Внешнеэкономическая деятельность, сотрудничество с Российской Федерацией.

Основными задачами внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь являются создание условий для обеспечения устойчивого сбалансированного экономического роста и повышение уровня благосостояния народа.

Реализация этих задач предопределяет необходимость:

- создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;

- дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;

- развития взаимоотношений с международными экономическими и финансовыми организациями;

- привлечения иностранных инвестиций и новых современных технологий;

- повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

- ускоренного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

- совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

Приоритетным направлением во внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь останется развитие внешнеторговых связей со странами СНГ, и прежде всего с Российской Федерацией. Участие Беларуси в различных региональных объединениях стран Содружества будет важнейшей формой развития экономического сотрудничества и в прогнозируемом периоде.

Предусматривается последовательное и поэтапное формирование общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, единого научно-технологического, инвестиционного и информационного пространств, объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда. Проведение согласованной экономической политики в рамках общего экономического пространства будет осуществляться при обязательном соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права.

Дальнейшее развитие интеграционных процессов с Российской Федерацией будет осуществляться в рамках Договора о создании Союзного государства на основе Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации, которая предусматривает комплекс взаимосвязанных мероприятий в экономической, правовой, социальной, военной и иных сферах, направленных на их поэтапное объединение. Работа по формированию единой торговой и таможенно-тарифной политики Беларуси и России будет проводиться в три этапа.

На первом этапе (до 2002 г.) предусматривается:

- обеспечить унификацию торговых режимов с третьими странами и организацию отношений с международными объединениями;

- завершить формирование единого таможенного пространства;

- унифицировать таможенные тарифы, систему предоставления преференций во внешней торговле, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.

На втором этапе (до 2004 г.) намечается завершить унификацию: национальных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли; таможенного законодательства; нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами; правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.

На третьем этапе (до 2005 г.) предполагается: принять идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики.

Стержневой основой этого будет являться ежегодная разработка совместных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, балансов топливно-энергетических ресурсов Беларуси и России, разработка и осуществление совместных программ по созданию современных конкурентоспособных видов техники, что позволит обеспечить сбалансированное развитие взаимодополняющих отраслей хозяйства Беларуси и России, сохранить имеющийся научно-производственный потенциал, а главное – не допустить ненужных затрат на создание дублирующих производств.

Перспективным направлением развития интеграции с Россией является создание финансово-промышленных групп, объединяющих связанные кооперацией труда различные предприятия и организации по всей технологической цепи – от заготовки сырья и его переработки до изготовления конечной продукции и ее реализации. Развитию экспортных возможностей двух государств будет способствовать усиление координации действий на внешних рынках экспортеров однотипной продукции, имеющей для Беларуси и России стратегическое значение (телевизоры, шины, грузовые автомобили, продукция химической промышленности и др.).

Продолжится работа по унификации гражданского права и законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность в Союзном государстве.

Приоритетным направлением углубления интеграционных процессов остается расширение сотрудничества на региональном уровне, непосредственно между хозяйствующими субъектами, при активной роли в этом территориальных органов управления. Особое внимание будет уделено развитию торгово-экономических отношений со стратегически важными для Республики Беларусь регионами Российской Федерации (поставщики энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий, сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Стратегическим интересам Республики Беларусь отвечает долгосрочное сотрудничество с Украиной, которая располагает богатыми природными ресурсами и многоотраслевым промышленным потенциалом. Через ее территорию имеется выход к морским портам, что предопределяет важность установления взаимовыгодных отношений. Интересы Украины в экономическом взаимодействии с Беларусью могут быть связаны с приобретением продукции машиностроительной, нефтехимической и текстильной промышленности. Дальнейшее сотрудничество с Украиной будет осуществляться в соответствии с Договором об экономическом сотрудничестве на 1999–2008 гг. и Программой долгосрочного экономического сотрудничества, в которой предусмотрены и определены приоритетные направления развития взаимовыгодного сотрудничества во всех областях экономики, транспорта и сельского хозяйства.

Сбалансированности и расширению взаимовыгодных экономических отношений будет способствовать развитие интеграционных связей в рамках Евразийского экономического сообщества. Предполагается создание унифицированной системы мер тарифного и нетарифного регулирования; выработка единых принципов осуществления валютного контроля и порядка регулирования торговли услугами, разработка предложений по механизму гармонизации торговых режимов государств-участников сообщества в отношениях с третьими странами.

