Вопрос 1. Понятие, структура и типы политических систем общества

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50–60-х гг. XX в. и отражал нарастающее понимание сис­темного характера политики. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое значение.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Политическая система общества представляет собой определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство. Категория “политическая система” отражает политическую деятельность, является научной и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

Государство является необходимым компонентом политической сферы жизнедеятельности общества. Политика одна из сфер человеческой деятельности, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.

Политическая система это совокупность политических институтов, норм и отношений в рамках и посредством которых реализуется политическая власть.

Политическая система состоит из подсис­тем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функ­ционирование публичной власти.

Это:

Институциональная – государство, партии, группы давления, сред­ства массовой инфор­мации, церковь и т.д.

Нормативная – политические, право­вые моральные нормы, обычаи, традиции, символы

Идеологическая – система ценностей, ре­лигия, ментальность (совокупность устойчивых представлений об обще­стве, характер и способ мышления)

Коммуникативная – формы воздействия власти, общества и ин­дивида (пресс-конфе­ренция, встречи с на­селением, выступления по телевидению и т.д.)

Функциональная – средства и спо­собы реализации власти (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.)

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и обществен­ные организации и отношения между ними, которые в совокуп­ности образуют политическую организацию общества. Централь­ное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концен­трируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны обществен­ной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообраз­ность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических пар­тий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массо­вой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Институциональный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политической системе, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество.

Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. Нормативная подсистема включает в себя правовые, полити­ческие, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

К нормативному элементу относятся:

- Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий).

- Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации", «Политических партиях).

- Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом).

Идеологическая подсистема Она включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе.

Функциональная подсистема – это методы политической дея­тельности, способы осуществления власти. Она составляет осно­ву политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту меха­низма осуществления власти в обществе. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы.

К ней относятся:

- Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, ходы, шествия, пикеты и др.);

- Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий);

- Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии).

Коммуникативная подсистема представлена всеми формами по­литического взаимодействия как внутри системы (например, ме­жду институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

Многообразие политических систем, существующих в совре­менном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зре­лость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особен­ности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функ­ционирования. Практическое значение классификаций полити­ческих систем состоит в определении достаточности условий, по­зволяющих политическим институтам эффективно функциони­ровать и успешно выполнять свои политические роли.

Типология политических систем осуще­ствляется на основе учета различных признаков (оснований).

1. Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой.

По этому крите­рию политические системы подразделяются на закрытые и от­крытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем.

Открытые системы активно обмениваются ресур­сами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства За­пада представляют собой пример открытых политических систем.

2. Распространена классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому крите­рию выделяются тоталитарные политические системы, автори­тарные и демократические.

Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и кон­троль за всеми сферами жизни людей со стороны государства.

Авторитарная политическая система основана на неограничен­ной власти одного лица или группы лиц при сохранении некото­рых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

3. Современный французский политолог Ж. Блондель разли­чает политические системы по содержанию и формам управления.

Он выделяет пять их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;

3) традиционные политические системы, опирающиеся на -олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4) популистские политические системы, преобладающие в раз­вивающихся странах; они используют авторитарные мето­ды управления и стремятся к большему равенству в рас­пределении благ;

5) авторитарно-консервативные политические системы, пре­следующие цели сохранения социального и экономиче­ского неравенства, ограничения политического участия населения.

4. В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т. е. интересы какого класса выража­ет политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, фео­дальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистиче­ская) политические системы.

5. Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, различавшего их по типу политической культуры и разделению по­литических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: анг­ло-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

1. Для англо-американской политической системы (США, Ве­ликобритания) характерна высокая степень разделения полити­ческих ролей и функций между участниками политического про­цесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политиче­ской системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепри­знанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопас­ности, собственности и т.д.

2. Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической куль­туры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, эт­носу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согла­сие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц.

4. Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Существуют и другие классификации (типологии) политиче­ских систем, но они менее известны.

Вывод: Политическая система состоит из подсис­тем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функ­ционирование публичной власти.

Наши рекомендации