Основные цели и приоритеты современной внешней политики. Особенность принятия геостратегических решений: традиции и современность
Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации. В связи с этим необходимо рассмотреть такие категории, как “национальный интерес” и “национальная безопасность”.
Главная цель внешней политики любого государства – это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также её граждан за её пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем.
Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. От внешней политики и положения государства на международной арене зависит и экономическое развитие страны, и его политическая стабильности. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в её задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешёвых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и так далее. Итак, внешняя политика выполняет также экономическую функцию.
Итак, внешнеполитическая деятельность осуществляется следующими средствами: политическими, включающими прежде всего дипломатию, экономическими, т.е. посредством экономических механизмов, военными, используя военный арсенал и пропагандистскими средствами, т. е. с помощью СМИ.
Главными целями, которые в своей реализации преследует внешняя политика любого государства, являются охранительная, экономическая, информационно-представительская, регулирующая, а также, выделяемая некоторыми политологами, интеграционная функция.
Внешнеполитическая деятельность осуществляется широким арсеналом средств, основными среди которых следует назвать: политические, включающие прежде всего дипломатию, экономические, т. е. посредством экономических механизмов, военные, используя военный арсенал и пропагандистские средства, т. е. с помощью СМИ.
В целом геостратегические позиции России в современном мире следует признать благоприятными для осуществления глубокой модернизации и фундамента, и всего общественного здания страны. Первые реальные шаги на этом пути свидетельствуют, что российская модернизация не может оставаться только "модернизацией сверху", что она не может превратиться в ту или иную форму "вестернизации" жизни народа. Более верной с точки зрения стратегии развития следует считать ориентацию на такие принципы реформирования, когда освоение высших достижений постиндустриализма ведет не к разрушению, а к трансформации национальной самобытности страны. В Японии их синтез дал столь сильный толчок прогрессу общества и его производительных сил, что это позволило ей во многом опередить страны "евроатлантической цивилизации", модели модернизации которых выступали в качестве парадигмальных. Американский профессор Алан С.Блайндер посвятил специальную работу проблеме модельной ориентации бывших социалистических стран в проведении радикальных экономических реформ. Сравнивая экономические системы США и Японии (автор рассматривает организационные принципы их экономик, рынки труда и рынки капитала, внутрифирменные отношения, экономическую роль и политику правительств), он приходит к выводу, что "гонка за Западом, особенно за Соединенными Штатами", постсоциалистических государств является по крайней мере нерациональной и что "японский образец" легче достижим для бывших социалистических экономик. Страны Восточной Европы и бывшего СССР, по его мнению, "забыли весьма подходящую модель, развившуюся в Японии, модель, которая не только хорошо работает, но и требует гораздо меньших социальных издержек при переходе от социализма", так как "в этой альтернативной модели труд" а не капитал находится у руля, оплата эгалитарная и фирмы могут не максимизировать свои прибыли. Рынки труда, капитала, промежуточных товаров построены на долгосрочных отношениях, которые доминируют над ролью цены. Трудовая мобильность низка, а отношения между трудом и менеджментом, как и между бизнесом и правительством, являются скорее отношениями сотрудничества, чем противостояния".