Экстремизм и его основные научные трактовки

Рассматривая такие сложные и противоречивые явления как экс- тремизм и ксенофобия, необходимо условиться относительно содер- жания данных терминов. Ряд авторов определяют «экстремизм» как приверженность к крайним взглядам и мерам в общественном бытии

и сознании, как способ радикального отрицания общественных норм, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в поли- тических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами34.

В широком смысле экстремизм (от латинского extremus – край- ний) понимается как приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Многие исследователи настаивают на том, что при определении экстремизма акцент дол- жен делаться на действиях, а не на идеях, которых придерживаются люди, поскольку именование людей и группировок экстремистскими довольно не однозначно и зависит от позиции и групповой принад- лежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу. Экстремистские же акты можно определить более точно, исходя из двух основных критериев. Акты насилия относятся к категории экс- тремистских, если:

• во-первых, они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

• во-вторых, они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям35.

Оба этих критерия подчеркивают, что главная цель экстремистских актов не столько непосредственный физический вред, а их психоло- гическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопас- ности своих граждан. Несмотря на то, что отдельные экстремисты уже прославились на весь мир, экстремистские акты совершаются по большей части группировками.

В современной научной литературе термин «экстремизм» рассма- тривается не только в широком, но и в узком смысле. В узком смысле под экстремизмом обычно понимают незаконную деятельность, на- правленную на насильственное изменение существующего государ- ственного строя и на разжигание национальной и социальной розни. Для решения ряда практических задач, касающихся текущего мо- мента, узкая трактовка часто оказывается достаточной. Однако ситу- ация гораздо сложнее, поскольку частный вопрос определяет перед исследователем более общие, фундаментальные вопросы.

В свою очередь ксенофобия, как в определенном смысле соци- ально-психологическая основа экстремизма, опирается на ценно- сти авторитарной личности, для которой характерен целый набор специфических качеств: неприятие чужих групп, слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суевериям, сексуальное ханжество, «злобное отношение ко всему гу- манному»36.

Ксенофобию можно представить как социально-психологическое явление, при котором образ врага во многом создается воображени- ем. «Ксенофобия – опредмеченная, овеществленная, материализо- ванная, снабженная идеологической концепцией иллюзия чужого и незнакомого, при осознанной беспомощности перед ним, когда по- является тот самый фантастический страх, который освобождает от всякой ответственности за образ мыслей, а в крайних экстремальных состояниях – и за образ действия»37.

Степень подверженности того или иного человека ксенофобии зависит от многих личных и общественных обстоятельств. А.А. Кель- берг подчеркивает, что консолидация происходит успешнее всего тогда, когда общности грозит опасность – подлинная или мнимая. Так как люди с установками ксенофобии мыслят конкретно и образно, то опасность для них предстает в виде личности или группы лиц, т.е. персонифицируется. Эта персонификация, получая исключительно негативную окраску, чаще всего обращается к национальным или эт- ническим отличиям.

По его мнению, формированию фантастического страха перед чу- жаками во многом способствуют СМИ. «Под этнические характери- стики подкладываются всевозможные обоснования, исторические, реальные, вымышленные, фантастические. Они свиваются в некий узел, пучок отрицательных свойств. Свойства столь негативны, что смириться с объектом ксенофобии никак нельзя, его можно толь- ко уничтожить. Уничтожение, разумеется, происходит условно, ибо для физического уничтожения часто требуется сила, которую можно ждать только извне. Когда эта сила появляется, фобическое агрессив- ное состояние переходит в действие, актуализируется. При этом оно, чаще всего, получает моральное или физическое противодействие»38. Значимым фактором процесса культурно-политической иденти- фикации является определение категории «чужих», или «других». Здесь существует ряд потенциальных и явных опасностей: «чужих» можно начать определять по этническому или расовому признаку. На постсоветском пространстве национальный вопрос оказался самым эффективным способом разжигания страстей, которым пользуются различные группы в своих экономических и политических целях. Критическая граница любой нации – это идея «чужих», или «дру- гих», людей, которых нация отличает и, может быть, даже отдаляет от себя. Любая нация «имеет ограниченные, возможно, эластичные границы, за пределами которых находятся другие нации. Ни одна на- ция не считает себя соседствующей со всем человечеством. Так что должны сохраняться и лелеяться не только повествования о сокрови- щах нации. Умное правительство, хранитель национальной идентич- ности, заботится также о сохранении внешнего, представлении опре- деленного «чужого»39.

