Внешнеэкономическая деятельность.

Планируются натуральные и стоимостные показатели ВЭД, ожидаемые результаты экспортно-импортных поставок.

10. Природоохранная деятельность

Разрабатывается комплекс мероприятий по охране и рациональному использованию водных, минеральных ресурсов, земли и воздуха.

11.Финансовая деятельность.

Составляется баланс доходов и расходов, баланс активов и пассивов, взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения.

Рассматривая последний вопрос темы студент должен обратить внимание на то, что бизнес-планирование используется в тех случаях, когда стратегия развития организации предполагает освоение новых видов деятельности, торговлю новыми товарами на новых рынках, создание новых структурных подразделений, осуществление важных проектов.

Бизнес-план позволяет оценить целесообразность нововведений, жизнеспособность будущего предприятия. Он конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития, позволяет привлечь внимание и интерес потенциальных инвесторов. Бизнес-планы разрабатывают для обоснования решений при новом строительстве, реконструкции предприятий, внедрении новых технологий, создании новых изделий, развитии новых видов деятельности.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-плана по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения:

- по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения);

- по предприятию в целом (новому или действующему).

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:

- специфику вида предпринимательской деятельности;

- размеры предприятия;

- цель составления бизнес-плана;

- общую стратегию предприятия;

- перспективы роста создаваемого предприятия;

- размер предполагаемого рынка сбыта;

- наличие конкурентов.

Студент должен понимать, что несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволяют предложить оптимальную, структуру бизнес-плана предприятия:

1. Концепция бизнеса (резюме).

2. Описание предприятия и отрасли.

3. Характеристика услуг и продукции.

4. Исследование и анализ рынка сбыта.

5. Конкуренция и конкурентное преимущество.

6. План маркетинга.

7. План производства.

8. Организационный план.

9. Финансовый план.

10. Финансовая стратегия.

11. Потенциальные риски.

Самостоятельная работа студентов:

- Составление словаря экономических терминов по теме.

- Написание реферата по теме: Бизнес-планирование, его назначение и роль в планировании деятельности предприятия.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие преимущества дает предприятию планирование хозяйственной деятельности?

2. Каковы основные принципы планирования деятельности предприятия?

3. Какие существуют виды планирования?

4. Каково назначение бизнес-плана?

5. В чем заключаются различия между планированием и прогнозированием?

6. Что представляет собой программа, при каких условиях возникает необходимость разработки программ?

7. В чем состоит различие между целевым и ресурсным подходом к планированию деятельности организации?

8. Какие существуют методы планирования?

9. Каковы основные этапы разработки стратегии развития предприятия?

10. Назовите основные разделы бизнес-плана.

Рекомендованная литература:

1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — с.165-184

2. Бойчик І.М. Экономика предприятия: Учебн .пособие.- К.:Атика, 2002. - с. 33 - 66.

3. Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006. - с. 293 - 324.

4. Экономика предприятия: теория и практикум (За редакцией Мищенко Н. Г., Ященко О. І): Учебное пособие. - Львов: "Магнолия 2006", 2008. - с. 126 -- 147.

Тема 4. Планирование деятельности организации (предприятия

Лекция № 6.Производственная программа предприятия. Натуральные и стоимостные показатели производственной программы.

Изучение темы предлагается осуществлять по такому плану:

1. Понятие продукции предприятия и измерители ее объемов.

2. Значение и порядок разработки производственной программы.

3. Натуральные показатели производственной программы

4. Стоимостные показатели производственной программы.

5. Планирование остатков незавершенного производства.

Учебные цели:

- выяснить сущность продукции и измерители ее объемов;

- показать значение и выяснить порядок разработки производственной программы;

- рассмотреть натуральные показатели производственной программы;

- дать характеристику стоимостных показателей производственной программы;

- раскрыть сущность незавершенного производства

Ключевые слова:

продукция, производственная программа, товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция, чистая продукция, незавершенное производство

Методические указания по изучению темы:

Изучение темы следует начинать с выяснения сущности продукции и измерителей объемов производства.

