Теоретико-методологические подходы изучению феномена агрессии
Кризисные явления в обществе, сопровождающиеся трансформацией общественного сознания, неизбежно приводят и к изменениям поведении людей. Формы перестройки индивидуального сознания поведения очень разнообразны, но, к сожалению, чаще всего они сопровождаются повышением уровня агрессии. Этот факт мы можем наблюдать как в официальных статистических сводках о динамике преступности, так и в повседневной жизни и деятельности. Особенно актуальна проблема агрессивного поведения представляется в усло- виях глобального мирового кризиса, за которым следует изменение в социально-экономическом и психологическом самочувствии людей, усиление экстремизации, росте насилия и ксенофобии. Очевидно, что определенные социально-психологические условия ведут к фор- мированию негативных установок, в том числе и предубеждений, ко- торые, в свою очередь, лежат в основе таких феноменов как ксенофо- бия и экстремизм.
Аналитическая компания Economist Intelligence Unit и Институт экономики и мира обнародовали рейтинг миролюбивости и спокой- ствия жизни граждан (Global Peace Index) по 153 странам. Россия в рейтинге заняла 147-е место.
Миролюбивость планеты продолжает снижаться уже третий год подряд. К такому неутешительному выводу пришли авторы глобаль- ного рейтинга миролюбия Global Peace Index (GPI). На результаты рейтинга значительно повлияли рост террористической угрозы, а так- же нестабильность в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, на результатах все еще сказываются негативные послед- ствия мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Несмотря на «войну против террора», в 29 странах (в основном, в странах Африки, Ближнего Востока и Европы) наметилась тенденция к росту террори- стической угрозы, что оказало самое существенное негативное вли- яние на расстановку сил в Global Peace Index в текущем году. Кроме того, в 33 странах увеличилась вероятность демонстраций с прояв- лениями агрессии. «Причиной столь масштабной перестановки сил в Global Peace Index стал не конфликт между странами, а внутреннее противостояние между гражданами и руководством отдельных стран.
Анализ особенностей стабильных и мирных участников рейтинга до- казывает несостоятельность насильственного насаждения мира с по- мощью силовых методов», – отметил основатель и исполняющий обя- занности председателя Института экономики и мира Стив Киллелеа1. Global Peace Index – не имеющий аналогов рейтинг, который служит для оценки уровня миролюбивости и агрессивности государств. Ис- следование охватывает 153 страны и базируется на 23 показателях, включая наличие внутренних и внешних конфликтов, стабильность и безопасность общества, уровень милитаризации, а также – уровень коррупции в стране.
В этом году самой миролюбивой страной мира эксперты назвали Исландию. Вслед за ней идут Новая Зеландия, Япония, Дания и Чеш- ская Республика. В прошлом году Исландии пришлось довольство- ваться вторым местом из-за ожесточенных демонстраций, спро- воцированных развалом финансовой системы страны и падением курса национальной валюты. Однако в этом году ей удалось вернуть лидерство.
Действительно, российское общество и внутренне, и внешне ста- новится все более агрессивным. Глава аналитического «Левада-цен- тра» Лев Гудков находит место России в рейтинге «похожим на прав- ду». «У нас высокий уровень преступности, с 1,3 млн заключенных мы находимся на втором месте в мире после США, где их 2 млн. У нас общество с высоким уровнем ксенофобии и агрессивной социальной завистью к более обеспеченным людям и богатым странам, прежде всего к США и Евросоюзу»2.
Проблема агрессии в социологии имеет не только огромное тео- ретическое, но и социально-практическое значение. Современный этап развития человечества требует синтеза старых и разработки новых теоретико-методологических и концептуальных основ иссле- дования агрессии. В последнее время накоплен такой огромный фак- тический материал в области биологии, этнологии, психологии, со- циологии, антропологии и этнографии. Несмотря на это, существует объективная необходимость в выработке системного подхода к про- блеме агрессии, агрессивности и деструктивности. Кроме этого не- обходимо более внимательно изучить феномен агрессии с точки зре- ния социологической науки.
