Ныне живущие мужские потомки Рода Романовых
Список составлен согласно приведенным выше данным по состоянию на середину 1996 г. - но лишь в порядке первородства по мужским линиям, без учета требований к бракам (все они морганатические и подробные сведения о ннх в большинстве случаев отсутствуют). Если у кого-то есть мужское потомство, неучтенное в вышеприведенном родословии, оно следует за своим родителем.
№ | Титул, имя | Год рождения | № в родословии |
Кн. Павел Дмитриевич | |||
Кн. Дмитрий Павлович | |||
Кн. Михаил Павлович | |||
Его сын (имя неизвестно) | |||
Кн. Николай Романович | |||
Кн. Дмитрий Романович | |||
Кн. Михаил Андреевич | |||
Кн. Андрей Андреевич | |||
Кн. Алексей Андреевич | |||
Кн. Петр Андреевич | |||
Кн. Андрей Андреевич | |||
Кн. Михаил Федорович | |||
Кн. Михаил Михайлович | |||
Кн. Никита Никитич | |||
Кн. Федор Никитич | |||
Кн. Александр Никитич | |||
Кн. Ростислав Ростиславович | |||
Кн. Никита Ростиславович | |||
Кн. Николай Ростиславович | |||
Кн. Николай Николаевич | |||
Горн Кристофер | |||
Кн. Даниил Николаевич |
В начало
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Три родословные схемы.
Схема №1
Схема №2
Схема №3
-----------------------
В начало
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Проф. Н.М. Коркунов
О переходе престолонаследия в женские линии
... Для государства удобнее, чтобы Престол переходил всегда к лицу, наиболее близко стоящему к последне-царствующему, так как только при этом условии государственному управлению обеспечены будут желательные устойчивость и постоянство... Поэтому в настоящее время везде установилось начало первородства в соединении с правом заступления... Начало заступления заключается в том, что к наследованию Престола призываются отдельные лица по порядку линий, к которым они принадлежат... Мужчинам и мужским линиям везде оказывается некоторое преимущество перед женщинами и женскими линиями... Наследование Престола женскими линиями имеет то неудобство, что оно приводит неизбежно к появлению на Престоле иностранных родов. Но предпочтение мужчин и мужских линий установлено не везде в одинаковой степени. В этом отношении можно различить три основных системы престолонаследия: салическую, кастильскую и австрийскую.
Салическая система, ведущая свое начало от закона салических франков о наследовании земли и применяемая теперь в Италии, Швеции, в германских государствах, характеризуется совершенным исключением женщин и женских линий от престолонаследия. В противоположность ей кастильская система, применяемая в Испании, Португалии, Англии, дает мужчинам и мужским линиям преимущество лишь в одной и той же линии лишь в равных степенях родства. Поэтому брат исключает хотя бы и старшую сестру. Но племянник не устраняет ни дочери, ни внучки, ни правнучки.
Между этими двумя системами, кастильской и салической, как бы среднее место занимает система австрийская; она не исключает безусловно женщин и женских линий от престолонаследия, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий Престол переходит к женщинам и женским линиям, а именно, при пресечении мужского потомства мужских линий Престол переходит в их женское потомство, затем в мужское потомство женских линий и наконец в женское потомство женских линий...
Австрийская система престолонаследия принята и у нас на основании Акта 5 Апреля 1797 г. Порядок престолонаследия определяется в нем в описательной форме, причем Император Павел говорит только о себе и своих детях, что после его кончины Престол переходит к его старшему сыну и всему его мужскому поколению, затем в род его второго сына и т.д. По пресечении всего мужского поколения сыновей Павла I Престол должен перейти в женское поколение последне-царствовавшего как ближайшее Престолу, по пресечении сего рода наследство переходит в женское поколение старшего сына Павла I, где наследует также ближайшая родственница последне-царствовавшего потомка старшего сына или лица, ее заступающие. По пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих сыновей Павла I, а затем в род его дочерей по порядку старшинства, причем женское поколение старшей дочери предшествует мужскому поколению младшей, и мужчины устраняют женщин только в равных степенях родства и в одной линии.