Продукция – это продукт производства в материальной, духовной и интеллектуальной сферах, который измеряется преимущественно в натуральном и денежном выражении. На промышленном предприятии продукция – совокупность изготовленных предприятием готовых изделий и выполненных услуг (работ).

Не включаются в готовую продукцию промышленного предприятия:

- стоимость продукции, которая не отвечает стандартам;

- стоимость отходов производства;

- стоимость продукции, полученной по бартеру;

- стоимость услуг всех видов транспорта, выручка магазинов, столовых, клубов, общежитий и других непромышленных подразделений, которые находятся на балансе промышленного предприятия.

Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются конкретные физические единицы – штуки, тонны, метры, квадратные метры и т. д. В практике планирования и учета объемов продукции иногда используют условно-натуральные показатели: условные банки консервов, условные листы шифера и т. д., а также двойные натуральные показатели: объем производства стальных труб может измеряться тоннами и метрами, тканей – погонными и квадратными метрами.

Объем продукции в стоимостном выражении на большинстве предприятий разных отраслей производственной сферы определяется показателями товарной, валовой, реализованной и чистой продукции.

Студенту следует знать, производственная программа – это система адресных заданий по производству и поставке продукции потребителям в развернутой номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества и в установленные сроки согласно договорам поставки.

План производства продукции разрабатывается только после того, как предприятие на основе глубокого изучения рынка выявит спрос на свою продукцию.

Планирование производственной программы включает следующие этапы:

• анализ объемов производства в предплановом периоде;

• анализ портфеля заказов, спроса на продукцию;

• анализ производственной мощности предприятия;

• анализ имеющихся экономических ресурсов и эффективности их использования;

• обоснование объема выпуска продукции в натуральных показателях;

• обоснование объема товарной продукции в оптовых ценах предприятия;

• оценка производственной программы;

• разработка мер по реализации производственной программы.

План производства продукции составляется, как правило, на год с разбивкой по кварталам. Он связан со всеми разделами плана экономического и социального развития предприятия и обуславливает их. Значение производственной программы состоит в том, что она является основанием для расчета потребностей предприятия в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Необходимо помнить, что разработка плана производства продукции осуществляется в такой последовательности:

1. Определяется номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, и соответственно объем поставок продукции. Основанием для определения объема поставок конкретной продукции служат – спрос на продукцию предприятия и заключенные договоры на поставку продукции.

2. На основе объема поставок продукции определяется объем производства каждого вида изделий в натуральном выражении.

3. Объем выпуска продукции обосновывается расчетами производственной мощности.

4. Исходя из плана производства в натуральных единицах, рассчитывается объем продукции в стоимостном выражении.

Студент должен обратить внимание, прежде всего на натуральные показатели производственной программы:

1. Номенклатура и ассортимент продукции.

Номенклатура – это укрупненный перечень видов продукции, подлежащих изготовлению.

Ассортимент характеризует состав каждого вида продукции по типам, сортам, маркам, профилям и т. д.

Номенклатура продукции предприятия может быть централизованной и децентрализованной. Централизованная продукция формируется путем заключения государственных контрактов и государственных заказов. Децентрализованная номенклатура формируется предприятием самостоятельно на основе изучения рыночного спроса на свою продукцию и установления прямых контрактов с потребителями путем заключения договоров на поставку продукции.

2. Количество каждого вида продукции в натуральных или условно-натуральных измерителях.

3. Объем производства продукции по укрупненным группам или общий объем производства, если имеется возможность соизмерить продукцию, в натуральных или условно-натуральных единицах

План производства в натуральном выражении служит базой для основных технико-экономических расчетов на предприятии.

Студенту следует знать, что объем производства продукции в натуральном выражении определяется по формуле:

Vпр-ва, і = Vпост.,і + Зкон.,і - Знач.,і

Где: і – і-тый вид изделия.

