О некоторых особенностях информации и пропаганды для юношества
Специфичность законов функционирования молодежной печати определяется прежде всего характером и особен ностями молодежной аудитории[1]. И дело не только в воз расте, который иные журналисты почему-то рассматри вают в качестве главного и единственного критерия. Нам представляется, что такой чисто демографический под ход и недостаточен, и вряд ли верен. Конечно, возраст — это первая ступенька, это, так сказать, истоки интере сующей нас специфики. Но он важен не как чисто биоло гическая категория (сколько лет прожито), а как свое образный показатель приобретенного социального опыта, знаний, навыков, интересов и потребностей.
Молодость — пора становления и роста человека, его социального, гражданского созревания, .формирования мировоззрения и нравственных принципов. Молодой че ловек чаще, чем люди других возрастов, стоит перед про блемой выбора — куда пойти учиться, какую выбрать про фессию, как построить семью, чем заняться в свободное время. Поэтому печать, ориентируемая на молодежь, дол жна не только отражать, освещать все эти жизненные про блемы, но и активно участвовать в их решении, помогать молодому человеку определить свое место в обществе. / И не случайно, что на страницах молодежных газет и" журналов, в теле- и радиопередачах большой удельный вес занимают обсуждения, дискуссии, материалы с ост рыми нравственными ситуациями, конфликтами. Напри мер, широкий читательский интерес вызвала проведен ная в 1973 г. «Комсомольской правдой» дискуссия о том, что значит быть личностью. Во многих номерах журнала«Молодой коммунист» публиковались проблемные мате риалы, касающиеся профориентации молодежи, которые вызывали значительную читательскую почту.
Молодежь — самая динамичная часть общества. Ее динамизм, подвижность обусловлены вполне объективны ми факторами: перемена места жительства в связи с уче бой (школа, училище, вуз, курсы), служба в армии, миг рация из села в город, переезд на новое место работы (об щественные призывы на ударные стройки, направления на работу после окончания вуза или техникума, училища) и т. д.
Численность населения, переменившего местожитель ство в течение двух лет (1968—1969 гг.), составляет в СССР 13,9 млн. человек[2]. За одиннадцать лет (с 1959 по 1970 г.) из села в город переехало 16,4 млн. человек. В последние годы отток еще больше возрос: ежегодно в город уходит из села 3—3,5 млн. человек. Подсчитано, что большинство из них — молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. У де вушек пик ухода из села падает на 15—17 лет, у юношей — на годы после службы в Советской армии[3].
Естественно, положение этих молодых людей резко меняется, процесс адаптации проходит сложно, подчас болезненно, возникает новый круг проблем, интересов, рождаются новые вопросы, ответы на которые юноши и девушки ищут прежде всего на страницах «своих», молодежных изданий. Следовательно, от журналистов требует ся не только глубокое проникновение в предмет иссле дования, знание проблемы, но и способность мыслить по-государственному, учить молодежь диалектическому подходу к социальным явлениям. Скажем, с одной стороны, органы печати призваны агитировать за высокий произ водительный труд в сельском хозяйстве, воспевать кра соту этого труда, а с другой — мобилизовывать молодежь па новостройки пятилеток, на освоение богатств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Глубокое знание экономических проблем, сочетание общегосударственных и местных задач, проникновение в психологию молодого человека — вот далеко не полный круг проблем, которые встают здесь перед молодежным изданием.
Как видим, аудитория молодежной печати постоянно находится в движении, подвергаясь социальным, производственным, экономическим, образовательным, возраст ным воздействиям, что требует точного и гибкого учета.
Нестабильным является и каждый компонент этой ау дитории, каждый индивид, находящийся в процессе станов ления. Взгляды молодых людей постоянно меняются, меня ются характеристики личности под влиянием условий соци альной жизни и усилий субъекта. Именно поэтому то, что порой кажется вполне само собой разумеющимся для взрос лого читателя, требует доказательности, авторитетности источника, особой привлекательности в форме подачи ма териала для молодого читателя, не обладающего широким социальным опытом.