Для реализации принципа многовекторности во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь следует расширять торгово-экономические связи со странами дальнего зарубежья, региональными объединениями, союзами и международными организациями. Сотрудничество предусматривается осуществлять на основе соблюдения приоритета общенациональной экономической выгоды. Развитие интеграционных связей со странами вне СНГ в период до 2005 г. будет направлено на:

- создание условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и освоения новых рынков сбыта;

- продолжение процесса присоединения к Всемирной торговой организации;

- активизацию сотрудничества с международными финансово-кредитными организациями с целью привлечения кредитов, займов, технической помощи для решения актуальных проблем развития экономики;

- эффективное включение белорусской экономики в международные экономические структуры, углубление сотрудничества с Европейским Союзом, развитие межрегиональных хозяйственных связей, участие в многостороннем политическом диалоге в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных и региональных организаций;

- привлечение прямых иностранных инвестиций, обеспечение участия в международных проектах в области транспорта, связи, энергетики;

- приоритетное развитие форм международного сотрудничества, определяющих технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, торговля инжиниринговыми услугами, совместные НИОКР, лизинг оборудования);

- реализацию международных проектов в области конверсии предприятий военно-промышленного комплекса;

- расширение участия международного сообщества в решении долгосрочных социально-экономических, научно-технических и медицинских проблем, связанных с минимизацией последствий чернобыльской катастрофы на территории Беларуси.

Предусматривается развитие внешнеторгового сотрудничества с соседними государствами – странами Балтии, Польшей, государствами Центральной и Восточной Европы, что обусловлено географической близостью и делает их рынки привлекательными для белорусских товаропроизводителей. Кроме того, страны Балтийского региона обеспечивают для Беларуси выход к морю, возможность транзита белорусских товаров и наращивания товарооборота.

Перспективным является также расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Многие азиатские страны заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, электроники, научно-технических разработок.

Развитию внешнеэкономических связей и созданию условий для продвижения белорусских товаров на рынки стран дальнего зарубежья послужит реализация мер по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию, активное участие страны в работе международных экономических и финансовых организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития. Сотрудничество с такими экспертными международными организациями, как Европейская экономическая комиссия ООН, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный торговый центр ВТО/ЮНКТАД обеспечит накопление опыта в области внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Беларуси на мировых рынках.
Основным фактором дальнейшего наращивания экспорта станет совершенствование механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственная политика в области тарифного и нетарифного регулирования должна обеспечить оптимизацию экспорта наиболее важных сырьевых товаров, усилить поддержку развития импортозамещающих производств, повысить эффективность внешнеторговых операций и обеспечить защиту внутреннего рынка.

Реализация мер, предусмотренных Национальной программой развития экспорта по созданию условий для стимулирования производства продукции с использованием передовых и ресурсосберегающих технологий за счет привлечения инвестиций и эффективного использования валютной выручки, а также налаживание связей с ведущими мировыми фирмами будут способствовать повышению конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей. Соответствие экспортной продукции международным стандартам, улучшение качества управления предприятиями создаст дополнительные условия для роста конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

В целях наращивания экспорта предусматривается активизация инвестиционного процесса, концентрация инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективные высокотехнологические экспортные производства. Необходимо достигнуть опережающего роста объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом продукции промышленности, ВВП и направления значительной части экспортной выручки на инвестиционный импорт. Увеличение инвестиционного импорта ускорит техническое перевооружение и модернизацию производства, облегчит выход на новые рынки, даст экономию от участия в международном разделении труда.

Важнейшим направлением увеличения экспорта продукции станет использование в этих целях местных сырьевых ресурсов. В предстоящем пятилетии предусматриваются меры по повышению качества местного сырья, снижению всех видов издержек производства с его использованием, а также освоению принципиально новых видов продукции.

Поддержке экспорта будет способствовать намечаемое дальнейшее развитие инфраструктуры внешней торговли, включающей товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети, в том числе Интернет. Предусматривается более активное использование специального фонда поддержки экспортеров.

Для повышения конкурентоспособности экспортной продукции, снижения ее ресурсоемкости, а также создания эффективных экспортоориентированных производств намечается внедрение новых технологий, современного менеджмента и контролинга, ускорение структурных и институциональных преобразований.

