Глава II История процесса становления женского образования в России. Противоречия в системе женского образования во второй половине XIX века

2.1 История женского просвещения в России.

Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам».[18,с.654-689] В 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. [6,с.89-100] С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. Именно просветители сыграли важную роль в деле пропаганды идеала образованной женщины. Своими произведениями, а также проектами реформ они внесли весомый вклад в становление женской образовательной системы. Так, основателем "Воспитательного общества благородных девиц" был Бецкий И.И. По велению императрицы Екатерины II было открыто в России первое государственное учебное заведение для благородных девиц, которое вошло в историю под названием "Смольного института". Императрица Мария Федоровна была инициатором открытияМариинского института для лиц недворянского сословия.[12,с.28-30] Петровская государственность, пронизанная духом учения, государство, царь которого писал: «Аз есмь в чину учимых и учащих меня требую», естественно столкнулись и с вопросами женского образования. Знание традиционно считалось привилегией мужчин, образование женщины обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами. Не только государственность, но и общественная жизнь строилась как бы для мужчин: женщина, которая претендовала на серьезное положение в сфере культуры, тем самым присваивала себе часть «мужских ролей». Фактически весь век был отмечен борьбой женщины за то, чтобы, завоевав право на место в культуре, не потерять права быть женщиной. На первых порах инициатором приобщения женщины к просвещению стало государство. Еще с начала века, в царствовании Петра I, столь важный в женской жизни вопрос, как замужество, неожиданно связался с образованием. Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут подписать хотя бы свою фамилию, — не венчать. Так возникает, хотя пока что и в исключительно своеобразной форме, проблема женского образования. Необходимость женского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта. Отношение самой женщины к грамоте, книге, образованию было еще очень напряженным. К концу XVIII века существовало особое ведомство учреждений императрицы Марии, в ведении которого находились Институт благородных девиц и другие женские учебно-воспитательные учреждения, воспитательные дома, сиротские институты. Императрица, помимо уже существовавшего Смольного института, учредила Воспитательный дом (1797), Мещанское училище (1797), училище ордена св. Екатерины (1798) и др. Она продумала не только сам процесс воспитания девочек: практичная немка хорошо представляла себе, какое именно будущее ждёт взрослую девушку - выпускницу учебного заведения. Учебные планы и программы тех и других немного отличались друг от друга (в Мариинских были ниже). Женские гимназии имели семь классов и восьмой, дополнительный (педагогический) класс. Права поступления в университет женские гимназии не давали. Женские прогимназии имели четыре класса и соответствовали первым четырем классам женских гимназий.[12,с.30-35]В первой половине XIX века женское образование строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников – главным образом профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений [11,с.305-306]. Хотя, следует отметить, что Смольном институте среди смолянок попадались девушки из очень богатых и знатных семей. Однако чаще институтки происходили из семей не очень богатых, но сохранивших еще хорошие связи. Там можно было встретить и дочерей героически погибших генералов, не сумевших обеспечить их будущее хорошим приданым (такие назначения в институт бывали обычно жестом особой царской милости), и девушек из знатных, но обедневших семей, и совсем не знатных девушек, чьи отцы, однако, заслужили покровительство при дворе. Состав смолянок в целом был пестрым, смешанным, как позже — состав воспитанников Царскосельского лицея, и обстановка — при всех глубоких отличиях — отчасти напоминала (по крайней мере, при Александре I) лицейскую. Как и в лицее, учащиеся, с одной стороны, принадлежали к семьям средней знатности, с другой — находились, как и лицеисты, в непосредственной близости ко двору. Обучение в Смольном институте длилось девять лет. Сюда привозили маленьких девочек пяти-шести лет, и в течение девяти лет они жили в институте, как правило, не видя, или почти не видя, дома. Если родители, жившие в Петербурге, еще могли посещать своих дочерей (хотя и эти посещения специально ограничивались), то небогатые, особенно провинциальные институтки на годы были разлучены с родными. XIX век снова сталкивается с проблемой «неравного» образования для мальчиков и девочек и неудовлетворенностью результатами женского образования. Так, в мужском образовании положение остается достаточно благополучным: для мальчиков открываются новые учебные заведения, совершенствуются учебные программы, подготавливающие выпускников к требованиям жизни. Одним их замечательных примеров мужских учебных заведений того времени может быть Царскосельский лицей.[3,с.20-31]

Царское правительство преследовало практическую цель: подготовку высокообразованных чиновников для административного, судебного и дипломатического поприща. Учебная программа была очень насыщенной – что способствовало развитию разносторонних интересов лицеистов. В лицее царила идеальная атмосфера: лицеисты много общались с талантливыми, творческими, мыслящими людьми, зачитывались отечественной литературой, вели бесконечные и горячие обсуждения; в лицее уважалось и поддерживалось стремление мальчиков к собственным решениям и выбору, воспитывалась индивидуальность, мужественность, решительность, трезвый взгляд на жизнь.

Царскосельский лицей признан лучшим учебным заведением всех времен и даже идеалом школы будущего. Вот почему так актуальны, так нужны уроки лицея, с его идеалом свободной, талантливой личности – и учителя и ученика [3,с.30-34].

