Государственное вмешательство в ценообразование реадизуется на основе сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен

1. Прямое государственное регулирование цен - администротивное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

Основные формы прямого регулирования цен:

" общее замараживание цен на отдельные товары (применяется при чрезвычайно сильной инфляции в экономике);

" установление фиксированных цен и тарифов (сохранение цен на товары, услуги, ценные бумаги на определенном стабильном уровне.

" Уствновление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального). Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефецита, т.к. рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства;

" Установление предельного норматива рентабельности - в цене учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов;

" Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок-. разрешено устанавливать органами местной власти на местах;

" Декларирование цен- по решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции;

" Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции - если цена превышает рекомендуемый уровень, можеьт применяться прогрессивное налогооблажение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные;

" Паритетная цена -цена на продукцию сельского хозяйства, позволяющая их производителю за неизменный объем продукции иметь денежный доход, достаточный для приобретения "потребительской корзины" -стабильного набора потребительских благ и услуг.

2. Косвенное государственное регулирование цен - это воздействие правительства на те факторы, которые изменяют коньюктуру рынка в желаемом направлении:

-расширение товарного предложения на рынке,

-увеличение рыночного спроса, управления доходами населения,

-регулирование налогов.

К мерам косвенного регулирования це относится:

" государственные закупки;

" налоговая система;

" регулирование денежного обращения и кредита;

" политика государственных инвестиций;

" регулирование государственных расходов;

" установление норм амортизации.

Этими мерами государство стремиться установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту це в масштабах всей экономики.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем:

" применения льглтного налогооблажения.

" льготного кредитования.

" субсидирования и дотирования из бюджета.

" заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги и т.д..

90. В условиях самостоятельности предприятия на рынке и его свободы в части ценообразования перед руководством предприятия любого уровня возникает жизненно важный вопрос:

" какую политику проводить при установлении цен?

" как организовать контроль за определением цен в различных филиалах, подразделениях предприятия?

Работа по ценообразованию, обоснованию цен является одним из составных элементов проведения политики предприятия на рынке.

Нужно отказаться от идеологии и мышления прежних условий, когда специалисты по определению цен рассматривались лишь как расчетчики, технические работники. Теперь от них требуется иной уровень и качество деятельности.

Работу по обоснованию и установлению цен на предприятии целесообразно строить: комплексно; системно; с четким определением функций каждого уровня и подразделения, службы администрации.

Первое что должно быть определено:

" кто принимает решение в установлении цен, кто подготавливает эти решения?

" необходимо определить, в каких случаях и кем утверждаются цены:

- советом директоров;

- президентом акционерного общества;

- генеральным директором объединения, предприятия, его заместителями, начальником отдела сбыта, его представителями на местах.

Второе - необходимо четко определить конкретные функции подразделений и служб администрации в работе по обоснованию (установлению) цен.

91. В обосновании цен на продукцию предприятия и приобретаемые им ресурсы в условиях рынка принимают участие практически все основные подразделения и службы администрации:

" планово-экономические;

" ценообразования;

" сбыта и реализации продукции;

" производственно-технологические;

" вспомогательные и обслуживающих производств;

" труда и заработной платы;

" материально-технического обеспечения производства;

" финансы;

" бухгалтерия.

Эта работа должна проходить при строгой координации центральных служб предприятия и соответствующих служб филиалов, цехов и других подразделений предприятия, объединения или акционерного общества.

92.

93. перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений:

" Психология ценовосприятия - продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены.

Многие потребители смотрят на цену как на показатель качества товара.

Психологически лучше воспринимается несколько заниженная, некруглая или дробная цена.

" Политика цен, проводимая фирмой (скидки, ответные меры на изменение цен конкурентов).

" Влияние цены на других участников рыночной деятельности (отношение поставщиков, продавцов, конкурентов, государства).

Прежде чем установить окончательную цену, фирма должна также учитывать:

" Степень государственного регулирования

" Уровень и динамику спроса

" Характер конкуренции

" Потребности оптовых и розничных торговцев.

Движущими силами в развитии рыночного хозяйства служат:

1. Конкуренция

2. Состязательность

3. Соперничество

Цены - инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала.

Рыночное хозяйство может эффективно функционировать:

" только при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга и договора купли-продажи между продавцом и покупателем

" с учетом конкурентного выбора,

" соотношения спроса и предложения,

" воспроизведения равновесия рынка.

Без конкурентного равновесия цен рыночное хозяйство обречено на застой.

Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:

1. Экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий - субъектов хозяйствования, агентов рынка как собственников.

2. Коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров, в частности, в виде устных соглашений, договоров, контрактов купли - продажи.

3. Содействие и защита договорно-контрактных отношений, других хозяйственных споров, гарантирующих возмещение потерь, убытков и упущенной выгоды.

4. Наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обеспечивающих возможность выбора поведения субъектов хозяйствования, агентов рынка.

5. Равновесие рынка, соотношение с проса и предложения уравновешивается посредством равновесной цены.

Наши рекомендации