Еще одна особенность молодежной аудитории — ее высокая эмоциональность, «открытость», интерес ко всему увлекательному, новому. Ниже эта проблема будет рас смотрена подробнее, пока же подчеркнем следующий момент: эмоциональная избыточность юношества требует постоянной и гибкой корректировки. Максимализм, край ность в оценках, повышенный критицизм мешают моло дежи понять многообразные явления жизни, ее социаль ную суть. Вместе с тем критичность — необходимое качество для продвижения вперед. Печать призвана оберегать молодого человека от гиперболизации оценок, идущих вразрез с реальными жизненными связями. В то же время она должна поддерживать здоровый критицизм, не позволяющий молодым людям впадать в пессимизм и мелан холию. Революционно-критическое отношение, ведущее к действию,— вот что должно быть итогом обсуждения раз личных жизненных, социальных проблем на страницах печати.
Некоторые социологи утверждают, что в настоящее время идет процесс не столько омоложения нашего об щества (доля молодых людей до 30 лет снизилась с 62,5% в 1939 г. до 55,8% в 1959 г. и 50,8% в 1970 г.), сколько раннего интеллектуального повзросления молодежи. Дейст вительно, следует учитывать и эту сторону состояния сов ременного юношества, т. е. потенциального читателя. Но с другой стороны, ныне наблюдается удлинение срока вступления молодых людей в самостоятельную жизнь: при более быстром физиологическом созревании (12—14 лет) в большинстве случаев их экономическая самостоя тельность приходится на поздние годы (в СССР 23—25 лет). Следовательно, по существу масштабы молодежной аудитории скорее увеличиваются, расширяется круг проб лем для освещения.
Нередко высказывается мнение, что в наше время мо лодых людей все больше опекают. Поданным французских социологов, сейчас над юношей или девушкой находятся два-три поколения старших, что в ряде случаев мешает молодым по-настоящему осознать ответственность за свои дела, развивает инфантилизм, сковывает развитие ини циативы и самостоятельности. По-видимому, молодеж ное издание не может игнорировать и это обстоятельство. Поэтому задача — способствовать проявлению самосто ятельности и воспитывать уважение к старшим, соответст венно ориентируясь на детей и ориентируя родите лей.
Социально-демографическим, психологическим, физио логическим особенностям молодежи соответствуют (или должны соответствовать) свои тематические, жанровые и стилевые характеристики, определяющие лицо молодеж ной прессы. Предстоит исследовать эту проблему. Однако совершенно очевидно, что, к примеру, отсутствие социаль ного опыта у определенных категорий своих читателей молодежная печать должна восполнять более широким разъяснением исторических ситуаций, обусловивших то или иное явление, публикацией проблемных, аналитичес ких материалов, которые стимулировали бы развитие у юношества историзма мышления, способности к истори ческим ассоциациям. К этому важно привлечь ученых, а также авторитетных людей, способных талантливо, умело сравнивать свой нынешний опыт с опытом своей юности, соотнося его с опытом современного молодого читателя. Повышенной эмоциональности юношества пресса может соответствовать публикациями на героические и романти ческие темы, яркими образными статьями и даже оформле нием самого печатного органа. Неустойчивость и неуравно вешенность психики молодого читателя не могут не учи тываться при организации дискуссий, когда, например, выносится на обсуждение несколько мнений, в результате молодой читатель с помощью своих сверстников стабили зирует свои взгляды, сопоставляя их с мнением других, укрепляется в правильном мнении. Но самое главное сос тоит в том, что, говоря о специфике и характере моло дежной аудитории, нельзя упускать из виду тот факт, что молодежь неоднородна, ибо она отражает в себе социаль ную структуру общества,
Различные группы нашей молодежи — молодые ра бочие, крестьяне, специалисты, студенты, школьники, как указывалось в Отчетном докладе на XXIV съезде КПСС, имеют свои особенности, изучение и знание которых необ ходимо для умелого руководства, организации эффектив ной воспитательной работы с каждой из таких групп[4]. Поэтому для журналиста нет молодежи вообще, а есть ра бочая, (колхозная, учащаяся, студенческая молодежь, т. е. группы членов нашего общества, объединенные не только возрастом, но и родом занятий, положением в клас совой структуре общества.
Подобный подход к молодому читателю — единствен но верный, отвечающий требованиям марксистско-ленин ской методологии и дающий возможность четко предста влять себе объективные потребности и интересы различ ных составных читательской аудитории. Возраст, пожалуй, более значим в пределах определенной социальной группы. Рабочий в 18 лет и рабочий в 26 лет — молодые рабочие, однако это люди с различным опытом, потребностями, уровнем развития и, следовательно, люди с различными жизненными интересами, ищущие при чтении решения «своих» проблем, существенно различающихся по сложнос ти и направленности.