В истории исследования проблемы агрессии можно зафиксиро- вать ряд ключевых точек роста (психоаналитическая традиция, соци- ально-психологические теории агрессии, этология и др.). Творчество З. Фрейда и К. Лоренца инициировали постановку и возможные ин- терпретации проблемы агрессии в ее современной форме, состави- ло методологическую и концептуальную основу всех последующих
разнообразных теорий агрессии. Далее в процессе многочисленных исследований сформировался ряд основополагающих теоретиче- ских представлений об агрессии и соответствующий категориаль- ный аппарат. Большой вклад в исследование агрессии внесли такие зарубежные ученые, как А. Бандура, Л. Берковитц, Р. Бэрон, Р. Джин, Э. Доннерштейн, К. Лоренц, К. Мойер, Д. Ричардсон, Дж. П. Скотт, А. Сторр, С. Фешбек и др.
Наряду с определенными достижениями в изучении проблемы выявился и ряд трудностей методологического характера. Некото- рые из этих трудностей были детерминированы спецификой самого предмета познания (человеческой агрессии). Доминирующие мето- ды традиционного естествознания (наблюдение и эксперимент) не позволяли воссоздавать реальные жизненные ситуации агрессивно- го поведения. По мнению П.В. Агапова, современный этап развития теоретических представлений об агрессии требует от социологии выработки новых теоретико-методологических основ, учитывающих не только социобиологические, этологические, психологические, но и социокультурные факторы. Все это предполагает переосмыс- ление сложившихся ранее социальных и психологических теорий, критику старых доктрин, не способных отвечать методологическим требованиям3.
Для того, чтобы предложить свой подход к изучению агрессии, необходимо внимательно рассмотреть основные теоретические подходы к изучению агрессии. К. Лоранц стал основоположником инстинктивистской теории. Свои взгляды на агрессию он изложил
в работе «О так называемом зле; к естественной истории агрессии» («Das SogenamiteBose, ZurNaturgeschichteder aggression»), опублико- ванной в 1963 году, а затем переведенной в 1966 году на английский язык под названием «Об агрессии» («On Aggression»). К. Лоренц опре- деляет агрессию как «инстинкт борьбы, направленный против собра- тьев по виду, у животных и у человека». К. Лоренц останавливается на описании только биосоциальной природы агрессивности, не беря во внимание социальной детерминированности агрессивного пове- дения человека4.
Классические и модернистские теории фрустрации-агрессии свя- заны с выявлением особого агрессивного мотива как побуждения, направленного на причинение вреда другим индивидуумам или не- одушевленным объектам. В историко-социологической традиции существует несколько вариантов таких теорий, основными предста- вителями которых являются Л. Берковитц, Р. Джин, Э. Доннерштейн, С. Фешбек и др. Зародившись в конце 30-х – начале 40-х в рамках сформулированной тогда классической гипотезы фрустрации-агрессии, согласно которой агрессия всегда основывается на фрустрации. Фрустрация всегда ведет к агрессии. Гипотеза фрустрации-агрессии положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям феномена человеческой агрессии5.
Решительный поворот в изучении проблем агрессии был совершен Фрейдом в 1920 г., когда он опубликовал работу «По ту сторону прин- ципа удовольствия». Теперь рядом с сексуальным влечением стоит независимое деструктивное – «инстинкт смерти». Первоначально деструктивное влечение направлено внутрь, против самой психики, затем оно направляется на внешний мир и выступает как агрессия.
В случае подавления внешне направленной агрессивности она нака- пливается вокруг «Сверх-Я», что ведет к болезненному чувству вины, беспричинному страху, неврозам, мании преследования, а то и к са- моубийствам. Фрейд высказывал мысль, что, чем меньше агрессив- ность выплескивается вовне в деструктивных актах, тем сильнее ее давление на психику индивида, тем больше вероятность, что данное влечение прорвет все запруды и заявит о себе в актах немотивиро- ванного насилия. Поскольку агрессивность принадлежит человече- ской природе, никакими общественными реформами нельзя обу- здать насилие. Происходит вечная борьба между инстинктом жизни, Эросом, объединяющим живые существа во все более сложные со- юзы, и Танатосом, «инстинктом смерти» и разрушения6.
