О некоторых особенностях

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Урок 1. Язык — важнейшее средство общения……………………………………………………… 18

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

(18 + 4)

Урок 1. Части слова. Орфограмма………………………………………………………………………20

Урок 2. Безударные гласные в корне слова…………………………………………………………… 21

Урок 3. Правописание согласных в корне слова……………………………………………………… 22

Урок 4. Непроизносимые согласные……………………………………………………………………23

Урок 5. Буквы и, у, а после шипящих………………………………………………………………… 24

Урок 6. Разделительные ъ и ь……………………………………………………………………………25

Урок 7. Разделительные ъ и ь……………………………………………………………………………26

Урок 8. Приставки и предлоги………………………………………………………………………… 27

Р Урок 9. Текст………………………………………………………………………………………… 28

Урок 10. Части речи. Имя существительное………………………………………………………… 30

Р Урок 11. Подробное изложение рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвинёнок»………………32

Р Урок 12. Стили речи………………………………………………………………………………… 33

Урок 13. Три склонения имен существительных, правописание падежных окончаний……………34

Урок 14. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 35

Урок 15. Местоимение………………………………………………………………………………… 36

Урок 16. Местоимение………………………………………………………………………………… 37

Урок 17. Глагол. Неопределенная форма. Спряжение глагола……………………………………… 38

Урок 18. Безударные личные окончания глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах……… 39

Урок 19. Мягкий знак после шипящих в глаголах…………………………………………………… 40

Урок 20. Наречие…………………………………………………………………………………………41

Урок 21. Наречие…………………………………………………………………………………………43

Урок 22. Коллективное сочинение по серии учебных рисунков «Спасибо тебе, человек!»……… 43

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(33+6)

Урок 1. Синтаксис. Пунктуация……………………………………………………………………… 44

Урок 2. Словосочетание. Словосочетания типа глаг. + сущ………………………………………… 46

Урок 3. Словосочетания типа сущ. + сущ………………………………………………………………47

Урок 4. Словосочетания типа прил. + сущ…………………………………………………………… 49

Урок 5. Словосочетания типа глаг. + нареч……………………………………………………………50

Урок 6. Разбор словосочетания………………………………………………………………………… 51

Урок 7. Контрольный диктант с грамматическим заданием………………………………………… 52

Урок 8. Словосочетание (обобщение). Предложение…………………………………………………52

Урок 9. Виды предложений по цели высказывания………………………………………………… 53

Урок 10. Виды предложений по эмоциональной окраске…………………………………………… 54

Урок 11. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее…………………………56

Р Урок 12. Сказуемое…………………………………………………………………………………… 56

Р Урок 13. Тире между подлежащим и сказуемым……………………………………………………58

Урок 14. Нераспространенные и распространенные предложения.

Второстепенные члены предложения……………………………………………………… 59

Урок 15. Дополнение…………………………………………………………………………………… 60

Урок 16. Определение……………………………………………………………………………………61

Урок 17. Обстоятельство……………………………………………………………………………… 62

Урок 18. Второстепенные члены предложения (обобщающее повторение).

Разбор простого предложения……………………………………………………………… 63

Урок 19. Предложения с однородными членами………………………………………………………63

Урок 20. Предложения с однородными членами………………………………………………………64

Урок 21. Предложения с обращениями……………………………………………………………… 65

Урок 22. Предложения с обращениями……………………………………………………………… 66

Урок 23. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение……………………………… 67

Урок 24. Сложное союзное предложение………………………………………………………………69

Урок 25. Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения…………………… 70

Урок 26. Сложные союзные предложения. Сложноподчиненные предложения……………………71

Урок 27. Сложные союзные предложения. Сложноподчиненные предложения……………………73

Урок 28. Синтаксический разбор сложного предложения…………………………………………… 74

Р Урок 29. Подготовка к домашнему сочинению…………………………………………………… 75

Урок 30. Простое и сложное предложения (обобщение)…………………………………………… 76

Р Урок 31. Анализ сочинений………………………………………………………………………… 77

Р Урок 32. Изложение с грамматическим заданием………………………………………………… 78

Урок 33. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 79

Урок 34. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 80

Урок 35. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 80

Урок 36. Диалог………………………………………………………………………………………… 81

Урок 37. Диалог………………………………………………………………………………………… 82

Урок 38. Повторение…………………………………………………………………………………… 83

Урок 39. Контрольный диктант…………………………………………………………………………84

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(12 + 2)

