Работа №4. Диагностические признаки головок комаров рода Anopheles и рода Culex.

Изучить микропрепараты головок самок и самцов комаров рода Culex и рода Anopheles. Обратить внимание на крупные фасеточные глаза, занимающие большую часть поверхности головы комара. При изучении ротового аппарата обратить внимание на хоботок (видоизмененную нижнюю губу) – наиболее массивный элемент ротового аппарата. По обе стороны от него видна верхняя губа – длинная узкая пластинка желтоватого оттенка. Верхние и нижние челюсти представлены в виде тонких щетинок, из них верхние - галовидные, нижние – пилообразно зазубрены на свободном конце. Гипофарингс (язык) игловидно заострен. Его верхний конец расположен между дольками хоботка. На препарате могут быть не видны некоторые элементы ротового аппарата, так как часть их остается внутри хоботка, который выполняет роль футляра. По обе стороны от хоботка расположены нижнечелюстные щупики. Кнаружи от щупиков находятся многочисленные усики (сяжки). Каждый членик усиков отделен от последующего розеткой коротких волосков.

Записать в альбом диагностические признаки головок комаров рода Culex и рода Anopheles.

1. Половой диморфизм - у самцов усики покрыты густыми, длинными волосками, у самок опушение усиков редкое.

2. Признаки родов:

· самцы рода Anopheles на концах щупиков имеют булавовидные утолщения, у самцов рода Culex щупики длиннее хоботка, без булавовидных утолщений;

· самки рода Anopheles имеют щупики по длине равные хоботку, у самок рода Culex длина щупиков в 3-4 раза короче длины хоботка.

Выполнить в альбоме четыре рисунка.

Рисунок №1. Головка самки комара рода Culex.

Рисунок №2. Головка самца комара рода Culex.

Рисунок №3. Головка самки комара рода Anopheles.

Рисунок №4. Головка самца комара рода Anopheles.

На рисунках обозначить:

1- хоботок;

2- щупики;

3- усики.

6.2. Ответить на контрольные вопросы.

7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:

1.Укажите признаки яиц комаров рода Culex:

аяйца расположены по одному;

бяйца расположены кучками;

вяйца склеены боковыми поверхностями, форма кладки - "лодочка";

гяйца имеют воздушные камеры;

дяйца неравной длины.

2.Укажите переносчиков возбудителей лихорадки Паппатачи:

акомары;

боводы;

вслепни;

гмоскиты;

дмошки.

3.Укажите размеры слепней:

а1-5 мм;

б5-10 мм;

в10-30 мм;

г30-40 мм;

д40-50 мм.

4.Укажите признаки яиц комаров рода Anopheles:

аяйца расположены попарно;

бяйца расположены кучками;

вяйца склеены боковыми поверхностями, форма кладки - "лодочка";

гяйца имеют воздушные камеры;

дяйца неравной длины.

5.Укажите латинское название семейства Москиты:

аCulicidae;

бTabanidae;

вHeleidae;

гPhlebotomidae;

дSimuliidae.

6.Укажите размеры мошек:

а1-1,5 мм;

б1,5-5 мм;

в5-8 мм;

г9-10 мм;

д11-12 мм.

7.Укажите семейство насекомых, относящихся к компонентам гнуса:

аCulicidae;

бPediculidae;

вSarcophagidae;

гMuscidae;

дOestridae.

8.Укажите размеры комаров:

а1-2 мм;

б3-4 мм;

в5-12 мм;

г15-20 мм;

д21-25 мм.

7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

1. Общая характеристика касса Насекомые.

2. Гнус. Компоненты гнуса. Медицинское и эпидемиологическое значение гнуса.

3. Класс Насекомые. Отряд Двукрылые. Комары. Морфология. Медицинское и эпидемиологическое значение комаров.

8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.

8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Медицинская паразитология. Учебное пособие /под ред. з.д.н., акад., проф. Р.Х. Яфаева – 2-е изд., перераб. и допол. СПБ: ООО «Издательство Фолиант», 2003г.

8.2.3. Паразитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.4. Атлас по медицинской паразитологии. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.5. Чебышев Н.В. Паразитология. Членистоногие и их медицинское значение. М.: Изд. дом «Русский врач», 1999.

ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

Биологии и генетики

Д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: лечебно-профилактический.

Курс 1 Семестр II

Занятие №34

Тема занятия: Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Отряды Вши, Блохи, Двукрылые (семейство Мухи).

Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия:Изучить внешние отличительные признаки насекомых-переносчиков, распространителей эпидемических заболеваний человека. Обосновывать меры борьбы и противоэпидемические мероприятия.

3. Задачи занятия:

3.1. Изучить морфологию и диагностические признаки, эпидемиологическое значение вшей.

3.2. Изучить морфологию и диагностические признаки, эпидемиологическое значение блох.

3.3. Изучить морфологию и диагностические признаки, эпидемиологическое значение мух.

Наши рекомендации