Структура и функции политических систем общества
политический система общество государство
Политическая система чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Структурирование политической системы зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы - либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.
Системному подходу положил начало Д.Истон, четко определивший границы политической системы и применивший понятие «входа» и «выхода» в политическую систему. На «входе» он определяет два элемента – требования и поддержку, на «выходе» - решение и действия.
Структурно-функциональный подход дает видимо, больший простор для структуры политической системы общества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почти одни и охватывают одни и те же элементы, за небольшой и несущественной для данной работы, разницей. Составные элементы называются диалектическими сторонами, а политическая система представляется как диалектическое единство этих сторон. Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем или элементов.
Ниже нами сделана скромная попытка представить структуру политической системы общества в обобщенном виде из нескольких вариантов, ставших нам известными. Учитывая, что каждая составляющая часть политической системы в свою очередь может представлять собой совокупность сложных взаимоотношений собственных элементов или компонентов, нам представляется наиболее приемлемым обозначать составные элементы политической системы – подсистемами.
Итак, политическая система общества состоит из следующих основных подсистем:
1) институциональной – государство, политические партии, социально-экономические и другие организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупности политическую организацию общества и связанные с функционированием политической власти. Центральное место в ней принадлежит государству.
2) регулятивной или нормативной – право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д., определяющие и регулирующие политическую жизнь общества;
3) функциональной – методы и способы политической деятельности, составляющие основу политического режима, т.е. совокупность методов и способов осуществления власти.
4) идеологической – политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология, т.е. совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.
Некоторые авторы выделяют также культурную и коммуникативную подсистемы. Культурная подсистема включает комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности и является интегрирующим фактором политической системы. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействии и является совокупностью отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики.
А.И.Демидов отмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:
· общая цель для всех участников организации;
· иерархичность структуры отношений внутри организации;
· дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей
В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.
В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.
Имеются некоторые спорные моменты в вопросе отнесения некоторых общественных образования в структуру политической системы.
Так, спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.
Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.
И в порядке информации, необходимо отметить также деление политической системы на подсистемы трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Данное деление требует более детального изучения, что является задачей невыполнимой в рамках данной работы.
Политическая система как устойчивая форма человеческих отношений, имеет и свои функции, которые позволяют эти решения принимать и реализовывать, и осуществлять сложные взаимосвязи между ее подсистемами. Прежде чем приступить к освещению функций, считаем необходимым уяснить что означает термин «функция».
Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы.
Как известно, функции политической системы, как и структура политической системы определяется либо исходя из системного подхода, либо из структурно - функционального подхода.
Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:
● преобразования,
● адаптации и сохранения системы.
Первая группа, преобразования включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции:
1) артикуляция (выражение) интересов;
2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов.
На "выходе" четыре функции:
3) разработка норм,
4) применение норм,
5) контроль за применением норм,
6) политическая коммуникация.
Вторая группа адаптации и сохранения системы, включает две основные функции – политическое рекрутирование и политическую социализацию.
Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы.
Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.
Близкую по смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На "входе" он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На “выходе” три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.
Современные авторы выделяют следующие функции политической системы:
Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.
Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества, т.е. согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.
Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.
Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между его членами.
Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.
В государствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадии формирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская и др.постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических кризисов.
В литературе имеется многообразие идей и представлений по вопросу определения функций политической системы общества. И каждая из них представляет известную ценность и интерес в изучении темы данной работы. Однако, в силу известных ограничений, мы вынуждены ограничиться изложенным выше.
В завершение вопроса о функциях политической системы, считаем возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.
Таким образом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает кризис политической системы:
- когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных;
- деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа.