Реформы женского и начального образования
Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девушек существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии, а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.
Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом. Таким образом, в царствование императора Александра дело женского образования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н. А. Вышнеградский. По его мысли, при женских гимназиях были основаны «педагогические женские курсы» для приготовления преподавательниц (1863). Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты «Высшие женские курсы» («Бестужевские») в Петербурге. Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 года) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Таким образом, вопрос о высшем образовании женщин получил успешное разрешение, несмотря на то, что правительство с большой осторожностью относилось к делу разрешения женских курсов.
В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты. Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ — церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для подготовки учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали «учительские семинарии». Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.
Кстати, была ещё и судебная реформа, её в вопросах нет, но так, на всякий случай:
Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
• осуществление правосудия только судом;
• независимость судов и судей;
• отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
• несменяемость судей;
• бессословность суда (равенство всех перед судом);
• гласность судопроизводства;
• самостоятельность судей;
• устность судопроизводства.
Началом практической реализации судебной реформы принято считать учреждение окружных судов в Санкт-Петербурге и Москве в апреле 1866 г. С 1867 г. стала функционировать Харьковская судебная палата. Первоначально в соответствии с указом от 19 октября 1865 г. предполагалось ввести в действие Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. в 10 губерниях в 1866 г., а к 1870 г. - во всех губерниях, управляемых по общему губернскому учреждению. Однако к 1894 г. дореформенный суд сохранялся в 23 губерниях и областях на севере, востоке и юго-востоке империи.
Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда присяжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.
В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:
37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством и на них возлагалось также производство предварительного следствия и нотариальное производство.