Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина, баскетболистка, велосипедистка, гонщица, доярка, сиделка, солистка, спортсменка, ткачиха, стюардесса, машинистка.

Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи отсутствия существительных женского рода.

Агроном, адвокат, бригадир, врач, Герой Российской Федерации, генерал, доцент, доктор, инспектор, корреспондент, космонавт, конькобежец, научный сотрудник, овчар, летчик, педагог, спортсмен.

3. Выберите один из вариантов, мотивируйте свой выбор.

Покрыть (толью – толем), мозоль (толстый – толстая), в (просторном – просторной) вольере, (красивый – красивая) тюль, отмечать в (табеле – табели), закрыть (вуалем – вуалью), шампунь (хороший – хорошая).

Вставьте недостающие буквы.

1) Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 2) Газеты сообщают о падении цен на колумбийск… кофе. 3) Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4) В качестве вспомогательного языка был… создан… эсперанто. 5) На плечи красавицы накинут… пушист… боа. 6) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 7) «Юманите» обратил…с… с призывом к французскому народу. 8) Сочи расположен… на берегу Черного моря. 9) «Нью-Йорк таймс» поддерживал… нового президента.

Поставьте заключенные в скобках слова в нужной форме.

1) На днях состоялась премьера новой пьесы (Жан Поль Сартр). 2) В произведениях французской писательницы (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 3) Профессору (П.Я. Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка. 4) Похождения итальянского авантюриста (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 5) В Москву приехали индийские врачи супруги (Найк).

Допишите окончания, объясните свой выбор.

Стакан ча…; выпить чайк…; сортировка ча…; стакан охлажденного ча…, что было дух…; сделано из воск…; о вреде табак…; добыча песк…; много народ…; история народ…; скрылись из вид…; мало снег…; задержание снег…

Вставьте пропущенные буквы, мотивируйте свой выбор.

1) Жюри отметило как лучших 32 участник… конкурса. 2) Турист с большим удовольствием ел дальневосточн… краб… 3) Аквалангист с интересом смотрел на странн… чудовищ… 4) Говоря о мужестве русских моряков, вспоминаем легендарн… «Потемкин…». 5) Ипподром приобрел 4 прекрасн… скаков… лошад… 6) Вследствие особых астрономических условий наблюдать Меркури… трудно. 7) Ранней весной нужно уничтожить личин…к… вредных насекомых.

Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Установите, отличаются ли слова каждой пары по значению или стилистически.

Кондукторы – кондуктора, лагери – лагеря, учители – учителя, пропуски – пропуска, корпусы – корпуса, счеты – счета, проводы – провода, токи – тока, образы – образа.

9. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты, объясните их употребление, назовите устаревшие формы.

Адрес, бухгалтер, век, волос, директор, ректор, договор, доктор, инженер, лектор, профессор, слесарь, сорт, токарь, отпуск, цех, шофер.

Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Амперы, апельсины, баклажаны, баржи, ботинки, валенки, вафли, гектары, граммы, килограммы, комментарии, мандарины, минеры, носки, плечи, рельсы, помидоры, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, яблоки, яблони.

Подумайте, правильно ли в приведенных предложениях употреблены формы числа, падежа существительных. Исправьте ошибки.

1) Отчет о конференции был представлен лишь к первому октябрю. 2) На поверхности рельс матово поблескивали огоньки уходящего поезда. 3) Мы купили несколько килограммов баклажан и помидор. 4) Коллектив принял решение о присвоении 10 работникам звания Героев Труда. 5) В этом году предвидится большой урожай черешни, вишни, абрикос. 6) В чемодане лежало много чулков и носок. 7) На конференции не присутствовали только профессоры, находящиеся в отпуску.

Выберите нужную форму прилагательного и обоснуйте свой выбор.

Осень (теплая, тепла). Комната (маленькая, мала). Мальчик (болен, больной). Комната (самая светлая, светлейшая). Студенты этой группы (активнее, более активны, наиболее активнее, самые активные, самые активнейшие). Работа (лучше, более лучшая) предыдущей. Она была (больная, больна) гриппом.

Укажите случаи немотивированного использования прилагательных.

Исправьте ошибки.

1) Спортсмен ловчее соперника выполнил упражнение. 2) Поезд начал двигаться несколько побыстрее. 3) Этот метод наиболее лучший. 4) Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. 5) Эта птичка, пожалуй, бойчее, да и поет звончей. 6) Он добрый, но слабоволен. 7) Мы уже готовые к отъезду.

14. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы; цифры напишите прописью.

1) Библиотека института ежемесячно пополняется (300 - 400 книг). 2) Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысячи) слов. 3) Разность между (87) и (58) составляет (29). 4) Второй советский искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 суток). 5) Вес третьего советского искусственного спутника Земли был равен (1327 кг). 6) Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) сторонам живописной реки, привлекает много туристов. 7) На Венере день и ночь длятся по (10-12) земных суток, то есть по (250-300)часов. 8) В эту суровую зиму стае волков пришлось по (много - многу) дней бродить в поисках пищи. 9) В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля. 10) 10.На дорогу у нас ушло (полтора - полторы) суток. 11) В работе кружка принимало участие около (полтора десятка) студентов. 12) Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей). 13) Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шагов) отсюда. 14) На традиционных встречах выпускников я ежегодно встречаю всех своих (24 однокурсника). 15) Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделялись трое.

Наши рекомендации