Урок 1. Фонетика. Звук и буква…………………………………………………………………………85

Урок 2. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные………………………………………… 86

Урок 3. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков………………………………… 88

Урок 4. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков………………………………… 88

Урок 5. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит……………………………………………… 90

Урок 6. Звуковое значение букв е, ё, ю, я …………………………………………………………… 91

Урок 7. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и …………………………………… 92

Урок 8. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных………………………………………… 93

Урок 9. Правописание буквосочетаний с ч и щ (в середине слова)………………………………… 94

Урок 10. Обозначение мягкости согласных на письме (закрепление)……………………………… 95

Урок 11. Мягкий знак после

шипящих на конце существительных и глаголов (повторение)…………………………… 96

Урок 12. Фонетика, графика орфоэпия (повторение)………………………………………………… 97

Р Урок 13. Подготовка к сочинению повествовательного типа

«Памятная прогулка (рыбалка, поездка)»…………………………………………………… 98

Урок 14. Анализ сочинений…………………………………………………………………………… 99

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(10 + 2)

Урок 1. Понятие о лексике. Лексическое значение слова……………………………………………100

Урок 2. Лексическое значение слова………………………………………………………………… 103

Урок 3. Однозначные и многозначные слова…………………………………………………………104

Урок 4. Многозначные слова………………………………………………………………………… 106

Урок 5. Омонимы……………………………………………………………………………………… 107

Урок 6. Употребление слов в переносном значении…………………………………………………108

Урок 7. Прямое и переносное значение слова……………………………………………………… 109

Урок 8. Синонимы………………………………………………………………………………………110

Урок 9. Синонимы………………………………………………………………………………………112

Урок 10. Контекстуальные синонимы……………………………………………………………… 114

Урок 11. Антонимы…………………………………………………………………………………… 116

Урок 12. Изложение, близкое к тексту……………………………………………………………… 117

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(24+3)

Урок 1. Морфема — наименьшая значимая часть слова…………………………………………… 119

Р Урок 2. Образование и изменение слов…………………………………………………………… 121

Урок 3. Окончание и основа слова…………………………………………………………………… 123

Урок 4. Корень слова………………………………………………………………………………… 124

Р Урок 5. Корень слова (закрепление). Подготовка к сочинению «Секрет названия»……………126

Урок 6. Суффикс……………………………………………………………………………………… 127

Урок 7. Суффикс (закрепление)……………………………………………………………………… 128

Урок 8. Приставка………………………………………………………………………………………129

Р Урок 9. Приставка (закрепление). Анализ Сочинений «Секрет названия»………………………130

Урок 10. Чередование согласных и гласных в корне слова………………………………………… 131

Урок 11. Беглые гласные……………………………………………………………………………… 132

Урок 12. Описание предмета в художественном стиле………………………………………………133

Урок 13. Основное правило правописания приставок……………………………………………… 134

Урок 14. Правописание приставок на з—с ………………………………………………………… 135

Урок 15. Правописание приставок на з—с……………………………………………………………137

Урок 16. Правописание приставок на з—с……………………………………………………………138

Урок 17. Правописание корня -лаг- — -лож-…………………………………………………………139

Урок 18. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-…………………………………………… 140

Урок 19. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-…………………………………………… 141

Урок 20. Буквы ё — о после шипящих в корне слова……………………………………………… 142

Урок 21. Буквы ё—о после шипящих в корне слова………………………………………………… 143

Урок 22. Буквы ы—и после ц………………………………………………………………………… 144

Урок 23. Буквы ы—и после ц………………………………………………………………………… 146

Урок 24. Повторение……………………………………………………………………………………147

Урок 25. Повторение……………………………………………………………………………………148

Урок 26. Контрольный диктант с грамматическим заданием…………………………………… 149

Урок 27. Повторение……………………………………………………………………………………149

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 1. Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)…………………………………………… 150

Имя существительное

(19+4)

Р Урок 1. Имя существительное как часть речи…………………………………………………… 152

Урок 2. Имя существительное как часть речи……………………………………………………… 154

Урок 3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные………………………………155

Урок 4. Имена существительные собственные и нарицательные………………………………… 157

Урок 5. Имя существительное как средство связи предложений в тексте.