Эти постановления представляются вполне ясными и определительными, хотя и имеют в виду только Павла I и его детей. Но само собой разумеется, что дети каждого из потомков Павла I должны наследовать Престол своего отца в том же самом порядке, как и дети Павла I - после него. Следовательно, Престол, перешедший за неимением мужского потомства у Александра I и отречением от Престола Константина Павловича к Николаю I и его потомству, может перейти в женское поколение Михаила Павловича и затем в род дочерей Павла I только по прекращении всего мужского и женского потомства Николая I. В общем порядок престолонаследия, если отправляться не от родоначальника династии, а всегда от последне-царствовавшего, представляется таковым, что после царствовавшего Императора Престол переходит в порядке старшинства к его сыновьям и их мужскому потомству, затем к мужскому потомству его братьев, затем - двоюродных, троюродных и т. д. братьев по мужской линии (от дядей), затем к женскому поколению последне-царствовавшего, затем к женскому поколению старшего брата последне-царствовавшего, затем к женскому поколению прочих его братьев, затем к женскому поколению двоюродных, троюродных и т. д. его братьев по мужской линии, затем в род сестер родных[Столь дальняя очередность родных сестер последне-царствовавшего противоречит смыслу Акта Павла I. См. наш комментарий в конце данного текста проф. Коркунова. - М.Н.], затем в женские линии (от теток) двоюродных, троюродных и т. д. последне-царствовавшего в порядке старшинства с предпочтением в этих женских родах мужчин женщинам только в одной и той же линии и в равных степенях родства.
Когда составлялся Акт 5 Апреля 1797 года, царствующая у нас династия была очень немногочисленна, и что важнее всего, состояла вся из одних только прямых нисходящих линий от царствующего лица. Боковых линий не было. Поэтому тогда определение порядк? престолонаследия представлялось сравнительно простым делом, и описательная форма изложения не представляла никаких затруднений. Ко времени составления Свода законов условия уже изменились. Налицо имелись не только дети Императора, но также его братья и сестры. Между тем составители Свода сохранили тот же прием изложения, какой был принят и в Акте 5 Апреля 1797 года. Исключены были только собственные имена и личные местоимения. И Свод 1832 г. знает только царствующего Императора и нисходящее его потомство. Боковые линии игнорируются.
При составлении второго издания Свода 1842 года, за совершившимся за это время размножением Императорского дома, признано было необходимым принять в соображение и боковые линии, но сделано это довольно неудачно. Все изменение ограничилось тем, что в ст. 9, 10, 11 было к слову "Император" присоединено слово "родоначальник", причем не было объяснено, кого именно следует разуметь под Императором-родоначальником? Всего естественнее было бы под Императором-родоначальником разуметь Павла I. Прежде всего он действительно общий родоначальник всех существующих ныне линий царствующей династии. Затем и в том месте акта 5-го Апреля 1797 г., откуда взяты ст. 9, 10, 11, вместо Императора-родоначальника говорится именно о Павле I.
Но если принять такое толкование, получим совершенно несообразные выводы. Тогда после женского поколения последне-царствовавшего Престол перейдет прямо в женское поколение великого князя Михаила Павловича и затем в род дочерей Павла I; женские же поколения сыновей всех царствовавших после Павла I Императоров и поколения их дочерей окажутся вовсе устраненными от престолонаследия, что совершенно не соответствует постановлениям Акта 5 Апреля 1797 г., предоставляющим Престол всегда ближайшим Престолу линиям, а не отдаленнейшим, какими теперь явятся линии дочерей Павла I.
Чтобы избежать такой несообразности в выводах, приходится признать, что под "Императором-родоначальником" ст. 9, 10, 11 Осн. Зак. надо разуметь не одно определенное лицо, а разных лиц, по мере того, как к Престолу призываются все более и более отдаленные боковые линии последне-царствовавшего Императора. Императором-родоначальником придется в каждом данном случае признавать общего родоначальника последне-царствовавшего и призываемой к престолонаследию боковой линии. Следовательно, Императором-родоначальником придется признавать поочередно отца, деда, прадеда и т. д. последне-царствовавшего Императора. При таком условии ст. 9, 10, 11 Осн. Зак. получат истолкование, согласное с постановлениями Акта 5 Апреля 1797 г., но вместе с тем нельзя не заметить, что при таком понимании прибавка слова родоначальник нисколько не содействует ясности и определительности постановлений Основных Законов о престолонаследии, скорее наоборот. В действующем издании 1857 года дословно повторено изложение издания 1842 года...
