Зарубежный опыт применения прямых и косвенных методов регулирования рыночной экономики
Опыт экономики развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рыночные механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения, этим государство создает условия для добросовестной конкуренции и свободного предпринимательства.
В настоящее время выделяют две обобщенные модели регулирования экономики: японскую и западную (американскую), их характеристика представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Модели регулирования экономики
Наименование модели | Характеристика (описание) модели |
Японская модель | Проактивная модель, ориентирована на превентивные действия, компенсирующие определенные несовершенства рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, закрепляя за государством легитимную роль в разработке и реализации социально-экономической политики |
Западная (американская) модель | Реактивная модель, основывается на необходимости вовлечения государства тогда, когда обнаруживаются неудачи рыночного механизма |
Основными инструментами государственного воздействия на экономику развитых стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование.
За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы ХХ века государственный сектор экономики претерпел существенные изменения, наблюдается тенденция снижения государственных расходов.
Однако государственные инвестиции в экономику от общего объема капиталовложений в экономически развитых странах достигают значительных размеров, например, в Швеции до 1/4; Великобритании и Италии до 1/3; Франции и Австрии свыше 40 %.
В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика и законодательство направлено на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Особенности антимонопольной политики зарубежных стран проявляются в основном в двух ее формах: американской форме, которая запрещает любую форму монополистического сговора либо союза; западноевропейской, которая направлена только против монополий, существенно ограничивающих возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка.
Основное внимание в законодательных актах западноевропейской системы антимонопольного регулирования уделяется нарушению прав граждан и интересов общества вследствие искажения условий конкуренции и злоупотребления монополиями своим доминирующим положением, а основной способ реагирования – частные иски и их рассмотрение, как правило, в судебном порядке.
Размеры государственного регулирования экономики разных стран существенно различаются, например, в Китае государственный сектор дает свыше 1/2 ВНП, Франции – 1/3; Италии – 39-42 %, Финляндии – 17,6 %; Нидерландах – 5,4 %; Великобритании – 2,7 %. Государственный сектор представлен в основном в крупнейших предприятиях базовых отраслей: металлургии, электроэнергетике, химической и электронной промышленности, автомобилестроении, аэрокосмической, и т.д. В Испании государство установило строгий контроль в области производства электроэнергии, а в Великобритании госсектор доминирует в угольной и ядерной энергетике.
Регулирование цен, при помощи экономических методов, осуществляется путем воздействия на уровень инфляции, величину спроса, денежную массу, процентные ставки, антимонопольную политику, через проводимую правительством политику регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Однако регулирование цен в развитых странах носит ограниченный характер, охватывая преимущественно жизненно важные для общества отрасли: топливо, энергию, стратегическое сырье, продукцию оборонного назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.
Автором Ефимовской Л.А., на основе обобщения опыта некоторых стран Евросоюза (Франции, Испании, Дании, Швеции, Финляндии, Германии), Америки, Швейцарии, Японии, Китая выделены следующие основные инструменты прямого контроля над ценами со стороны государства, представленные на рисунке 1.
Основные инструменты прямого контроля над ценами со стороны государства в зарубежных странах |
– формирование перечня продукции, на которую цены регулируются органами власти – наблюдение (мониторинг) за ценами, государственными и общественными контролерами – фиксирование цен, «замораживание цен» – формирование перечня с минимально допустимыми ценами – фиксация предельного уровня цен и прибыли – формирование перечня справочных цен, диапазонов цен – урегулирования уровней цен на сельскохозяйственное сырье и продукцию при закупках – штрафные санкции и иные правовые последствия при нарушении ценовой дисциплины и установление в законодательном порядке правил ценообразования |
Рисунок 1 – Основные инструменты прямого контроля над ценами со стороны государства в зарубежных странах
Кроме того, в зарубежных странах, наряду с таким достаточно широким перечнем инструментов прямого регулирования цен, практически в каждой из стран применяются способы косвенного контроля над ценами, представленные на рисунке 2.
В Европейском Союзе осуществляется наднациональное регулирование около 15% цен в сельском хозяйстве и черной металлургии: максимальные и минимальные фермерские цены устанавливается Советом Министров ЕС, а базисные цены на продукцию черной металлургии – Европейской организацией угля и стали. В США государством регулируется от 5 до 10% цен, в основном сельскохозяйственных, Японии – 39%, Австрии и Швейцарии – до 50%.
– Сдерживающая (рестрикционная) кредитно-денежная политика страны, связанна с сокращением государственных расходов, ростом налогов, и уменьшением инфляции – регулирование учетных ставок национальных банков – сокращение дефицита бюджета государства – государственные закупки товаров (услуг) – налоговая политика, например, регуляция ставок косвенных налогов, таких как НДС и акцизов – система поддержки нуждающегося и бедного населения в продуктах, например, выдача продуктовых талонов – поддержка в зарубежных странах отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и их защита от внешней конкуренции, путем регулирования ввоза продукции – на товарных рынках проведение эффективной политики развития конкуренции – помощь в зарубежных странах, направленная государством на развитие личных подсобных хозяйств – стимулирование и поощрение в распространении форматов типа «дискаунт» в розничной торговле |
Рисунок 2 – Основные способы косвенного контроля над ценами со стороны государства в зарубежных странах
Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой вопросами ценообразования занимаются государственные органы и организации: в США – Министерство сельского хозяйства и Комиссия по ценам; Японии – бюро по ценам в аппарате Управления экономического планирования; Австрии – соответствующие подразделения Министерства экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства; Швейцарии – Федеральное ведомство по контролю за ценами; Франции – Управление конкуренции и потребления, утверждающее допустимую величину увеличения тарифов и продажных цен в государственных предприятиях; Швеции – Государственное управление цен и конкуренции.
В то же время государственными структурами развитых стран применяются достаточно эластичные методы ценового регулирования. Так, в соответствующих министерствах при активном участии компаний определяется минимальный уровень цен, при которых последние могут нормально функционировать. А задача правительственных органов состоит в том, чтобы вскрыть дополнительные резервы для сокращения издержек и обосновать возможность снижения цен.
В ряде стран регулированием цен на продукцию отраслей общественного пользования могут заниматься местные органы власти. Основной принцип регулирования – ограничение норм прибыли предприятий отраслей социально-значимого производства на уровне 5–7% и введение специальных штрафных тарифов за превышение указанного уровня (такое положение существует в США, Германии и Японии и др.).
В Германии и Великобритании применяется либерально-косвенная система государственного регулирования экономики посредством экономических рычагов. Особая роль, при этом, отводится торгово-промышленным которые определяют воздействие законодательных актов, на деятельность своих участников, они в целом осуществляют функцию совершенствования взаимодействия представителей государственного регулирования с бизнесом.
Таким образом, в развитых странах, к основным инструментам государственного воздействия на экономику относят антимонопольную политику, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование.