прав и свобод, а также угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан.
Исчерпывающий перечень оснований и детально проработанный механизм такого «внешнего управления» должны быть установлены федеральным законом, чего не сделано. Особенно необходим эффективный контроль со стороны государственных органов за функционированием тех муниципальных образований, бюджеты которых признаны в установленном федеральным законом порядке высокодотационными или имеющими признаки неплатежеспособности.
Временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного года со дня вступления в полномочия представительного органа муниципального образования.
В целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом:
❖ принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования;
❖ подготавливает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для утверждения региональным законом;
- обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования;
❖ осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ».
В случае если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, решение о временном осуществлении региональными органами исполнительной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций. Введение мер по исполнению органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления не означает автоматической отставки последних.
Осуществляя государственную политику в сфере местного самоуправления, органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, содействовать населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется посредством соответствующих федеральных и региональных программ.
Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются:
❖ методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов и рекомендаций;
❖ информационное обслуживание;
❖ развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
Государственное регулирование и государственная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуется благодаря системе федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Они действуют в Правительстве РФ, в палатах Федерального Собрания РФ. В системе федеральных органов исполнительной власти курирование местного самоуправления возложено на Министерство регионального развития РФ.