[Проф. Н.М. Коркунов. Русское Государственное Право. СПб. 1893. Т. I. С. 176-180. Заглавие отрывка дано редакцией "РИ".]
В начало
КОММЕНТАРИЙ
Итак, в австрийской системе, принятой Павлом I, право престолонаследия переходит в женские (когнатские) линии только после того, когда не останется ни одного мужчины во всех непрерывных мужских (агнатских) линиях.
При этом в данной системе встречались два разных типа перехода прав в женские линии: а) правило Erbtochter - в линию, ближайшую к последне-царствовавшему, это правило утвердилось как преобладающее; б) правило Regredienterbin - в старшую линию, ближайшую к основателю рода, но это правило исчезло из-за трудности поиска старшего представителя самых древних линий (см.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб. 1898. Т. XXV [49]. С. 86-87).
Таким образом, Коркунов излагает утвердившееся в данной системе правило перехода прав в линии, ближайшие к последне-царствовавшему. С этой точки зрения он верно отвергает "несообразные выводы" из буквального понимания в Акте Павла I слов "Мой" (и заменивших их слов: "Император-родоначальник"), устраняя возникающий в таком случае нелогичный скачок в переходе прав престолонаследия от дочерей Николая II сразу к дочерям Вел. Кн. Михаила Павловича и затем к дочерям Императора Павла I. Коркунов верно отмечает, что это было бы возможно «только по прекращении всего мужского и женского потомства Николая I».
Однако, нам кажется, что в описании Коркуновым кон -кретной очередности прав в женских линиях содержится еще один подобный нелогичный скачок - через сестер последне-царствовавшего Императора (см. место в тексте Коркунова, отмеченное нами звездочкой). Их очередность тут почему-то указана лишь после исчерпания всех женщин в боковых линиях - то есть всех дочерей двоюродных, троюродных и т. д. (сколько бы их ни было) братьев последне-царствовавшего Императора. Но ведь сестры последне-царствовавшего являются дочерьми предыдущего Императора и по идее должны заступать на его место - то есть место мужского члена Династии, который в династических правах предшествовал всем боковым линиям двоюродных и троюродных братьев. Невозможно предположить, чтобы закон о престолонаследии имел целью поставить дочерей предшествовавшего Императора - после дочерей его самых отдаленных мужских родственников. Это противоречило бы смыслу Акта Павла I, передающего права престоло -наследия в линии, ближайшие к последне-царствовавшему.
Поэтому, несомненно, что и в данном случае слова из Акта Павла I «род старшей Дочери МОЕЙ» (и соответственно выражение «род старшей дочери Императора-родоначальника» в ст. 32 Законов) следует относить поочередно к каждому Императору, начиная от последне-царствовавшего. Таким образом, права престолонаследия переходят в род сестер последне-царствовавшего не после дочерей его двоюродных и троюродных братьев, а после дочерей Императора и дочерей его родных братьев. Конкретно: если бы после пресечения всего непрерывного мужского потомства Императора Павла I пришлось искать наследника Престола в женских линиях, следовало начинать с рассмотрения линий сестер последнего Государя Николая II.
М.Н.
В начало
ПОЛЕМИКА: PRO ET CONTRA
Полемика вокруг первого издания нашей книги оказалась весьма показательна для обсуждаемой темы. Поэтому мы решили включить ее дополнительным разделом в данное второе издание. Начнем с contra, то есть с критики. Но для лучшего ее понимания необходимо дать хронологические пояснения.
Первый сокращенный вариант основных положений нашей работы был напечатан в журнале "Москва" (№ 4, 1996) под заглавием «История "кирилловского" подлога». Публикация привлекла внимание заинтересованных кругов, в том числе активистов кирилловского "легитимизма", которые, однако, попытались замолчать ее, "опровергая" отдельные аспекты работы без ссылок на нее.