С точки зрения фрейдизма, агрессивность правомерно рассма- тривать как форму сублимации инстинкта смерти – т.е. она носит врожденный характер. Фрейд считает агрессию ответом на фрустра- ции любого вида. В течение долгих лет своей работы его интересо- вала проблема проявления агрессии против самого себя7. Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, ко- торый является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе
с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализа- ции агрессии. Фрейд вначале использовал термины «агрессивный» и «активный» как синонимы, считая, что при нормальном развитии лич- ности агрессия трансформируется в активность.
Проблема агрессии и деструктивности звучит у большинства ав- торов психоаналитической традиции – К. Юнга, В. Райха, К. Хорни, Г.С. Салливана, Г. Маркузе, А. Мичерлиха и др., но рассматривается лишь попутно с другими вопросами, не выделяется в качестве само- стоятельного или специального предмета исследования. Интересен опыт социокультурного психоанализа (который принято называть неофрейдистским направлением в истории социологии). Хорни, Салливен, Фромм отвергли инстинктивистские и либидозные теории агрессии. Для понимания человеческой природы намного важ- нее рассмотрение социальных и культурных, нежели биологических, факторов. Оригинальность подхода – соединение социально-психо- логического, философско-антропологичес-кого и социально-исто- рического анализа при объяснении феномена агрессии. Главным от- личительным признаком рассматриваемых концепций становится, с одной стороны, отказ от трактовки агрессии в качестве первичного биологического инстинкта, а с другой – рассмотрение данного явле- ния как некоего производного образования, результата вторичных искажений подлинной человеческой природы, т.е. как продукта куль- туры и совокупности социальных факторов8.
Проблема агрессии подробно рассмотрена Эрихом Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности», в ней Фромм де- тально описывает актуальность изучения феномена агрессии – «Я за- нялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлест- нувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что подобное ис- следование будет иметь серьезную практическую значимость»9.
По мнению Э. Фромма, человек психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то че- ловек склонен к проявлению злокачественной агрессии, синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость. Человек пред- стал перед животным миром чрезвычайно агрессивным. Человек от- личается от животных именно тем, что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономиче- ских причин мучит и убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовольствие.
По мнению исследователя, одинаково заблуждаются как те, кто видит истоки агрессивности лишь в биологических инстинктах, так
и те, кто отрицает значимость этих инстинктов и интерпретирует человека как марионетку социальной среды. Ученый считает, что агрессивность – достаточно сложный феномен, компоненты которо- го имеют разную генетическую природу и различную причинную об- условленность.
Э. Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является об- щим, как для человека, так и для животных – это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, «доброкачествен- ная» агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен «злокачественной» агрессией – деструктивностью или жестокостью, свойственными только челове- ку и практически отсутствующими у других млекопитающих; она не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкаче- ственно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру: инстинкт – это ответ на физиологические потребности человека, а страсти – это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно челове- ческими. И по мере цивилизационного прогресса степень деструк- тивности возрастает (а не наоборот). Современная цивилизация порождает миллионные массы отчужденных людей. Человек вос- принимает себя и свое тело как отвлеченные средства достижения собственных успехов. Все сферы человеческой жизнедеятельности машинизированы и умерщвлены. Современное индустриальное об- щество ориентировано почти исключительно на «простые стимулы»: секс, накопительство, садизм, нарциссизм, деструктивность». Представительница этнопсихологического направления в этно- логии Рут Бенедикт в своих произведениях «Психологические типы культур Юго-Запада», «Конфигурации культур в Северной Америке», «Модели культуры» рассматривает образцы поведения и характера разных этносов, и в зависимости от наличия агрессивного поведения выделяет три типа культурных конфигураций (аполлонийскую, дио- нисийскую и параноидальную)11. Дионисийский тип является самым агрессивным типом, ориентированным на индивидуализм. В нем не- редки проявления открытых форм насилия, в обществе высок пре- стиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останав- ливающимся перед насильственным достижением целей. Бенедикт впервые в основание социальной квалификации поместила уровень агрессивности и насилия.