Если же говорить о женском образовании, то можно отметить, что в начале XIX века стали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы. Но заметного изменения в состояние женского образования не внесли – оно по-прежнему оставалось преимущественно домашним, а об образовании крестьянок говорить вообще не приходится.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.

Но стоит отметить, подводя итог всему сказанному в параграфе, условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

2.2 Изменение отношения к обучению и просвещению женщин в 60-ых годах XIX века.

В середине XIX века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни: оно имело закрытый, привилегированный, узкосословный характер, оторванность от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения мальчиков и девочек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек обучалось крайне мало.[17,с.312-316]

Конечно, такое положение женского образования требовало серьезных изменений, новых теоретических и практических разработок, которые были созданы представителями общественного движения 60-х годов. Они отстаивали идею интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального развития личности женщины в соответствии с ее естественной и социальной природой, общественными и семейными интересами. В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Женские училища имели целью «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Принимали в женские училища девочек всех сословий. Число женских училищ было невелико. Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. [1,с.458-465]К последней четверти XIX века среднее и среднее специальное образование для женщин было уже рядовым фактом, и главный акцент был перенесён на борьбу за высшее образование. Женщинам последней трети XIX века приходилось бороться теперь уже за высшее образование. Как и прежде, то была, прежде всего, частная инициатива. Так, усилиями А.П.Философовой, М.В.Трубниковой и Н.В.Стасовой были учреждены общеобразовательные курсы - Владимирские, Аларчинские в Петербурге, Лубянские в Москве. Позже подобные курсы были открыты в Киеве. Можно сказать, что общественное мнение уже с гораздо большим сочувствием откликалось на требования женщин, стремившихся к получению высшего образования. Да и сами женщины были более подготовлены к нему к этому моменту. Открывались всё новые и новые высшие женские курсы: политехнические, агрономические, архитектурные, строительные, инженерные.И, тем не менее, высшее женское образование прокладывало себе путь с трудом: запреты и отмены запретов, ограничения, частичные разрешения и т. п. тормозили дело. Выпускницы высших курсов не обладали особыми правами. Так, только в 1897 г. женщина-врач получила равные права с мужчинами на врачебную деятельность и государственную службу (по-прежнему - кроме прав по чинопроизводству). В 1886 г. Министерство народного просвещения предписывало прекратить приём слушательниц на все женские курсы, объясняя эту меру необходимостью "кардинально решать" вопрос о женском образовании. Когда в 1889 г. приём на Петербургские курсы был возобновлен, организация их была уже иной - во главе курсов ставился директор, назначаемый министерством. Из учебной программы были исключены естественная история, гистология и физиология человека и животных. Оставалось лишь два отделения, а число слушательниц сокращалось до 400 человек. Всё это замедляло развитие женского образования, но не могло остановить его. В 1900 г. вновь открылись курсы в Москве, в 1906 - в Казани.

В развитии женского образования и воспитания огромную роль сыграла в 60-е годы статья русского хирурга Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в которой автор сделал совершенный переворот во взглядах на воспитание и образование, в том числе и на просвещение женщины.[9,с.302]

Эти гуманистические идеи продолжали педагоги-демократы Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, К.В. Ельницкий.

Интересны взгляды К.Н. Вентцеля. Женское образование педагог считал естественно необходимым и важным.[9,с.303-304]

Эпоха реформ 60-х годов прошлого столетия существенно изменила морально-политический климат в обществе, впервые обратив внимание как правительства, так и российской общественности на проблемы воспитания и обучения.

Но, подводя итог исследования, в целом женское образование в 60-х годах XIX века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу и высшее учебное заведение, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего и высшего образования в России.