Вместе с тем необходимо учитывать еще один важней ший фактор: социальная структура молодежи наиболее динамична по отношению к обществу в целом, в ней грани и «перегородки» исключительно подвижны. В среде мо лодежи чаще всего происходят переходы из одной социаль ной группы в другую: сегодняшний рабочий завтра ста новится студентом, затем представителем научно-техниче ской или творческой интеллигенции. Поэтому, продолжая разговор о необходимости дифференцированного подхода к молодому читателю, следует заметить, что этот подход должен базироваться не только на учете различий, име ющихся у разных групп молодежи, но и на учете того об щего, что присуще советской молодежи в целом. Это об щее имеет две стороны — социальную (обусловленную социалистическим строем нашего общества, характером его общественных отношений) и психологическую (обуслов ленную возрастными особенностями развития сознания). Дальнейший ход рассуждений связан именно с этим поло жением.
Социалистическая печать, как уже говорилось, много функциональна. Это «оружие» многоцелевое, но главная цель одна — пропаганда коммунистических идеалов, борь ба за их осуществление. Чтобы наиболее эффективно осу ществить эту цель, необходимо решить комплекс задач, обеспечить создание системы эффективного воздействия на аудиторию. В. И. Ленин отмечал: чтобы обеспечить успех пропаганды, нужно «наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояе мой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой»[5].
В этой ленинской формуле, удивительно емко сфоку сировавшей методологию пропагандистского воздействия, чуть ли не каждое слово можно выделить особо.
Во-первых, «повлиять». Это — цель. Задача — «наи лучшим образом», т. е. тем набором средств, который «повлияет» больше, сильнее, определеннее (выбор формы). Степень влияния — критерий эффективности. Поведение (подразумевается) — критерий влияния.
Во-вторых, «на данную аудиторию». Здесь подчерк нута неоднородность аудитории, необходимость выбора «способа» влияния на определенную, отличающуюся свое образием часть аудитории.
В-третьих, об «известной истине». Тут следует подчерк нуть и слово «истина», поскольку коммунистическая про паганда в устной и печатной формах может пропаганди ровать лишь истину, и слово «известная», звучащее в ленинской фразе не только как синоним слова «комму нистическая», но и как указание на то, что пропаганди руемая истина должна быть хорошо известна пропаган дисту, освоена им в целом и в деталях, представлять собой его убеждение, которое он сознательно, вдохновенно и умело делает убеждением других людей.
В-четвертых, «.. .делая» эту истину «более убедительной», «легче усвояемой», «нагляднее и тверже запечатлеваемой». Эти элементы ленинской формулы раскрывают перед нами рабочие принципы пропагандирования — понятность, до казательность, активность, наглядность, впечатляемость, а также связь целой пропаганды с приемами и средствами овладения вниманием читателя и слушателя.
Внимание читателя — первое условие эффективности воздействия печати. Привлечь внимание читателя — значит добиться его внутри личностной, психологической нап равленности на определенный предмет и сохранить эту направленность даже при ослаблении внешнего «раздра жителя».
Понятно, что внимание привлекается и внешними, при кладными приемами (техника оформления, броскость, необычность формы), и глубиной, логикой раскрытия со держания. В целом, думается, эта проблема еще требу ет дальнейшей разработки социологов и журналистов. И она важна тем, что именно внимание есть «та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира»[6].
Привлечь внимание молодежной аудитории, управ лять ее вниманием.— одна из важнейших задач всех ви дов изданий, ибо иначе аудитория не будет воспринимать информацию, в которой заложены «предписания», прог рамма поведения. Чтобы добиться внимания, недостаточ но только рациональных методов. Необходимо еще обра щение к чувствам, эмоциям людей. Нельзя «дойти до каж дого», добиться его сознательного участия в общественных делах, повлиять на формирование мировоззрения и реаль ное поведение, если не затронуты чувства. Дойти до каж дого — это и значит затронуть и разум и чувства. Именно поэтому журналистам молодежной печати необходимо бо лее глубоко изучать механизм эмоционального воздей ствия печатного текста, будь то газетное сообщение, жур нальная статья или книга.