Таким образом, современное общество само, в силу своей приро- ды и тенденций, в нем действующих, создает и поддерживает поле экстремизма и постоянно провоцирует его проявления. Будь то не- равенство, вызывающее желание у многих его преодолеть, используя при этом пути неправедные, незаконные. Или практика средств мас- совой информации, явно зацикленных на экстремальных тенденциях (насилии, катастрофах, патологиях), иными словами, не только под- держивающих человека в состоянии изматывающей напряженности, но и навязывающих массам людей явно неприемлемые стереотипы40. По мнению ряда исследователей в основе экстремизма и пре- жде всего молодежного, лежит так называемый этноцентризм – со- вокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально- чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других как «они». Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп

и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всег- да объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и уста- новка постулирует неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду

с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической

и идеологической практике используется ряд других терминов, кото- рые или синонимичны или очень близки по своему содержанию по- нятию этноцентризма. Речь идет, прежде всего, о таких понятиях как национализм и терроризм41.

Национализм как доминанта национального самосознания может означать привычку идентифицировать себя с определенной нацией или другой общностью, ставя ее по ту сторону добра и зла, признавая единственную обязанность – продвигать ее интересы, а также обе- спечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой общности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности. То есть национализм, как и этноцентризм – явле- ние широкого национального плана, корни которого могут иметь не только этническую, но и иную природу – политическую, идеологиче- скую, социальную, религиозную и другую. Национализм как уникаль- ное явление требует особого пояснения:

Во-первых, национализм многими авторами определяется как са- моидентификация со своей нацией, как осознание общности со сво- им национальным целым и естественная любовь к отечеству с одно- временным уважением и признанием права на самобытность других народов. Однако, это определение как бы «обеляет» все действия, основанные на причинении вреда из-за чувства расовой, этнической или какой либо другой неприязни, оставляя их за своими рамками. Поэтому оно не является точным и объективным.

Во-вторых, причины национализма очень многолики и корни их понимания лежат в осознании неповторимости наций, этносов и народов.

Следует отметить, что национализм и патриотизм имеют одни корни – преданность и привязанность к своей социальной общно- сти (этнической, национальной или какой-либо другой), но затем в зависимости от того, как эта преданность воспринимается и реа- лизуется в конкретных действиях различают две систему социаль- но-психологических установок, которые совершенно по-разному предопределяют характер отношений между людьми как представи- телями разных сообществ. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом – определяются явлением конфронтации, враждебности, стремлением к превосходству. Так почему же национализм и патриотизм, имея одни те же истоки име- ют такие разные последствия. Ученые отмечают, что для внутрен- него мироощущения представителей и того и другого направления характерно состояние внутреннего конфликта, заключающегося в несоответствии между образом идеальной модели и реальной дей- ствительностью. В результате чего меняется внутренний мир и пози- ция личности. Националист выстраивает для себя внутреннюю схему «я – хороший, мир – плохой». Эта схема позволяет оправдывать лю- бые действия. А патриот пытается изменить этот мир другими кон- структивными путями43.

Для того чтобы объяснить в каких случаях и почему движения, стоящие за общественные изменения прибегают к насилию, а не общепринятым формам политического участия, некоторые авторы переносят гипотезу фрустрации – с индивидуального на групповой уровень. Они рассматривают акты экстремизма как результат при- чиной, которой стала социальная и политическая обделенность. В некоторых случаях видимая несправедливость, которая привела к за- рождению экстремизма, восходит непосредственно к определенным историческим событиям. Другие формы экстремизма в основу своих действий кладут неспособность оказать значительное влияние на по- литические решения, они часто культивируют позицию нравственно- го превосходства над жертвами, откуда выводят оправдания своих жестоких деяний44.

Однако, с учетом того, насколько широко распространена соци- альная и политическая несправедливость, затрагивающая большое число людей, которые при этом не становятся экстремистами, необходимо ввести дополнительные факторы для объяснения условий, при которых фрустрация выливается в экстремистскую деятельность. М.Г. Анцупов утверждает, что экстремизм – это одновременно функ- ция ситуационных и индивидуальных факторов. Характеризуя патри- отизм, он связывает его с чувством гордости за свою национальную принадлежность, а национализм с чувством национального превос- ходства и власти над другими нациями45.

Национализм теснее, чем патриотизм связан с одобрительным отношением к вооруженной агрессии и описывает исследование, в котором подтвердилось функциональное различие этих двух типов установок. По его мнению «существует возможность сохранить и даже укрепить патриотическую привязанность к одной нации, одно- временно способствуя антиксенофобским установкам, снижающим вероятность появления агрессии». Проводится различия между «сле- пым» и «конструктивным» патриотизмом. Первый обозначает неуме- ренное самоотождествление и некритическое принятие собственной нации, тогда как последний касается более критичного отношения, сочетающего в себе позитивную оценку своей нации с общей заботой

о гуманитарных ценностях46.