Морфологический разбор существительных……………………………………………… 158

Урок 6. Род имен существительных………………………………………………………………… 159

Урок 7. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа…………………160

Урок 8. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа……………… 161

Урок 9. Три склонения имен существительных………………………………………………………163

Урок 10. Падеж имени существительного…………………………………………………………… 164

Урок 11. Падеж имени существительного и предлоги……………………………………………… 165

Урок 12. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 166

Р Урок 13. Правописание падежных окончаний существительных……………………………… 166

Урок 14. Склонение существительных с основой на –ий…………………………………………… 167

Урок 15. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 169

Урок 16. Правописание падежных окончаний существительных на –ий………………………… 170

Урок 17. Контрольный диктант с грамматическим заданием……………………………………… 170

Урок 18. Окончания существительных

в форме именительного падежа множественного числа………………………………… 171

Урок 19. Окончания существительных

в форме родительного падежа множественного числа…………………………………… 172

Урок 20. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 174

Урок 21. Правописание о — е в окончаниях существительных после шипящих и ц………………175

Р Урок 22. Подготовка к сочинению-рассуждению………………………………………………… 176

Р Урок 23. Анализ сочинений-рассуждений………………………………………………………… 178

Имя прилагательное

(11+4)

Урок 1. Имя прилагательное как часть речи………………………………………………………… 178

Урок 2. Употребление прилагательных в речи……………………………………………………… 180

Урок 3. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 181

Урок 4. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 182

Урок 5. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 183

Р Уроки 6 и 7. Изложение повествовательного текста

с элементами описания животного «Счастливая находка»……………………………… 184

Урок 8. Правописание букв о — е в окончаниях прилагательных после шипящих……………… 185

Урок 9. Правописание падежных

окончаний прилагательных в форме множественного числа………………………………186

Урок 10. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 187

Урок 11. Прилагательные полные и краткие………………………………………………………… 187

Урок 12. Прилагательные полные и краткие………………………………………………………… 189

Р Урок 13. Подготовка к сочинению о животном……………………………………………………190

Урок 14. Повторение……………………………………………………………………………………193

Р Урок 15. Анализ сочинения о животном……………………………………………………………194

Глагол

(25 + 8)

Урок 1. Глагол как часть речи………………………………………………………………………… 195

Урок 2. Не с глаголами………………………………………………………………………………. 196

Р Урок 3. Подготовка к сочинению в жанре рассказа……………………………………………… 197

Урок 4. Глаголы в неопределенной форме.

Правописание глаголов в неопределенной форме на –чь………………………………… 198

Р Уроки 5 и 6. Изложение, близкое к тексту………………………………………………………… 199

Урок 7. Глаголы в неопределенной форме на -ть. Гласные а, я перед –ть……………………… 200

Урок 8. Правописание -ться и -тся в глаголах. Правописание глаголов на –еть……………… 201

Урок 9. Правописание -ться и -тся в глаголах………………………………………………………202

Урок 10. Правописание -ться и -тся в глаголах…………………………………………………… 203

Урок 11. Виды глагола………………………………………………………………………………… 203

Урок 12. Виды глагола………………………………………………………………………………… 205

Урок 13. Правописание корней с чередующимися гласными и — е……………………………… 205

Урок 14. Правописание корней с чередующимися гласными и — е (закрепление)……………… 206

Р Урок 15. Подготовка к сочинению «Как я ... (что-то делаю)»…………………………………… 207

Урок 16. Виды глагола и его временные формы…………………………………………………… 208

Урок 17. Виды глагола и его временные формы (закрепление)…………………………………… 209

Урок 18. Прошедшее время…………………………………………………………………………… 210

Урок 19. Прошедшее время…………………………………………………………………………… 211

Р Урок 20. Прошедшее время………………………………………………………………………… 212

Урок 21. Спряжение глаголов………………………………………………………………………… 213

Урок 22. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями…………………………… 214

Урок 23. Правописание безударных личных окончаний глаголов………………………………… 215

Урок 24. Правописание безударных личных окончаний глаголов………………………………… 216

Р Урок 25. Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)……………… 217

Урок 26. Безударные личные окончания глаголов на -ать, -ять после гласных………………… 217

Урок 27. Подготовка к сочинению по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»………… 218

Урок 28. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа…………………… 220

Урок 29. Анализ сочинений по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»……………… 221

Урок 30. Употребление времен……………………………………………………………………… 222

Урок 31. Глагол. Закрепление изученного……………………………………………………………223

Урок 32. Глагол. Закрепление изученного……………………………………………………………224

Урок 33. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 225

Повторение…………………………………………………………………………………………… 225

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

Наши рекомендации