На решение этих задач предполагается направить налоговую политику, предусматривающую снижение налогов на вновь освоенную и серийную продукцию, либо льготирование новой продукции с направлением вырученных средств на ее освоение. Потребуется усовершенствовать систему ценообразования во внешней торговле способствующую созданию конкурентной среды, формированию эффективной политики торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами, проникновению на новые рынки и сдерживанию конкурирующего ввоза, а также упорядочению таможенных пошлин и условий трансграничной торговли.

Главным направлением деятельности по-прежнему будет рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих производств. Это обусловит не только изменение структуры импорта, но и увеличение экспорта товаров, что создаст необходимые предпосылки для выравнивания торгового баланса.

Социально-экономический, кадровый потенциал и географическое положение Республики Беларусь являются основой для интенсификации экспорта услуг – как важного источника валютных поступлений, не требующего больших инвестиций и времени. В структуре экспорта услуг приоритет будет отдан транспортным, деловым, строительным услугам и услугам связи. Намечается расширение новых видов услуг – финансовых, страховых, компьютерных и информационных, таможенных, интеллектуальных, образовательных, платежно-лицензионных, эколого-санитарных, медико-биологических, консалтинговых, инжиниринговых и технических.

В целях развития экспорта услуг предполагается:

- создать информационно-нормативную среду, способствующую повышению активности работы предприятий в сфере экспортной деятельности;

- повысить конкурентоспособность белорусских услуг на внешних рынках;

- продолжить работу по постепенной интеграции белорусских субъектов хозяйствования в сложившуюся мировую систему разделения труда путем создания совместных предприятий и производств;

- совершенствовать рекламную и выставочно-ярмарочную деятельность предприятий за рубежом;

- освоить новые формы внешнеэкономической деятельности, в том числе лизинг, франчайзинг, полнее использовать возможности экспорта услуг, предоставляемые свободными экономическими зонами;

- продолжить работу по привлечению в экономику иностранных инвестиций в различных формах с целью форсировать решение вышеперечисленных задач.

Увеличение объема экспорта транспортных услуг планируется осуществить за счет увеличения и обновления парка автотранспортных средств, в том числе на условиях лизинга, упорядочения системы сборов за транспортные перевозки и развитие межгосударственного сотрудничества в области международных перевозок. Необходимым условием организации международных перевозок является обмен на паритетных условиях разрешениями между Республикой Беларусь и другими государствами на проезд автотранспортных средств. В свою очередь, для этого потребуется создание для иностранных перевозчиков соответствующих благоприятных условий (сервисных, пограничных, визовых и т. д.) для поездок по территории Республики Беларусь (взаимное освобождение от сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования, обеспечение своевременного пограничного и таможенного оформления, формирования сети сервисного обслуживания международных перевозчиков), что также будет способствовать росту транзитных перевозок.

С введением в эксплуатацию газопровода “Ямал-Европа” возрастут услуги по транзиту газа. К 2005 г. предусматривается увеличить данный вид услуг в 2,2 раза по сравнению с 2000 г.

Строительные услуги предусматривается экспортировать посредством участия предприятий Минстройархитектуры в проводимых за рубежом тендерах по строительству объектов, обеспечения долгосрочных программ с Российской Федерацией по возведению объектов в счет возмещения задолженности по газу.

Рост экспорта услуг связи предусматривается осуществить за счет внедрения новых прогрессивных технологий и видов связи.

Решение указанных выше задач позволит увеличить объем экспорта услуг в 2005 г. в 1,6 раза к уровню 2000 г.

Прогноз основных параметров внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на 2001–2005 гг. разработан с учетом показателей Национальной программы развития экспорта, развития промышленного производства и роста ВВП. Реализация поставленных задач в совокупности с мерами, намеченными в области совершенствования налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, повышением инвестиционной привлекательности белорусской экономики позволит существенно улучшить состояние платежного баланса. Этому будет способствовать ежегодный прирост экспорта товаров на 7–8% и рост экспорта услуг на 9–10%. За пятилетие экспорт товаров и услуг возрастет в 1,5 раза. Дефицит внешнеторгового оборота (с учетом услуг) по отношению к ВВП в 2005 г. существенно снизится и составит (-1,3)% против (-1,5)% в 2000г.

Наши рекомендации