С середины 70-х в социальной мысли формируется подход к пони- манию природы человеческой агрессии – теории социального детер- минизма (научения) агрессии. Основные положения этого подхода были разработаны в рамках необихевиористской исследовательской парадигмы (Д. Зилменн, П. Зимбардо и др.) Наиболее ярким ее вы- разителем является американский ученый А. Бандура. Он рассма- тривает агрессию как специфическую форму социального поведения личности, приобретаемую и поддерживаемую всеми условиями ее социального окружения. Теория социального детерминизма агрес- сии являет собой попытку серьезного и всестороннего осмысления основных механизмов формирования, поддержания и регулирования человеческой агрессии. Теория социального объяснения агрессии является чисто социоло- гической моделью. Ее авторами являются М. Биллиг и Р. Добэш. Они переносят акцент с описания психологической мотивации и других субъективных предрасположенностей индивида на конкретные струк- туры современного общества. Крайняя социологизация всего много- образия факторов, входящих в содержание понятия детерминант агрессии, является своеобразной противоположной инстинктивизму13. Интерес представляет научные разработки группы американских исследователей: Дж. Тедещи, Р. Смит, Р. Браун и др. Они разработали теорию социального влияния для описания и объяснения действий, обычно ассоциируемых с человеческой агрессией. Новый подход – использование понятия «принудительная сила». Наиболее видным выразителем данной трактовки агрессии является Дж. Тедещи. Эти ученые коренным образом пересматривают статус самого понятия «агрессия», считая, что оно не может относиться к какому-то одному конкретному виду человеческих действий, а является только своео- бразным социальным символом, используемым для обозначения тех действий, в которых главным способом социального влияния избрана принудительная сила14.
Формы и проявления насилия и агрессии в молодежной среде из- учаются в рамках Чикагской школы социальной мысли, а также соци- ологии девиантного поведения. К примеру, мексиканский социолог Кастилло Бертиер Гектор исследует роль насилия и агрессии в фор- мировании городской культуры у современной молодежи. О схожем феномене писал американский социолог Г. Бидуэлл: «задача моло- дых людей, обычно возлагаемая на них родителями и остро ощуща- емая ими, заключается в том, чтобы добиться успеха в какой-нибудь профессии, социальный ранг которой эквивалентен в полной мере социальному рангу профессии отца»15 Когда традиционные структу- ры не дают реализовать потребность в достижении, которую А. Шюц назвал «жизненным активизмом»16.
Люди ищут новые пути, отсюда возникает стремление получить бо- лее высокий статус посредством девиантной социальной практикой. «Разумеется, во всех странах, – подчеркивал С. Липсет, – реальность обычно не соответствует принципам, и молодые люди, особенно те из них, кто был избалован в отрочестве, ощущают это остро. Поэто- му непропорционально большая часть образованных молодых людей склонна поддерживать идеалистические движения, которые прини- мают идеологию взрослого мира более серьезно, чем сам взрослый мир»17.
Очень большое значение в формировании агрессивности моло- дежи играют СМИ. Американский социолог К. Лэш в книге «Восстание элит и предательство демократии», что «телевизор, по бедности, становится главной нянькой при ребенке… [Дети] подвергаются его воздействию в той грубой, однако соблазнительной форме, которая представляет ценности рынка на понятом им простейшем языке. Са- мым недвусмысленным образом коммерческое телевидение ярко высвечивает тот цинизм, который всегда косвенно подразумевается идеологией рынка»18.
Анализируя все перечисленные теории можно сделать вывод, что различные теории агрессии раскрывают многоаспектность и много- плановость агрессии, полифакторную обусловленность агрессии как поведенческого акта и агрессивности как свойства личности. Исто- рическая эволюция теорий агрессивности человека характеризуется тенденцией постепенного замещения объяснительных моделей био- логического типа моделями социально-психологического и социоло- гического характера. Предельная биологизация, психологизация и социологизация всего многообразия факторов, входящих в содержа- ние понятия детерминант агрессии является крайностью в изучении проблемы. Процесс индивидуального и социального развития очень сложен и зависит от множества составляющих: наследственность, среда, культура, воспитание и многие др.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Финансовый кризис и последовавшие за ним социальные и экономи- ческие процессы привели наше общество к серьезным трудностям внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня рас- пространенности и многообразия форм аморальных поступков, пре- ступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц раз- личных социальных и демографических групп.