Один из специалистов в области теории журналистики, В. Ученова, пишет: «Эффект заинтересованности читате ля можно усилить:
1) с помощью описания подробностей самого отобра жаемого события (деталей объекта); 2) описывая особен ности отношения автора к сообщаемому; 3) привлекая к комментированию и оценке события третьих лиц...»[7].
Выбор первого варианта ведет к отчету, второго — к репортажу, третьего — к интервью.
Для молодежной аудитории, которая отличается не стабильностью внимания, требуются особенно действен ные приемы его привлечения и фиксации.
Но дело не в одной технике овладения вниманием чи тателя. Известно, с каким вниманием и интересом читаются очерки и книги лауреата Ленинской премии журна листа «Комсомольской правды» В. Пескова, являющегося большим мастером привлечения внимания читателя. Его образы, художественные и жизненные детали затрагивают эмоции читателя, заставляют «узнавать» и то, что близ ко и знакомо, дорого самому читателю, и то, чего он ни когда не видел, не знал и только сейчас понял и почув ствовал.
Успех В. Пескова прежде всего в том, о чем и как он пишет. В. Пескова нередко оценивают как мастера живо писания природы. Это в общем-то верно. Однако, думает ся, не это главное. Природа — фон произведений В. Пес кова, фон благодатный, блестяще, до совершенства им освоенный, но именно фон, на котором писатель раскры вает нравственную природу человека, мир его мыслей и чувств, внутреннюю борьбу и выбор нравственной пози ции. Именно в том, к чему обращается Песков в человеке, в читателе и с чем идет к нему, кроется успех.
Формы и средства, какими пользуется журналист, со путствуют успеху, но не определяют его. Упомянутое «узнавание» происходит значительно полнее и острее, ес ли обращено к насущным потребностям человека. Б. Д. Парыгин верно отмечает, что значимость (ценность) инфор мации и эффект ее воздействия на человека определяются тем, в какой степени она касается основего жизнедея тельности — его жизни и жизни его близких, его здо ровья, семейного благополучия, взаимоотношения с обществом, его социального развития вообще, биологичес ких и социальных потребностей[8].
Не менее важно после привлечения внимания удер жать его. Эта сложнейшая задача обеспечивается харак тером сообщаемой информации, расстановкой тех акцен тов, которые необходимы для верной ориентации читателя в общем потоке информации. В практике лучших изданий это достигается сменой жанров и стилей, введением ху дожественных образов, юмором, привлечением к выступ лению известных авторитетов, а главное, глубоким рас крытием того, что составляет содержание информации. Не опускаться до уровня «среднего» читателя, а посте пенно поднимать его до высот глубинного понимания проб лемы — это требование к журналистам заставляет их постоянно совершенствовать методику подведения читателя к истине.
Одной из важнейших проблем в деле пропагандистско го воздействия средств массовой информации является проблема понимания. Рассмотренное в психологической науке, и в частности в социальной психологии, оно представляется «сложной умственной деятельностью, которая состоит из цели осознаваемых и неосознаваемых психи ческих действий, дающих в качестве результата — в гно сеологическом плане — раскрытие с той или иной степенью точности сущностной природы явлений, предметов окружающего мира, их связи и взаимоотношения и — в психологическом плане — субъективное переживание в виде чувства удовлетворения самим фактом понимания и различных эмоций, вызываемых содержанием понимае мой информации»[9].
Это включение объекта понимания в новые связи и от ношения путем соотнесения воспринятого с уже имеющимся знанием и опытом предполагает необходимость новой информации, напоминающей предыдущий опыт читателя, пополняющий и расширяющий его знания.
Понимание выступает как результат познавательного процесса, познавательных действий читателя и требует такой формы подачи материалов, которая обеспечивала бы эти познавательные действия, привлекала бы максимум внимания и тем самым облегчала бы этот процесс.
Итак, проблема понимания тесно связана с пробле мами привлечения и сосредоточения внимания. В газетах и журналах цель достигается различными приемами, но условно можно выделить две группы. Первая из них используется для того, чтобы подчеркнуть постоянство ли нии или направления в работе печатного органа в целом — постоянные рубрики, сквозные обзоры, привлечение ком ментаторов и авторов, чьи имена в сознании читателя неразрывно связаны с определенным кругом проблем.