Запас продукции на складе предприятия на начало планового периода определяется по формуле:

Знач.,і = Зфакт.,і +Вожид.,і - Оожид.,і

Где: Вожид.,і ; Оожид.,і – ожидаемый выпуск і-той продукции и ожидаемая отгрузка продукции до конца предпланового года.

Запас продукции на складе на конец планового периода определяется по формуле:

Зкон.,і = В(ср.сут.), і * Т і

Где: В(ср.сут.), і – среднесуточный объем выпуска і-той продукции;

Т і - нормативное время нахождения і-той продукции на складе, необходимое для подготовке к отгрузке.

Натуральные показатели производственной программы служат базой для определения стоимостных показателей.

Рассматривая четвертый вопрос, студент должен знать какие показатели относятся к стоимостным и что входит в их состав.

К ним относятся:

- товарная продукция;

- валовая продукция;

- валовой оборот;

- реализуемая продукция;

- чистая продукция.

В состав товарной продукции включается готовая продукция, полуфабрикаты собственного производства и продукция вспомогательных и других цехов, производимая на сторону, а также работы промышленного характера, выполняемые на сторону.

ТП = ГП + ПФ + Рпром.

Объем товарной продукции рассчитывается на основе плана производства в натуральном выражении и оптовых цен предприятия.

ТП = Vпр-ва (нат.) * Ц

В состав валовой продукции включается продукция, предназначенная для поставки на сторону, независимо от того, имеет она законченный или незаконченный вид. Валовая продукция включает товарную продукцию, а также изменение остатков незавершенного производства и изменение остатков полуфабрикатов.

ВП = ТП + Онзп + Опф

Валовой оборот определяется на базе валовой продукции и включает продукцию, имеющую как законченный, так и незаконченный вид, независимо от того, поставляется она на сторону или производится для собственных нужд. Его можно также определить как сумму объемов производства продукции всех цехов предприятия: основных, вспомогательных, подсобных и побочных.

ВО = ВП + ВЗО

ВЗО - внутризаводской оборот или продукция, производимая для собственных нужд.

Реализуемая продукция – это подлежащий поставке и оплате в плановом периоде объем товарной продукции с учетом остатков готовой продукции на складах предприятия на начало и на конец планового периода.

РП = ТП + Онач. + Окон.

Чистая продукция или вновь созданная стоимость определяется по формуле:

ЧП = ТП - (Мз + Ао )

Где: Мз – стоимость всех видов материалов, затраченных на производство товарной продукции;

Ао - амортизационные отчисления по основным фондам, отнесенные на себестоимость товарной продукции.

Изучая последний вопрос, студент должен обратить внимание на необходимость создания, состав незавершенного производства и методы его определения.

В состав незавершенного производства входят заготовки, детали, комплекты, сборочные единицы, находящиеся на разных стадиях производственного процесса и подлежащие последующей обработке.

Незавершенное производство обеспечивает беспрерывный и ритмичный ход производственного процесса и поэтому величина незавершенного производства должна поддерживаться на оптимальном уровне.

Наиболее точно незавершенное производство определяется методом прямого счета.В этом случае по каждой линии, участку, в межцеховых кладовых рассчитывается нормальный задел деталей и узлов в натуральных единицах и умножается на их плановую себестоимость. Результаты суммируются по всем цехам, и устанавливается объем незавершенного производства в денежном выражении в целом по предприятию. Этот метод применяется в массовом производстве.

Более простым, но менее точным, является метод расчета объема незавершенного производства в целом по і-тому изделию:

НЗПі = В(ср.сут),і * Сі * К нзп,і

Кнз і - коэффициент нарастания затрат в производстве по і-тому изделию. Он определяется по формуле:

Кнз = (Зі + С і ) / 2

Зі – затраты на изготовление і-того изделия, находяшегося в НЗП.

Сі – себестоимость і-того изделия.

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой продукция предприятия?

2. Назовите измерители продукции предприятия.

3. Что представляет собой производственная программа предприятия?

4. В чем значение производственной программы предприятия?

5. Какие есть натуральные показатели производственной программы предприятия?

6. Назовите стоимостные показатели производственной программы предприятия.