Агрессия, насилие и конфликт являются наиболее серьезными проблемами современного общества. Человек – весьма агрессивное существо, ребенок проявляет первые признаки агрессивности задол- го до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Эти зако- ны влияют не только на поведение каждого человека, включая поли- тиков и военных, но и на поведение общества и государства в целом.
С точки зрения социологии, наибольший интерес, представляет, естественно, влияние группы и общества в целом на агрессивность личности. Совершенно очевидно, что существует целый ряд социаль- ных групп, в которых повышенная агрессивность является не просто одобряемым личностным качеством, позволяющим индивиду занять высокое статусное положение в неформальной структуре сообще- ства, но, по сути дела, необходимым условием физического выжи- вания. На сегодняшний день есть все основания утверждать, что при определенных условиях агрессивность может распространяться по- средством социального заражения и приобретать характер массо- вого явления. Это отчетливо видно на примерах асоциальных моло- дежных группировок – футбольных фанатов, скинхедов и т. п. Крайняя социальная опасность подобной массовой агрессивности не требует доказательств, однако и гораздо более локальные проявления агрес- сивности в групповом контексте чаще всего носят деструктивный характер. Даже в тех сферах деятельности, где, как уже отмечалось, агрессивность в целом оправдана и целесообразна, чрезмерные ее проявления разрушают групповое взаимодействие и препятствуют достижению общей цели.
Основными источниками агрессивного поведения и молодежного экстремизма в России являются, прежде всего, социально-полити- ческие факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовый культуры; распространение социальных проявлений «ухода от жиз- ни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело моло- дежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего семье и в отношениях со сверстниками19.
Современное общество живет в информационной эре, когда че- ловек не мыслит свое существование без информации, которая по- могает ему сориентироваться в жизни и выжить. Проблема в том, что информация, которую получает человек, может быть не только кон- структивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, под- сознание и, в итоге, поведение людей. Один из основных каналов, по которым общество получает информацию, – это СМИ, которые стре- мятся осветить максимально возможное количество явлений дей- ствительности. В том числе – и о насилии и агрессии.
Жестокость и агрессивность может выступать как свойство лич- ности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении к их причинению, и как осознанные действия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения. Непреднамеренные неосторожные действия (либо когда действия по той или иной причине не осознаются человеком), даже с самыми тяжелыми последствиями, не являются жестокими. Таким образом, природа жестокости определяется побуждениями субъекта, когда
причинение страданий служит мотивом или целью поведения. Агрес- сивность и жестокость как свойства личности формируются преиму- щественно в детском и подростковом возрасте, на ранних этапах со- циализации.
Молодежь больше других возрастных групп страдает от неста- бильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, которая потеряла сегодня необходимую ориентацию в цен- ностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы. Они счи- тают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сей- час каждый живет для себя», старается как-то извернуться, обмануть другого. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, за- щищенности. В результате для многих подростков характерна нераз- витость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательно- стью. Следует отметить, что для многих подростков типично умыш- ленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средства- ми информации. Все это провоцирует агрессивные формы поведе- ния подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.
Современное общество живет в информационной эре, когда че- ловек не мыслит свое существование без информации, которая по- могает ему сориентироваться в жизни и выжить. Проблема в том, что информация, которую получает человек, может быть не только кон- структивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, под- сознание и, в итоге, поведение людей. Один из основных каналов, по которым общество получает информацию, – это СМИ, которые стре- мятся осветить максимально возможное количество явлений дей- ствительности. В том числе – и о насилии и агрессии.
Нашумевшие в СМИ, в последнее время, акции скинхедов – это на- чало межнациональной войны, являющейся порождением глубокого социально-экономического и духовного кризиса в современном об- ществе. Поэтому радикализм сегодняшних молодых правых и левых радикалов – это зеркальное отражение жесткого и антисоциального характера существующей общественной системы, сложившейся в России.