Вторая группа журналистских приемов направлена не на организацию материалов, а на их подачу. Внимание читателя привлекает оформление самого текста. Скажем, по ходу изложения вводятся комментарии, дается разъяснение терминов, графически выделяется главное (подчеркивание, шрифт, разрядка и т. д.), разнообразится бро сающаяся в глаза или упорядочивающая мысль верстка.
Понимание — сложный процесс, который проходит нес колько стадий, писал известный психолог П. Блонский[10].Не перечисляя их, заметим, что лишь на последней из них происходит наиболее полное понимание цели, конеч ного результата действия, изложенного в информации. Подчеркнем, что полнота понимания зависит от классовых позиций пропагандистов: буржуазные пропагандисты от нюдь не заинтересованы в полном понимании информации, раскрытии всех ее связей.
Достижение понимания — процесс непростой. Его эф фективность в значительной степени зависит от деятель ности печатных органов и в не меньшей степени — от уровня развития читателя. «В зависимости от подготов ленности аудитория так или иначе понимает то, что ей сооб щается. Важно, чтобы сообщение пропагандиста было понятным, а аудиторияпонятливой. Это совершенно необ ходимое условие успешной пропаганды. Непонятное со общение есть, как правило, отвергнутое сообщение...»[11]. И печатный орган должен работать с читателем, опреде ленным образом изменять его, делать постепенно все более восприимчивым к информации, а понимание — все более полным. У средств массовой информации есть возмож ности повышать эффективность понимания. Они — в ак тивной работе с читателем, которую печатный орган мо жет проводить через комсомольские организации, школы, библиотеки, клубы любителей книги и т. д. Их деятельность направлена на повышение образованности, духов ной культуры, эстетической грамотности, на преодоление инертности, предубежденности, неразвитости мышления.
Для молодого читателя особенно важно «наладить» сам процесс понимания публикуемого материала. Журналис ты, печатный орган, направляя информацию в читатель скую аудиторию, предоставляют ей факты, раскрывают связь между явлениями, приводят доказательства, разъ ясняют и утверждают вывод. Следует еще раз подчеркнуть, что аудитория тем быстрее поймет эти связи, чем больше информаторы (в данном случае журналисты и издатели) будут опираться не только на интеллектуальные, но и на эмоциональные возможности аудитории. Другими словами, необходим учет не только взглядов читателей, содержания их предложений, замечаний, но и определяющих их нас троений, чувств, симпатий, антипатий. Без этого невоз можно добиться настоящего воспитательного эффекта.
Во время опросов, проводимых молодежными издани ями, молодые читатели, понимая, что вся информация в га зете важна, все же просят: «побольше сообщений о нашем заводе, о нашем городе» — и тут же: «вообще о делах молодежи», о формах отдыха, о молодых именах в литературе, искусстве. Учитывать эти замечания буквально? Конеч но, нет, но необходимо видеть в них потребность молодых в признании их собственных усилий, в оценке дел и стрем лений сверстников, всего поколения.
Не менее важной для формирования истинного пони мания является оценка аудиторией мотивов поведения ин форматора, пропагандиста, его позиции. Иногда журна лист, не сумев достаточно глубоко осмыслить событие, публикует поверхностный материал, допускает искажения и ошибки в информации. Это порождает недоверие аудитории, мешает пониманию события или факта. А пробле ма доверия, как показали многочисленные исследования, очень важна для молодежной аудитории. Например, да леко не все статьи, прочитанные читателем, производят необходимое впечатление. Иногда они вызывают недове рие, и в этом случае эффект пропагандистского выступле ния оказывается обратным. Укреплению доверия способствует прежде всего убедительность, оперативность информации и такая ее интерпретация, которая не позво ляла бы усомниться в ее неточности или недостоверности»
Глубина и отчетливость публикации, полнота осмысле ния материала автором и основанная на ней доказатель ность выводов обязательны для всех журналистов, а для тех, кто выступает перед молодежью, особенно. Необходимым условием завоевания ее доверия является также зна ние читателя, аудитории, которой адресован материал, ее особенностей, степени восприятия материала.
В исследованиях Н. С. Мансурова и Ю. Г. Лунькова, изучавших опыт влияния прессы на учащуюся молодежь, отмочено, что глубина понимания публикаций возрастает с личным опытом реципиента и что отсутствие серьезного опыта чтения не только снижает эффективность информа ционного воздействия, но и нередко ведет к искажению понимания событий.
