И.П. Добаев, Е.О. Кубякин, А.В. Сериков, В.В. Черноус

МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ – ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

(проблемы обеспечения национальной безопасности)

Монография

Под редакцией В.В. Черноуса

ББК 60.5

Рецензенты:

Попов Э.А. д.с.н. (г. Росто-на-Дону) Тенов Т.З. к.ю.н. (г. Нальчик)

Федорищенко П.А. к.с.н. (г. Москва)

Добаев И.П., Кубякин Е.О., Сериков А.В., Черноус В.В. Моло- дежный экстремизм и терроризм – политические формы про- явления агрессивности (проблемы обеспечения национальной

безопасности)/Отв. редактор В.В. Черноус. 2012–221 с.

В данной работе авторы анализируют процессы происходящие в молодежной среде Юга России. Особое внимание уделяется таким опасным для любого общества явлениям, как агрессия, экстремизм, ксенофобия и терроризм. Авторы предлагают собственные страте- гии и технологии контроля терроризма и экстремизма в молодежной среде Юга России.

Адресован кавказоведам, социологам, этнополитологам, аспи- рантам и студентам гуманитарных факультетов вузов, все, кто инте- ресуется современными проблемами молодежи Юга России.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение .....................................................................................4

Глава 1. Феномен агрессивности и молодежного экстремизма:

теоретико-методологические аспекты исследования ................11

1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению феномена агрессии

1.2 Экстремизм и его основные научные трактовки ...................30

Глава 2. Социально-гуманитарные и правовые практики противодействия молодежному экстремизму в России

2.1 Правовые основы борьбы с экстремизмом в России ............61

2.2 Проблемы совершенствования правовой базы

противодействия экстремизму ..................................................69

Глава 3. Терроризм на Юге России: современные формы и меры противодействие

3.1 Современные формы терроризма на Юге России ................75

3.2 Стратегии и технологии контроля терроризма

и экстремизма в молодежной среде Юга России .....................100

Заключение .............................................................................122

Примечания и ссылки ..............................................................125

Список литературы ..................................................................132

ВВЕДЕНИЕ

В периоды потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества, с которыми связаны существен- ные деформации условий и образа жизни людей, вакуум ценностей, изменения материальных показателей, неясность жизненных перспек- тив и неизбежное обострение противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик об- щественного бытия. Усугубляется ситуация еще и тем, что наиболее часто под влияние экстремистских идей попадает молодежь, и пробле- мы изучения молодежного экстремизма продолжают оставаться акту- альными в современной зарубежной и отечественной науке. Поскольку активизация экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и все- сторонне изучена, в том числе средствами социологического позна- ния, как явление, требующее общественного: правового, администра- тивно-управленческого и социокультурного противодействия.

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Каждый день мы слышим о новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.

Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в мигра- ционные потоки разного характера и уровня, приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы стимулируют напряженность в межна- циональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими кон- фликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.

На сегодняшний день одной из основных проблем является рост террористической деятельности, сопутствующий наращиванию по- тенциала и превращению экстремистских группировок во влиятель- ные структуры жизни; усиление жесткости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, стремление до- биться общественного резонанса, устрашения населения. Расширя- ется информационная, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных городах и странах.

В этих условиях подрастающее поколение России оказалось самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, кото- рая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Мо- лодежь стала, дезорганизована, подвержена влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной куль- туры, национальных культур других народов. Следствием этого явля- ются многочисленные террористические акты на территории России, акты насилия против представителей различных рас и народов. Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться тревож- ные симптомы социально-политической инфантильности; утраты национальной культурной идентичности; индивидуализма и эгоцен- тризма; девиантное и делинквентное поведение, воинствующий на- ционализм; диверсификация культурных и духовных ценностей, от- сутствие жизненных перспектив и самоактуализации.

Вместе с тем, процессы интеграции молодежи в социальную жизнь общества традиционно являются объектом пристального вни- мания государства. За последнее время принят ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, посвященных вопросам ре- формирования молодежной политики.

Однако, несмотря на позитивные и демократические преобразо- вания российского общества в условиях модернизации активизи- ровалась деятельность асоциальных молодежных организаций экс- тремистского характера (РНЕ, лимоновцы, скинхеды, фанаты и т.д.), спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирую- щих рост преступных акций на этнорелигиозной, политической почве. Данное обстоятельство во многом обусловлено тем, что в отече- ственной практике не выработана оптимальная целостная государ- ственная молодежная политика, отсутствует комплексная программа развития молодого поколения, ее интеграции в социальную жизнь российского общества, не систематизированы технологии профи- лактики негативных явлений средствами социально-культурной дея- тельности.

Возникновение все новых субкультурных молодежных организа- ций асоциальной направленности является безусловным рецидивом, вызванным отсутствием адаптированной к современным социаль- но-культурным и экономическим условиям программы по превенции экстремистских настроений среди подрастающего поколения. Анализ существующих программ по противодействию проявле- ниям экстремизма позволяет нам констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы превентивных мер, учитывающей психологические и социально-культурные особенности асоциальных молодежных группировок экстре- мистской направленности.