Чувство национального превосходства также рассматривается как фактор, способствующий всплескам агрессии и экстремизма, наряду

с тремя культурными предпосылками, ведущими к развитию агрес- сии против других наций:

• возникновение идеологии антагонизма, вызванное изначаль- ным разделением «своя», «чужая» группа, что затем приводит к тому, что внешней группе приписываются крайне негативные, часто осно- ванные на стереотипных представлениях черты;

• идеология национальной безопасности, в которой непрерыв- ная оценка опасности противника и приспособление к ней заменяет- ся безоговорочной целью любой ценой господствовать над ним;

• видение мира в свете питаемых войной ценностей, таких как товарищество, преданность национальная гордость или достойная цель47.

Приведенные данные определенно указывают на психологиче- ский механизм формирования экстремистских идей, представлений

и действий. И действительно, межэтнические конфликты имеют глу- бинную психологическую основу, и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности, памяти и восприятия спра- ведливости. В то же время верно и то, что на проявление экстремиз- ма сильнее, чем на другие виды агрессии влияют факторы не только и не столько психологического характера, но и исторические, социаль- но-экономические и другие общественные условия.

Проблемы изучения молодежного экстремизма продолжают оставаться актуальными в современной зарубежной и отечествен- ной науке. Поскольку активизация экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами социологического познания, как явление, требующее общественно- го: правового, административно-управленческого и социокультурно- го противодействия.

Особенное значение проблема молодежного экстремизма имеет для жизни российского общества, в котором экстремистские идеи

и действия традиционно играют большую роль. Экстремизм – неиз- менный спутник российской истории: и во времена самодержавно- го деспотизма, и в советский период, и на современном этапе су- щественное место в политическом процессе занимали и занимают экстремистские партии и движения, настроения и действия49. Если мы отвлечемся от современных, привычных для конца XX века прояв- лений политически мотивированного насилия, то вынуждены будем сделать вывод о том, что экстремизм известен человечеству с древ- них времен, с той поры, когда власть над другими людьми стала при- носить определенные материальные выгоды и превратилась в этой связи в предмет вожделений отдельных особей, стремившихся до- стичь заветной цели любыми путями. При этом их не останавливали моральные барьеры, традиции, общепринятые правила поведения, интересы других людей. Цель оправдывала средства, и лица, жажду- щие власти, не останавливались перед применением самых жесто- ких и крайних мер, включая устранение, открытое насилие, убийства, терроризм. Следует не забывать, что молодежный экстремизм не вызывается одной единственной причиной, а связан с целым их ком- плексом, и в большинстве случаев корни этого явления находятся не

в патологии психологических реакций конкретных людей, а в глубоких латентных и явных социальных, экономических и политических неду- гах. Молодежный экстремизм в большей степени вызывается соци- альными причинами, противоположностью интересов и стремлений не отдельных индивидов, а различных общественных групп50. Необходимо отметить, что в последнее время отечественными учеными делаются попытки систематизации документов и мате- риалов по истории экстремистских движений и идейных течений51. Однако большинство исследователей ограничиваются каким-либо одним историческим интервалом и поэтому не получают целостной картины. Налицо и недостаточность теоретико-аналитического ос- мысления этой проблемы. В философской и политической литера- туре отсутствует общепринятое строгое определение молодежного экстремизма. Существует определение молодежного экстремизма, под его вывеской, – отмечает А.С. Грачев, – зачастую смешиваются разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освобо- дительной борьбы, сопровождающейся применением политического насилия, до преступлений, совершаемых безответственными полу- уголовными элементами, политическими проходимцами или наем- ными агентами и провокаторами52.

Большинство исследователей, занимавшихся проблемой моло- дежного экстремизма, отмечают большие трудности, связанные

с выработкой адекватного теоретического определения данного явления.

Во многом это объясняется следующими моментами. Во-первых, сложностью самого феномена, во-вторых, его идеологической насы- щенностью. Не секрет, что при анализе любого сколько-нибудь зна- чимого политического подхода исследователя в большей мере опре- деляется его идейно-политическими и социально-философскими установками и предпочтениями, так что всякий исследователь не мо- жет быть полностью свободным от определенной тенденциозности

и идейно-политической ангажированности в трактовке важнейших политических реалий. В-третьих, релятивностью, возможностью ин- версии понятия «политический экстремизм». Наконец, в-четвертых, присутствием нравственного критерия, морального компонента. «Мо- лодежный экстремизм» – понятие аксиологическое. Оно не только от- ражает определенный тип деятельности политических субъектов, но

и сугубо негативно его оценивает, подчеркивает деструктивность и зачастую отождествляет со злом в его социально-политическом из- мерении. Естественно, что каждый исследователь оставляет за собой право на собственное этическое столкновение фактов политической жизни.