Кризисное состояние социума, его политических и экономических структур, разрушение символического мира, присущего советскому типу социализации, отсутствие целостной идеи нового воспитания привели к фрустрации всех социально-демографических групп насе- ления, но особенно дезориентировали молодежь, которая ищет чет- кие и привлекательные идеалы, но не находит их, что способствует росту социальной агрессии.
Следует отметить, что необходимо уделять большее внимание де- тям и подросткам по двум причинам:
• агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и ре- лигиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остается без должного внимания, то может закре- питься или обостриться по мере взросления индивида. Следователь- но, чем скорее начнется работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрос- лой жизни;
• серьезные формы насилия распространенные среди под- ростков причиняют вред большему количеству людей.
Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за ее предела- ми, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени
и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, вузы, и цен- тры дополнительного образования – это «горячие точки» агрессии, и
в тоже время они выступают в качестве арены осуществления антина- сильственных программ20.
Важность формирования толерантных отношений у молодежи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение меж- национальных конфликтов, усиление тенденций проявления ксено- фобии – животрепещущие проблемы современной России. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения
и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений.
Нет, к сожалению, системного и взвешенного подхода к реше- нию национального вопроса. На государственном уровне делаются лишь первые попытки создания эффектных программ национальной политики, и также необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства. В целях разработки и реализации единой госу- дарственной политики по формированию толерантности и профи- лактике экстремизма в российском обществе была создана специ- альная межведомственная программа, так как решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств
и ведомств (Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»).
24. 2001 г. по инициативе ЮНЕСКО проводится Международное де- сятилетие культуры мира и ненасилия для всего мира. В этом контек- сте программа толерантности была инициирована в рамках нацио- нальной стратегии развития гражданского общества и направлена на восстановление и укрепление культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, ре- лигиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим факто- ром национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную струк- туру российского общества21.
Следующая особенность заключается в том, что в рамках такой деятельности огромное внимание должно быть уделено молодежи, значительную часть которой составляют студенты. Именно они наи- более чутко воспринимают социокультурные изменения в обществе. Нельзя забывать и том, что многие сегодняшние студенты обучались
и воспитывалась в школе в обостренной обстановке межнациональ- ных, межэтнических конфликтов.
Необходимо осуществлять спланированное воздействие на про- цесс формирования жизненных ориентаций молодежи и собственно, на будущее тех народов, к которым эта молодежь принадлежит22. Одним из методов предупреждения проявления экстремизма
в молодежной среде должен стать диалог между разными общно- стями. Диалог является краеугольным камнем глобального ответа на любого рода конфликты и насилие, прежде всего те, что основа- ны на фанатизме и нетерпимости. Диалог основан скорее на пони- мании того, что мы представляем множественность культур, а не на том, что мы все одинаковы и согласны друг с другом. Идея о том, что есть лишь один народ, который знает правду, один ответ на мировые проблемы или одно решение удовлетворяющие нужды населения на протяжении истории, приносила огромный вред. Когда разнообразие идентичности ставится под сомнение, когда отрицается какой-либо образ жизни, когда существует угроза фундаментальной свободе вы- бирать свой образ жизни, именно тогда неизбежен конфликт, насилие
и страдание.
Мы все должны осознать, что являемся продуктами многих куль- тур и воспоминаний; что толерантность позволяет нам изучить другие культуры и учиться у них23.
Современная история показывает, что от националистических движений не избавлены ни высокоразвитые, ни традиционные, ни бывшие социалистические страны, что нередко приводит к вооруженным столкновениям на межнациональной почве, влекущими за собой человеческие жертвы. Как свидетельствует зарубежный и от- ечественный опыт, конфликты на почве национальной, этнической и другой неприязни носят затяжной характер. Выход из состояния кон- фликта – процесс длительный и болезненный, требующий многочис- ленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций, институтов гражданского общества, политических пар- тий и движений24.
