Понятие и структура политической системы общества.
В политической науке политической системой общества называется совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.
Политическая система представляет собой определенное множествовзаимосвязанных и образующих устойчивую целостность элементов.
Политическая система взаимодействует с обществом и решает конкретные задачи:
1. Определяет и реализует стратегический курс государства и общества.
2. Формирует институты власти и обеспечивает их функционирование.
3. Мобилизует и распределяет коллективные ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей граждан.
Ключевым свойством политической системы является её способность к гибкому и конструктивному реагированию на требования общества, удовлетворению его интересов. От этого свойства зависит её самосохранение, стабильность, обновление и качественное переустройство.
Понятие «политическая организация общества». Это понятие также встречаетсяв литературе наряду с понятием политической системы общества. Политическая организация общества – это система государственных и общественных организаций господствующего класса (классов), осуществляющих руководство и управление развитием социальной жизни общества в интересах этого класса (классов). В рассматриваемое понятие не включаются организации, создаваемые подчиненными группами с целью борьбы за реализацию своих интересов.
Таким образом, понятие «политическая система общества» по своему содержанию шире понятия «политическая организация общества».
Структуры политической системы – это её внутренняя организация, способы взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.
1. Стержневым элементом политической системы общества, ее ядром является государство. Важнейшими свойствами государства, придающими ему статус основного компонента политической системы являются:
Во-первых, это право государства на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы. Только государство обладает монополией легитимного насилия. Только государство обладает всеми публично-властными прерогативами, которые оно не делит ни с какими иными существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами.
Во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его решений для всех членов общества. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Именно государство, являясь официальным представителем всех категорий граждан, осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
В силу этих двух причин государство является непосредственным институтом политической власти, главным инструментом реализации интересов и воли экономически доминирующих социальных сил и, следовательно, основным компонентом политической системы общества.
2. Вторым элементом политической системы являются политические партии.Партии не являются непосредственными органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако основным назначением политической партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Став правящей, политическая партия проводит свою политическую линию также не непосредственно, а через органы государства. Она участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.
3. Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям, которые являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена надостижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, общественной организацией является также церковь. Политическая роль каждой из этих объединений выражается в оказании влияния на ход избирательных кампаний, а также давления на политические партии и органы государства. Некоторые из общественных объединений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР, экологические движения – в партии «зелёных».
4.Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики – как первичными, так и вторичными. Политическая норма – это образец, правило, принцип деятельности, признанный субъектом политики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные, универсального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются одновременно и правовыми нормами. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.