Судебное обжалование действий и решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления
Право обжаловать решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, и в ст. 78 ФЗ № 131. Предметом обжалования в суде могут быть правовые акты как индивидуального, так и нормативного характера, нарушающие права и свободы гражданина. К действиям (решениям) органов местного самоуправления и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Жалоба гражданина на действия (решения) органов местного самоуправления, их должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность органа местного самоуправления или должностного лица за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Некоторые действия и решения органов и должностных лиц местного самоуправления обжалуются в порядке не гражданского, а арбитражного разбирательства. В частности, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Важной формой воздействия государства на местное самоуправление является надзор и контроль за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Надзор за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют различные государственные органы.
В первую очередь это органы прокуратуры, которые осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами местного самоуправления вправе применить следующие меры прокурорского реагирования: протест; представление об устранении нарушений закона.
Надзор за соблюдением органами местного самоуправления законности в отдельных сферах могут осуществлять и другие государственные органы. Так, например, должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами.
Контроль могут осуществлять сами представительные органы местного самоуправления, контрольные органы.