Заключение

В процессе данного исследования был изучен период 60-ых годов XIX века в контексте изменений в системе образования, так же были изучены проблемы женского образования в свете истории образования. Было выявлено, что ряд внешних и внутренних политических изменений в стране повлекли к образованию необходимых для России того времени новых педагогических движений. Общественно-педагогическое движение второй половины XIX определилось как одно из ведущих направлений единого процесса демократизации и реформирования устоев общественной жизни России в условиях перехода от традиционной статичной экономики к интенсивному индустриальному развитию. Инициативы этого движения стали способом реализации демократических устремлений широких кругов российского пореформенного общества. Они воплотились в демократические и гуманистические устремления отечественной педагогики, генерировали новые идеи и технологии обучения и воспитания подрастающих поколений, внедряли их в образовательную практику. Благодаря общественным инициативам обрела реальный практический облик модель массовой народной школы, разработанная выдающимися русскими педагогами Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и их последователями. Эта модель качественно отличалась от насаждавшейся государством церковноприходской школы своей способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, ориентацией на передовую науку. Общественно-педагогические инициативы способствовали солидаризации и сплочению российского учительства, обеспечивали реальные условия для участия «учительской демократии» в формировании в России гражданского общества и правового государства. Изменения в системе образования в изученный период имели решающие значение для перехода страны к всеобщему начальному образованию, подготовило почву для решения проблемы на законодательном уровне. Отношение к женщине и осмысление ее роли в обществе подвергалось различным влияниям, связанным с историческими особенностями развития России. Полемичность в рассмотрении женского вопроса, характерная для отечественной философской и педагогической мысли, свидетельствует об остроте и актуальности данной проблемы. Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. Но начиная с 60-ых годов XIX века, такое отношение начинает меняться в лучшую сторону. Важной особенностью этого периода является расширение сфер применения женщинами своих талантов, способностей. Более того, занятие женщинами наукой показало ее роль в приумножении знания. История знает множество примеров жизни и деятельности ярких и интересных женщин-ученых. Их деятельность повлияла на повышение интереса гуманитарных наук к проблемам положения женщин в обществе. Стала актуальной тема влияния женщин на ход исторического процесса, на развитие человеческой цивилизации.
Таким образом, важнейшей составной частью общественного движения конца XIX века было развитие педагогической мысли и педагогического движения. Острая критика догматического воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, за воспитание высоконравственной личности - таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой второй половины XIX века. Вместе с тем исследование показало, что педагогическое движение не было однородным. Тем не менее, опыт общественно-педагогических инициатив дореволюционной эпохи дает основание утверждать, что поступательное развитие системы народного образования, ее эффективная модернизация возможны лишь при условии активного, творческого участия широкой общественности. Современная практика реформирования образования должна всецело опираться на общественную инициативу как нормативный базис прогрессивных перемен в этой жизненно важной сфере.

Приложение

1) Батышев, С.Я. История профессионального образования в России/ С.Я. Батышев. -М. : Профессиональное образования,2003.-663с.

2) Бердяев Н.А. Духи русской революции. Вехи. Из глубины / Н.А.Бердяев -М. : Правда, 1991.-501с.

3)Бухарина А.В. История и культура Императорской России:XIXвек: учебное пособие / А.В. Бухарина. -М. : 2005.-75с.

4) Гумилёв Л.Н. Наследники / Л.Н. Гумилёв. -М. : Аст Мосва,2006.-559с.

5) Джуринский А.Н. История педагогики и образования / А.Н.Джуринский. -М. : Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2006.-400с.

6) Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев; изд-е 2-е.-Пг. : Книжный склад «Земля»,1915.-250с.

7) Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов. -М. : Просвещение,1982.-427с.

8) Кураев А.Н. Взаимоотношения полит.партий и массовых организаций в период революции 1905-1907г. : диссертация доктора исторических наук: 07.00.02 / А.Н. Кураев, Рос.заочный инст. текстильной и легкой пром. -М. : 2008.-375с.

9) Латышина Д.И.История профессионального образования и педагогической мысли: учебное пособие / Д.И,Латышина.-М. : Гардарики,2005.-608с.

10) Милов Л.В.История России XVIII-XIX веков / Л.В. Милов. -М. : Эксмо,2006.-784с.

11) Моздалёвский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней: в 2т / Л.Н. Моздалёвский.-Спб. : Алетейя,2000.-432с.

12) Москалёва М.Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине XIX-начале XX века / М.Ю. Москалёва. –Иваново : 1997.-с.28-30

13) Никольская А.Н. Роль Н.И.Пирогова в русской психологии / А.Н.Никольская . -М. : Вопросы психологии, 1982.-150с.

14) Ободовский А.Г.Руководство к педагогике / А.Г. Ободовский. -Спб. : Тип.Злазунова,1835.-278с.

15) Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения.-М. : Изд-во Акад.пед.наук РСФСР,1952.-702с.

16) Победоносцев К.П. Московский сборники / К.П. Победоносцев. -М. : Синодальская типография,1901.-153с.

17) Пискунова А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв. : учебное пособие. / А.И.Пискунова . -М. : ТЦ «Сфера»,2001.-512с.

18) Православная Богословская энциклопедия: в 3 т. /под ред. А.П. Лопухина. -Пг. : 1903.-790с.

19) Рачинский С.А. Заметки о сельских школах / С.А. Рачинский. -СПб. : «Русь»,1883.-с.2-4

20)Рябова Т.Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. / Т.Б. Рябова. –Иваново : Изд.центр «Юнона»,1999-211с.

21) Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах: в 2 т. / К.Д. Ушинский. -М., Л. : 1948-с.250-264

22) Чернышеский Н.Г. Антропологический принцип в философии / Н.Г. Чернышевский. -М. : Правда,1974-489с.

23) Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики / В.Д. Шадриков. -М. : 2005.-76с.

24) Шамсутдинов Р.Р. Общественно-педагогическое движение в России на рубеже 60-х годов XIX века: нравственно-воспитательная парадигма. Диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Р.Р. Шамсутдинов, Татар.гос.пед.ун-т. –Казань : 2010.-178с.

25) Шинелева Л.Т. Женщина и общество. Декларация и реальность / Л.Т. Шинелева. -М. : Политиздат,1990.-175с.

26) Юркевич П.Д. Философские произведения / П.Д. Юркевич. -М. : Правда,1990.-670с.

Наши рекомендации