Молодежный экстремизм как массовое явление, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам по- ведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных по- зиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизиро- вать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является

и установление связи между социально-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде. Распространение молодежного экстремизма в России стало од- ной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся более же- стокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занима- ет экстремистское поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера по политическим мотивам. Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Развитие молодежного экстремизма представляет особую опасность, потому что это связа- но с недостаточной социальной адаптацией и развитием «анормных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социально- го взаимодействия – то есть в широком смысле связано с социальной

и политической культурой российского общества в ее проективном сознании.

Однако попытаемся взглянуть на данную проблему с иной стороны. По некоторым данным можно предположить, что взрыв молодежного экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стере- отипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой.

У молодежи, воспитанной в традиционной культуре, основной кон- фликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысле- ния мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточ- ном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира.

В современной системе воспитания и образования в большинстве случаев не осознается факт качественного изменения объекта педа- гогических усилий. Более того, оставаясь по сути неизменной, систе- ма эта становится поставщиком типичных ситуаций, способствующих экстремистскому поведению молодежи. Практически создаются дополнительные условия для постоянного возобновления экстремист- ского комплекса. Почти единственным противовесом служат некото- рые меры для экстренных случаев, вроде телефона доверия. Болезненно проявляются проблемы терроризма и экстремистско- го поведения молодежи в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Сложная этнополитическая ситуация, неконтролируемая ми- грация и главное, экономический кризис в наибольшей степени ска- зывается на молодежи. Внешние и внутренние деструктивные силы, пользуясь данной ситуацией, стремясь манипулировать молодежью, используя ее, в том числе и в экстремистских целях.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в Рос- сии «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера.

Поскольку активизация молодежный экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского обще- ства, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами социологического познания, как явление, требующее общественного: социально-правового, административно-управлен- ческого и социокультурного противодействия.

Высокая потребность в разрешении сложившихся противоречий определяет основную проблему исследования, связанную с научным осмыслением сущности и специфики возникновения молодежных экстремистских группировок, а также содержательных, организаци- онных, социально-психологических условий противодействия экстре- мистским установкам личности. В теории и методике превентивных мер по противодействию экстремизма эти вопросы решены не в пол- ной мере, что и определяет актуальность темы данного исследования.

В научном осмыслении проявлений экстремистского поведения личности и общностей выделяются несколько подходов, позволяю- щих обнаружить различные причины экстремистского поведения: биологизаторский подход (Ч. Ламброзо) и «антропологическая» те- ория преступности (Э. Кречмер, X. Шелдон и др.); психоаналитиче- ские теории и концепции социопатии, в которых экстремизм рассма- тривается наряду с другими формами отклоняющегося поведения (Т. Адорно, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэкон, Д. Левинсон, К. Лоренц, Д. Майерс, Д. Ричардсон, Е. Сэнфорд, П. Сорокин, 3. Фрейд, Е. Френ- кель-Брунсвик и др.); социологический подход к объяснению причин экстремизма и преступного поведения в связи с социальными усло- виями существования людей (Д. Дьюи, Ж. Кетле и др.); социально- психологические теории, рассматривающие экстремизм как спец- ифический результат межличностного взаимодействия личности и ее ближайшего окружения (С. Беккер, А. Коэн, Р. Мертон, Э. Сатерленд, У. Томас, Ф. Танненбаум).

Социокультурный подход, формирующийся сегодня в гуманитар- ных науках, интегрирует научные достижения предшествующих под- ходов и на их основе делает вывод о социокультурной природе экс- тремизма (А.И. Арнольдов, М.С. Каган, В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Э.А. Орлова, А.Я. Флиер и др.).

Педагогическое осмысление экстремизма, учитывающее его социокультурную природу, опирается на работы, рассматриваю- щие формирование личности в норме и патологии (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.). В отече- ственной педагогике проблему организации подростковых и моло- дежных общественных объединений всесторонне рассматривали А.У. Зеленко, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные отечественные педагоги.

Проблема становления личности в деятельности молодежных объединений отражена в исследованиях Н.Ф. Басова, В.М. Басовой, Е.А. Дмитриенко, Г.В. Ермоленко, И.Н. Ерошенкова, И.А. Жокиной, Г.М. Иващенко, И.А. Козловой, А.А. Киреевой, В.В. Лебединско- го, Е.М. Могалюк, М.О. Мнацканяна, М.И. Рожкова, Я.Ю. Смирнова, Р.А. Свиридон, А.Ф. Шакировой, И.О. Щербаковой и др.

Вопросам процесса социализации молодежи в условиях совре- менного российского общества посвящены работы В.П. Воробье- ва, Н.Н. Василенко, Т.Н. Денисовой, Н.В. Карповой, Е.В. Корякиной, Е.А. Мищенко и др.