Так, в главном российском рупоре кирилловцев, газете "Жизнь за Царя" (№ 5-8, 1996), Генеральный Секретарь Российского Христианско-Монархического Союза А.Н. Закатов взялся оспаривать использованные нами тезисы М.В. Зызыкина, наиболее серьезного оппонента кирилловщины в 1920-е годы. Затем этот же Генеральный Секретарь в альманахе "Дворянское Собрание" (№ 4, 1996) попытался (методом умалчивания главных фактов и "опровержения" второстепенных) оправдать измену Кирилла в дни Февраля. Главный же зарубежный оплот кирилловцев, аргентинская газета "Наша страна", даже неоднократно откликаясь (25.5.96; 18.1.97; 1.3.97) на упомянутый номер журнала "Москва", статью о кирилловском подлоге там "не заметила", одновременно развернув кампанию против ее автора как "врага монархии" и "национал-большевика".
Выход в конце 1996 года первого издания данной книги "Кто наследник Российского Престола?" совпал с нашумевшим в мировых СМИ известием о готовящемся в РФ президентском указе с признанием некоего "официального статуса" Кирилловичей. Этот план (вместе с протестами патриотической общественности против него), привлек к книге внимание средств информации - и "столпам кирилловского легитимизма" не оставалось ничего иного, как вступить в открытую полемику с нами.
Ниже приводятся "опровержения" главных деятелей кирилловского движения.
(Примечание: поскольку в данном 3-м издании родословие Романовых и особенно женских линий заняли гораздо больше страниц, мы вынуждены ради экономии места опустить помещенные во 2-м издании две небольшие критические статьи наших оппонентов как несущественные:
- Первая - двухстраничный "Ответ ренегату" из газеты "Наша страна" (Буэнос-Айрес, 27.9.1997, № 2459-2460). Ее ведущий сотрудник газеты В.А. Рудинский уклоняется от обсуждения всех конкретных фактов и сводит свой "ответ" к следующему тезису: «Бесповоротно перейдя в стан национал-большевиков, М. Назаров неустанно строчит грязные памфлеты против восстановления монархии в России»; этот "ответ" Рудинский под многими псевдонимами, в том числе женскими, муссирует в газете вместе со своими коллегами уже около 10 лет.
- Вторая статья - "Монархический тупик Михаила Назарова" из газеты "Трибунал" (Москва, июнь 1997, № 6). Ее автор, СВ. Скоробогатов, в то время один из видных кирилловских деятелей, позже нашел в себе мужество отказаться от своей позиции как ошибочной и стал противодействовать претензиям Марии Владимировны и ее сына.
Желающие прочесть эти две статьи могут обратиться ко 2-му изданию нашей книги или к указанным органам печати, чтобы увидеть, что опускание этих двух материалов ничего не убавляет в прокирилловской аргументации. Ниже в числе оппонентов нам вполне достаточно оставить двух важнейших и по сей день упорствующих.)
- СВ. Думин - кандидат исторических наук, председатель Историко-Родословного Общества в Москве и главный специалист по юридической апологии кирилловской линии. Его статью "История Романовых продолжается" можно считать главным "опровержением", поскольку она была опубликована в нескольких газетах и отпечатана отдельной брошюрой (издание прокирилловской группы "Российского Имперского Союза-Ордена"в США);[154]
- З.М. Чавчавадзе, председатель "Высшего монархического совета" (Государыни Марии), заявивший, что «официально уполномочен Главой Российского Императорского Дома Великой Княгиней Марией Владимировной вступать в контакт с соответствующими органами российской власти на предмет определения и со гласования юридических рамок и смысла официального статуса Российской Династии в государстве и обществе» ("Радонеж". № 3. 1997). Наша дискуссия с ним началась в прямом эфире по телевидению и закончилась в печатном виде.
Публикуя эту критику, мы выражаем искреннюю признательность ее авторам, ибо теперь у всех сомневающихся есть прекрасная возможность сравнить содержание нашей книги с приведенными "опровержениями" лиц самого высокого ранга в кирилловских структурах.
Материалы наших оппонентов публикуются без сокращений и с сохранением авторской орфографии в написании титулов и т. п. (исправлены лишь грамматические ошибки и опечатки); фактические неточности отмечены нами цифровыми сносками; после всех выступлений помещено наше послесловие к этой дискуссии и ко всей книге.
М.Н.
В начало
Станислав ДУМИН
кандидат исторических наук,
председатель Историко-Родословного Общества в Москве