Для каждого общества роль такого события как случаи проявления национализма и ксенофобии, следует рассматривать как особый сиг- нал беспокойства и тревожности, так как за этим может следовать от- крытое противостояние, в том числе и вооруженное. Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному предупреж- дению обострения межнациональных отношений. В свою очередь предупреждение межнациональных конфликтов представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономи- ческими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины должны быть объектами профилактического вмешательства со стороны органов государственной власти и других организаций25. Таким образом, в общем, и довольно абстрактном смысле экстре- мизм – это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Это скорее не просто крайнее отрицание существующих устоев, но и возможно, до конца не осознанное стремление политиче- ских субъектов к утверждению чего-либо нового: за крайним отрицани- ем существующего положения вещей скрывается жажда преображе- ния мира. Экстремизм относится к разряду исключительно негативных феноменов, укладывающихся в существующие трактовки девиантно- сти, и не может иметь в себе ничего позитивного. Однако далеко не всякое действие может быть отнесено к классу экстремистских. Процессы глобализации, затронувшие Европу за последние деся- тилетия, не могли не оказать непосредственного влияния на социо- культурное самосознание российского человека. Согласно взглядам Э. Дюркгейма, одной из главных причин преступности называл пато- логию потребительства, когда проявляется ненасытная жажда наживы. Интенсивное влияние «философии потребления» постепенно формирует у индивида желание бороться за успех, за обладание статусом человека среднего класса с соответствующей репутацией, финансовым обеспечением, стилем жизни. Безусловно, не все из стремящихся получить общественное признание хотят только мате- риального благосостояния, но большинство проявляет стремление к достижению большого успеха. Этому способствует окружающая среда, школа, общественные и политические деятели и средства массо- вой информации.
Средства массовой информации оказывают чрезвычайное вли- яние на формирование сознания молодого человека. В результате социологического опроса, проведенного силами студентов Между- народного университета бизнеса и управления, о том, какую роль играют средства массовой коммуникации в формировании агрессив- ного поведения членов социума (на примере жителей Москвы), было выявлено, что информацию, получаемую из зарубежных источников, оценивают как агрессивную 39,2 % респондентов. 45,4 % опрошен- ных считают агрессивными новостные зарубежные программы и 21,2 % обозначают таковыми художественные фильмы26.
о результате сравнения позиций в отношении отечественных и зарубежных средств массовой информации было обнаружено, что косвенной немаловажной причиной повышения уровня насилия в обществе можно считать повышение агрессивности в содержании передач, что является общим и для отечественных, и для зарубежных средств массовой информации. Зарубежные кинофильмы несут в себе значительно больше агрессии, чем отечественные (21 % выска- завшихся против 6 % соответственно). Люди это отмечают и желали бы изменить количество передач, связанных с насилием. Они не ви- дят в содержании такого рода сообщений для себя разрядки агрес- сивности (согласно бытующему мнению об эмоциональной разряд- ке при помощи просмотров триллеров и кровавых происшествий), а видят в этом пример для недостаточно социализированных людей. Поэтому респонденты, отвечая на вопрос о том, считают ли они, что насилие, предлагаемое средствами массовой информации, позво- ляет избежать насилия в реальной жизни определились, что нет, не позволяет (60,8 % опрошенных). И только 9,2 % согласны с мнением том, что позволяет.
Что касается общего уровня насилия в обществе, то 71,5 % отме- чают, что он повысился, и только 13,8 % считают, что он остался на прежнем уровне. Хотя 78,5 % людей не связывают повышение уровня насилия в обществе с насилием, получаемым из средств массовой информации (в том числе 18,1 % думают, что все зависит от самих людей, есть люди агрессивные по своей природе), но 21,5 % респон- дентов связывают повышение уровня насилия в обществе именно с получением информации агрессивного характера.
Вообще для подростков, которым свойственно придерживаться отклоняющегося поведения, характерно использование лишь не- которых каналов получения информации. Так, книги читают всего 10-20 % опрошенных. Газеты – менее 10 %, причем преимущественно спортивно-развлекательного характера. Основной мотив восприятия информации – получение удовольствия. Большую роль для них игра- ет и информация, полученная по «своим» каналам, именно с ее по- мощью осуществляется связь в больших группах подростков. Анализ мотивов преступного поведения дает возможность выявить его по- будительные причины. Без анализа объективных мотивообразу