Важными источниками нашего исследования стали социально- педагогические исследования, посвященные изучению ценностных ориентации молодого поколения: Г.М. Андреевой, В.Г. Бочаровой, В.Т. Лисовского, В.Н. Тетерского и др.

Вопросам профилактики деструкции в молодежной среде сред- ствами социокультурного менеджмента посвящены работы А.Д. Жар- кова, В.М. Чижикова и др.

Правовому решению проблемы возникновения экстремистских организаций посвящены исследования Ю.А. Брусницина, В.И. Ва- силенко, И.В. Воронова, М.В. Коротковой, А.С. Киреева, С.В. Мак- синой, А.В. Никитина, Д.В. Новикова, А.А. Робинова, Н.А. Романова, М.А. Саркисян, П.А. Сельцовского, Н.В. Степанова, А.Б. Соловьева, Г.А. Улуповой, Е.В. Ульянова, М.П. Телякавого, С.Н. Фридинского и др. На Юге России сложилось несколько научных школ, занимающих-

ся проблемами профилактики и государственно-правовой политики

в области противодействия экстремизму и стабилизации этнопо-

литической ситуации на Северном Кавказе: Южного федерального университета (И.П. Добаев, В.В. Черноус, Г.С. Денисова, Ю.Г. Запруд- ский) и Северо-Кавказской академии государственной службы (С.А. Кислицын, А.В. Понеделков, А.М. Старостин).

Несмотря на значительное число работ посвященных проблемам экстремизма в молодежной среде она практически не исследовалась на региональном уровне, что также в значительной степени опреде- ляет актуальность и необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

В современной социологической литературе вопросы молодежно- го экстремизма систематически не рассматривались. Молодежный экстремизм как тип девиантного поведения и его особая характери- стика не выделена в самостоятельный предмет социологического ис- следования. Отдельные вопросы молодежного экстремизма в целом освещаются преимущественно в рамках криминологии и социологии связаны с изучением преступника, причем независимо от его возрас- та. Поэтому проблема анализа политического экстремизма молоде- жи в России в настоящее время социологически не акцентирована

и не разрешена соответствующими теоретико-методологическими средствами, что придает ей проблемный характер. Социально-философский аспект феномена экстремизма, его про- явления во всех сферах жизни рассмотрен в работах Р.Е. Рубинштей- на, А.А. Козлова, В.Н. Томалинцева и др. Предметное поле анализа экстремизма молодежи составляют, прежде всего, такие сюжеты, как конфликтологическая, этнонациональная и этноконфессиональ- ная обусловленность молодежного экстремизма (Р.Г. Абдулатипов, В.Х. Акаев, З.С. Арухов, В.О. Бобровникова, Ю.Г. Запрудский, Г.С. Денисова, Д.П. Зеркин, А.А. Игнатенко, Д.С. Новиков, Л.А. Пого- сян и др.); проблемы терроризма и экстремизма (Грачев А.С., Грех- нев В.С., Романов Н.М. и др.).

Большой вклад в исследовании проблемы определения понятия молодежного экстремизма в плане его соотношения с террориз- мом, радикализмом и сепаратизмом внесен в работах З.С. Арухова, П.П. Баранова, И.М. Вакулы, В.В. Витюка, М.И. Лабунца и др. Пробле- мы молодежного экстремизма в киберпространстве поставлены в ра- ботах В.Л. Акопова, С.В. Бондаренко, Е.О. Кубякина и др.

В зарубежной литературе проблемы терроризма и экстремизма обсуждаются в работах Дж. Белла, Б. Дженкинса, Ч. Добсона, У. Лаке- ра, Р. Пейна, Л. Шмидта и др.

Формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х г.г. ХХ в., что создало предпосылки маргинализации значитель-

ной части молодежи, девиации ее поведения, включая экстремизм. Для того чтобы умело противостоять угрозе молодежного экстремиз- ма, следует иметь представление о происхождении этого сложного социально-политического феномена о механизме его зарождения, возникновения, формирования, развития и реализации, о факторах, которые детерминируют экстремизм и благоприятствуют осущест- влению молодежных экстремистских акций.

И чтобы получить целостную картину проблемы экстремизма в мо- лодежной среде необходимо дать точное определение этому фено- мену, рассмотреть его как тип девиантного поведения и определить предпосылки и возможные векторы изменения экстремистского по- ведения молодежи.

Данная работа нацелена на изучение и анализ особенностей фор- мирования и проявления Терроризма, экстремизма и ксенофобии

в молодежной среде, как наиболее восприимчивой к радикальным взглядам и формам поведения социальной группе. В ней предприня- та попытка рассмотреть и проанализировать существующие теорети- ческие подходы к феномену экстремизма и ксенофобии, определить сущность молодежного экстремизма, рассмотреть классификацию российских молодежных экстремистских организаций и выявить со- циально-культурные условия возникновения и формы проявления экстремизма и ксенофобии в среде современной российской моло- дежи. И предложить собственные рецепты по формированию страте- гии и технологии контроля терроризма и экстремизма в молодежной среде Юга России.


Наши рекомендации