«Чтобы достичь цели,— справедливо подчеркивает ис следователь В. В. Ученова,— публицистические тексты должны быть доступны, понятны массовой аудитории: эмоционально заразительны, убеждающе логичны, не идти вразрез с повседневным практическим жизненным опытом тех, к кому адресованы. Нарушение любого из этих требований создает «заслон» для эффективного воз действия публицистического слова»[12].
Наибольшая глубина воздействия достигается тогда, когда мнение реципиента близко мнению коммуникатора. Немаловажное значение в этом взаимопонимании имеет то, что подбор и подача материалов осуществляются та ким образом, чтобы воспринимающий ощущал свое при сутствие в месте происходящего события, чтобы у него воз никало чувство участия в действии, сопричастности с освещаемыми событиями или высказываемыми идеями.
Считается, что такой эффект достигается прежде всего выбором жанра (репортаж, фотоиллюстрация). На наш взгляд, это справедливое утверждение. Но при этом сле дует подчеркнуть, что решающим в достижении эффекта является все-таки качество материала и умение журналиста вовлекать читателя в ход событий и своих мыслей.
Организаторские функции газеты, журнала требуют (без осознания истины не будет сознательного действия), чтобы эта истина прочно закрепилась в сознании читателя и его памяти. Решающим здесь является целенаправленность в освещении того или иного вопроса. Повторение какого-либо положения — важнейшее правило любого издания. Но оно требует известного мастерства от журна листов, издателей, издания. Использовать этот прием необ ходимо так, чтобы последовательно и в то же время в определенном ритме давать удобные для восприятия «пор ции» материала, причем каждый раз на новом уровне по дачи.
«Повторение — сильное психологическое оружие, им следует пользоваться умело, не забывая, что основной его смысл — привести читателя к усвоениюправильных поло жений, отвечающих насущным задачам коммунистичес кого воспитания масс»[13].
Печать, чтобы достичь определенного эффекта, должна пользоваться богатым арсеналом форм и приемов влия ния, воздействия на молодую личность. Важнейшим из них является убеждение. Как способ воздействия, оно ис пользуется для того, чтобы превратить сообщенную ин формацию в основу установок и принципов личности. А. Г. Ковалев в книге «Психология личности» определяет ряд условий, которые, на наш взгляд, очень важны для достижения убежденности. 1. Содержание и форма убеж дения должны отвечать уровню возрастного развития лич ности. 2. Убеждение должно строиться с учетом индивиду альных особенностей воспитуемого. 3. При всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, мак симально доказательным. 4. Убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. 5. При убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, кото рые одинаково известны собеседникам. Это дает возмож ность избежать сомнений как в истинности самого фак та, так и в характере общего вывода. 6. Убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает[14].
Убеждение включает в себя использование системы логических доказательств и средств эмоциональной зара зительности: «... без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»[15].
Вто же время нужно внимательно следить за тем, чтобы убеждение не превращалось в абстрактное нравоучение, набор формально-логических доказательств или просто и эмоциональное возбуждение. Вместе с тем, думается, Не следует сбрасывать со счетов и такой способ воздейств ия, как «заражение» и внушение.
«Заражением» как методом воздействия на поведение людей нередко пользовались — и тому в истории немало примеров — для манипулирования сознанием человека. Однако если кто-то где-то когда-то и использовал его «во зло» человеку, то это еще не налагает на сам способ бе зусловного табу, поскольку он, этот принцип, может слу жить и добру. «Заражение», как и заражающее поведение, существует независимо от того, хотим мы того или не хотим. И коль скоро это так, неизбежно возникает вопрос: как быть с тем, что уже есть и действует стихийно? Ос тавить вне нашего внимания или использовать на общее благо? Полагаем, что выбор может быть только один.
Несколько иначе обстоит дело с внушением. В инди видуальной работе с людьми этот способ используется до статочно широко и во многих областях жизни — в спорте, в медицине, в космонавтике и т. д. Но когда заходит разговор об использовании его в печати, мнения расходятся. Основной довод «противников»: внушение правомерно только по отношению к детям. Объясняется это тем, что они не обладают достаточно развитой способностью к логическому мышлению, не имеют твердых принципов и убеждений. Все это так. Но ведь мы убедились, что пора юношества — это пора формирования мировоззрения. Зре лость мышления, как правило, приходит в более позднем возрасте. Так в чем же дело?