7. Что включается в состав товарной продукции?

8. Что включается в состав валовой продукции?

9. Что включается в состав реализованной продукции?

Самостоятельная работа студентов:

- Составление словаря экономических терминов по теме.

- Решение задач на определение показателей производственной программы.

Рекомендованная литература:

1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. —с.229-232

2. Бойчик І.М. Экономика предприятия: Учебн.пособие.- К.:Атика, 2002. - с. 48 - 66.

2. Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006. - с. 326 - 339.

3. Экономика предприятия: теория и практикум (За редакцией Мищенко Н. Г., Ященко О. І): Учебное пособие. - Львов: "Магнолия 2006", 2008. - с. 126 - 147.

4. Тарасюк Г.М., Шваб Л. И. Планирование деятельности предприятий. Учебн.пособ.-К.: "Каравелла", 2003, с. 61 — 71.

Тема 4. Планирование деятельности организации (предприятия

Лекция № 7. Сущность, виды и факторы формирования производственной мощности предприятия. Показатели использования производственной мощности предприятия

Изучение темы предлагается осуществлять по такому плану:

1. Сущность, виды и факторы формирования производственной мощности предприятия.

2. Планирование производственной мощности предприятия.

3. Показатели и пути повышения эффективности использования производственной мощности предприятия.

Учебные цели:

- выяснить сущность производственной мощности предприятия;

- пояснить факторы формирования производственной мощности предприятия;

- разъяснить методику планирования производственной мощности предприятия;

- дать характеристику показателей эффективности использования производственной мощности;

- показать пути повышения эффективности использования производственной мощности предприятия

Ключевые слова:

производственная мощность, входная, выходная, среднегодовая производственная мощность, календарный рабочий, полезный фонд рабочего времени

Методические указания по изучению темы:

Начинать изучение темы следует с выяснения сущности производственной мощности предприятия.

Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции в определенной номенклатуре и ассортименте или максимально возможный объем переработку сырья при наиболее полном использовании технологического оборудования и производственных площадей.

Исчисление производственной мощности производится, как правило, за год, а в некоторых случаях за квартал или месяц. Пропускная способность оборудования помимо этого исчисляется еще за декаду, сутки, смену, час.

Студент должен знать, что производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков или агрегатов.

Ведущими считаются цеха, участки, агрегаты, где выполняются основные технологические операции по изготовлению готовой продукции и наибольший объем работ.

Выражается производственная мощность, как правило, в натуральных показателях производимой продукции (тонны, штуки, метры), а в некоторых случаях – в денежных единицах.

В практике работы предприятия различают три вида производственной мощности: входную; выходную; среднегодовую.

Входная – это производственная мощность предприятия, цеха, участка, агрегата на начало планового периода.

Выходная – это производственная мощность предприятия, цеха, участка, агрегата на конец планового периода.

Среднегодовая мощность – это мощность, которой будет располагать предприятие, цех, участок, агрегат в среднем за плановый период.

Мср.год. = Мнач. + (Мув. * t¹ ) / 12 - (Мум * t ² ) / 12

Где

t¹ - число месяцев действия вводимой мощности до конца года с момента ввода мощности;

t ² - число месяцев действия выбываемой мощности до конца года с момента выбытия мощности;

Мув. – увеличение, прирост мощности в плановом периоде;

Мум. – уменьшение мощности в плановом периоде (например, за счет выбытия машин, механизмов, агрегатов)

Студент должен понимать, что при расчете производственной мощности предприятия используются определенные данные, такие как:

- номенклатура и ассортимент продукции;

- трудоемкость каждого вида продукции;

- количество оборудования и производственных площадей;

- производительность каждого вида оборудования;

- сроки ввода нового и выбытия действующего оборудования и площадей;

- фонд полезного времени работы оборудования;

- план мероприятий, увеличивающих производственную мощность.

Определение производственной мощности предприятия начинается обычно с расчета пропускной способности агрегатов или группы оборудования. При этом важно правильно определить полезное или эффективное время работы оборудования.

Различают:

Наши рекомендации