ФГОС начального общего образования и дополнительного образования детей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К самостоятельной работе по

Дисциплине «Дополнительное образование детей: история и современность».

Становление и развитие системы дополнительного образования в России

Тема 1. Современная система дополнительного образования детей.

1. Понятие дополнительного образования детей. Главные специфические особенности, качества и функции дополнительного образования детей.

2. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС

3. Обновление содержания дополнительного образования детей в условиях перехода на новые ФГОС

Задание 1. Изучить и составить тезисный конспект статьи «ФГОС начального общего образования и дополнительного образования детей»

Задание 2. Проанализировать изученный материал и заполнить таблицу:

Линии сравнения Дополнительное образование детей Внеурочная деятельность
Главная функция    
Цели    
Задачи    
Направления деятельности    
Результаты    
Особенности организации деятельности    

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какие сферы общего образования взаимодействуют с системой дополнительного образования детей?

2. Какие направления деятельности реализуются в системе дополнительного образования детей, во внеурочной деятельности?

3. Назовите специфические особенности системы дополнительного образования детей?

4. Дайте характеристику уровням воспитательных результатов внеурочной деятельности?

5. Охарактеризуйте модели внеурочной деятельности, реализуемые в рамках новых ФГОС?

6. Какие проблемы возникают у учреждений дополнительного образования детей при реализации программ внеурочной деятельности?

Литература для подготовки:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Дополнительное образование детей: учеб. пос. для вузов /под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос. 2000. - 256 с.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

Тема 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования детей

1. Цели, задачи и виды профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

2. Квалификационная характеристика и должностная инструкция педагога дополнительного образования.

3. Документация педагога дополнительного образования.

Задание 1: Проанализировать статью Б.В. Куприянова «Педагог дополнительного образования: анатомия профессии», сделать тезисный конспект.

Задание 2: Сделать сравнительную характеристику должностной инструкции педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей и в общеобразовательном учреждении.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какие функции выполняет педагог дополнительного образования детей в рамках своей профессиональной деятельности?

2. Какие личностные и профессиональные качества должны быть у педагога дополнительного образования?

3. Основные отличительные особенности должностных инструкций ПДО в УДОД и в ОУ?

4. Какие документы педагог дополнительного образования разрабатывает самостоятельно?

Литература для подготовки:

1. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие / В. П. Голованов. - М.: Владос, 2004. - 238 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ФГОС начального общего образования и дополнительного образования детей

ФГОС начального общего образования включает в себя требования

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в дополнительной образовательной программе – раздел «Прогнозируемые результаты и способы их проверки)

- к структуре образовательной программы начального общего образования (Требования Минобрнауки РФ «Примерные требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ»)

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, материально-техническим и иным условиям (Требования Минобрнауки РФ «Примерные требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ»)

- стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

- единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений (интеграция основного и дополнительного образования);

- … демократизации образования и всей образовательной деятельности (принцип демократичности дополнительного образования, предоставление свободы права выбора творческого объединения; педагог - друг, соратник, наставник. В объединения принимаются все желающие, без предварительного отбора)

Стандарт направлен на обеспечение:

- Равных возможностей получения качественного начального общего образования (в системе дополнительного образования нет отбора, принимаются все желающие)

- Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся…, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества (в дополнительных образовательных программах заложены воспитательные задачи, формирующие духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения)

- Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ…овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа РФ (в дополнительном образовании – программы культурологической, художественно-эстетической направленности, формирующие у обучающихся систему знаний об истории своей страны, своего народа, клубы исторической реконструкции, национальные клубы)

- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы…в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся, в особенности…одарённых детей и детей с ОВЗ (разработан ряд программ для детей с ОВЗ, в том числе программа «Дом без одиночества» ДЮЦ «Союз», возможность инклюзивного и дистанционного обучения)

Системно-деятельностный подход Стандарта второго поколения

ü воспитание и развитие качеств личности, отвечающей требованиям информационного общества…задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества (в дополнительном образовании - программы культурологической, научно-технической,социально-педагогической направленности, фестивали национальных культур)

ü переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования (социальные проекты, движение доброхотов)

ü учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания путём их достижения (в дополнительном образовании - личностно-ориентированный подход в обучении)

ü разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (взаимодействие осуществляется и в образовательной деятельности – хореографические и инструментальные ансамбли, туристические походы, и во внеурочной деятельности – культурно-досуговые мероприятия)

ú В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется

ú становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся (реализация воспитательных задач программы);

ú формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль, оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе

ú духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей

ú укрепление физического и духовного здоровья обучающихся

ú в дополнительном образовании – мониторинг личностного роста обучающихся, выполнение контрольных нормативов

Портрет выпускника

Наши рекомендации