«Заражение»— воздействие на уровне чувств. При мером «заражения» является, скажем, стихийное следо вание моде. Может быть, это не всегда соответствует же лаемому результату, но свидетельствует о своеобразной активности, что, пожалуй, лучше полной пассивности. За метим, что стихийное поведение В. И. Ленин рассматри вал как зачаточную форму сознательности, как грань пробуждения осознанного интереса.
Внушение — способ рационального воздействия. Од нако и оно базируется главным образом на чувстве — чув стве уважения, доверия к внушающему.
Думается, что каждому из способов, упоминаемых здесь, может найтись место в системе воздействия печати на личность и поведение молодых людей. Их просто надо умело «дозировать», использовать в соответствующих формах по отношению к соответствующим категориям мо лодых читателей.
Пожалуй, трудно выделить жанр («кроме скучного»), которому молодой читатель не отдает предпочтение. Он с одинаковой заинтересованностью читает отчет о работе международного конгресса, репортаж об открытии крупнейшей ГЭС, интервью с ветераном, рецензию на новый спектакль и т. д.
В молодежном издании широко и полно могут быть представлены все публицистические жанры. Журналист комсомольской печати должен хорошо представлять весь этот «инструментарий воздействия» на читателя, эффективность, действенность и целесообразность каждого из них. Так, если в информационных материалах журналист привлекает внимание молодого человека к самому факту, к какому-то определенному итогу, результату, то в ана литических материалах он прежде всего стремится к рас крытию существа того или иного явления, показу диалек тики действия, он зовет читателя к размышлению, сопо ставлению, анализу. Из первых материалов большей частью состоит так называемая директивно-информационная часть издания, из вторых — проблемно-аналитическая. Обе эти части необходимо рассматривать в единстве, целостности, заботясь о том, чтобы это единство не рассыпалось, чтобы в одном случае информация не задавила аналитику, а в другом — широкие обобщения и рассуждения не остави ли молодого читателя без знания конкретных фактов ре альной действительности, общественной практики.
Вопросы восприятия печатного слова, влияния печат ной пропаганды и агитации на аудиторию вообще и на мо лодежную в частности требуют дальнейшего изучения. Каждый шаг на этом пути будет открывать новые резервы и возможности для усиления эффективности идеологи ческой работы, в том числе и среди молодежи.
Повышение действенности печатного слова — это глу бокий творческий процесс, поиск новых путей, приемов и методов диалога с аудиторией, воздействия на нее в це лях формирования коммунистического мировоззрения и нравственности.
[1] В понятии «молодежная аудитория» отражается отношение молодежи, масс молодых читателей к комсомольско-молодежным изданиям, их общность, возникающая в связи с ориентированностью на эти издания, на молодежную печать.
[2] См. «Вестник статистики», 1973, № 2, с. 85.
[3] См. В. Переведенцев. Из деревни в город.— «Наш современник», 1972, № И, с. 100.
[4] См. «Материалы XXIV съезда КПСС», с. 79—80. 23
[5] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, о. 21.
[6]К. Д. Ушинский. Собр. соч., т. 10. М., 1950, с. 22.
[7] В. В. Ученова. Гносеологические проблемы публи цистики. М., 1971, с. 98.
[8] См. Б. Д. Парыгин. Общественное настроение. М., 1966, с. 13.
[9]Ю. А. Щерковин. Проблема понимания и массовая про паганда.— «Вопросы теории и практики массовых средств пропаган ды», вып. 3. М., 1970, с. 355.
[10] См. П. П. Блонский. Избранные психологические про изведения. М.,-1964, с, 205.
[11]«Коммунистическая пропаганда: вопросы теории и методики». М., 1974, с. 100.
[12] В. В. Ученова. Гносеологические проблемы публицис тики, с. 38.
[13] А. Г. Менделеев. Социально-психологические пробле мы печатной агитации.— «Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды», вып. 3, с. 285.
[14] См. А. Г. Ковалев. Психология личности. М., 1970, с. 237.
[15] В. И. Лени . Полн. собр. соч., т. 25, с. 112.