Профессор СПбГУ А.А. Козлов предлагает рассматривать поня- тие «экстремизм», придерживаясь двух исходных составляющих. Во- первых, то, что в обыденной жизни, и в юридической практике, и науке называется превышением пределов допустимого. Только в отличие от обыденной практики, когда превышение пределов трактуется весьма расширено в зависимости от обыденной практики, когда превышение пределов трактуется весьма расширено и в зависимости от уровня развития трактующего, а в праве, напротив, очень конкретно, в науке приняты понятия допустимого как предела, за которым складывается угроза существования системы или ее части. Правда, в социальной жизни имеют места и такие ситуации, когда систему необходимо раз- рушить. Однако это все-таки исключительные случаи, вполне подда- ющиеся описанию и анализу.

Во-вторых, что сложнее, это наличие злого умысла как органи- чески присущей тому или иному действию, процессу, идеологии качественной определенности, воплощающей в обобщенном виде представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, т.е. не конкретного перечис- ления того, что есть зло или что такое «плохо» (что должны, однако, обязательно сделать юристы), а наиболее общей и абстрагированной от конкретики характеристики отрицательного в моральном смысле. Или злого умысла как осознанного и представляющего более или ме- нее спланированный акт проявления воли, имеющей в своей основе злой смысл. Правда, в силу крайней сложности человеческого бытия, далеко не в каждом случае и отнюдь не большинство людей способ- ны увидеть в действиях или идеологической доктрине наличие злого смысла мили умысла. Равно как и сами действующие могут быть уве- рены, что своими действиями несут добро, а не зло.

Из сказанного следует, что не существует и не может существовать так называемого «позитивного экстремизма». Это всегда негативная характеристика, являющаяся неотъемлемой составляющей множе- ства конфликтов (но не всех) в любых их разновидностях. А вот кон- фликты, и здесь можно согласиться со многими исследователями, мо- гут носить позитивный характер, или выполнять позитивные функции. Таким образом, общее определение, даваемое профессором Коз- ловым А.А. экстремизму, выглядит следующим образом: «Это любое превышение пределов допустимого, при наличии злого смысла или умысла»53.

Конечно, это определение скорее философско-социологиче- ского плана. Оно может не устроить юриста, которому потребуется большая четкость в определениях составляющих или перевод их в совокупность других понятий. Однако, это не следствие неудовлет- воренности определения. Это просто неизбежно ввиду сложности

и многозначности исследуемого феномена, имеющего огромный спектр проявлений в самых различных сферах человеческой жизне- деятельности. Проявлений, с которыми мы обречены на постоянное существование. Ибо следует помнить, что уничтожить экстремизм невозможно. Слишком сложна природа человека и общества, спо- собность порождать это явление в самых различных формах. Современное общество само, в силу своей природы и тенденций,

в нем действующих, создает и поддерживает поле экстремизма и постоянно провоцирует его проявления. Будь то неравенство, вызы- вающее желание у многих его преодолеть, используя при этом пути неправедные, незаконные. Или практика средств массовой инфор- мации, явно зацикленных на экстремальных тенденциях (насилии, катастрофах, патологиях), иными словами, не только поддерживающих человека в состоянии изматывающей напряженности, но и навязыва- ющих массам людей явно неприемлемые стереотипы54.

Кроме этого, современной научной литературе термин «экстре- мизм» можно рассматривать в узком и в широком смыслах. В узком смысле под экстремизмом обычно понимают незаконную деятель- ность, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни.

Для решения ряда практических задач, касающихся текущего момента, узкая трактовка часто оказывается достаточной. Однако ситуация гораздо сложнее, поскольку частный вопрос определения экстремизма ставит перед исследователем более общие, фундамен- тальные вопросы.

Слово «экстремизм» образовано от латинского extremus – край- ний. В общем, и довольно абстрактном смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Это скорее не просто крайнее отрицание существующих устоев, на чем делает основной акцент узкая трактовка, но и пусть даже, воз- можно, до конца не осознанное стремление политических субъектов

к утверждению чего-либо нового: за крайним отрицанием существу- ющего положения вещей скрывается жажда преображения мира55. Экстремизм относится к разряду исключительно негативных фе- номенов, укладывающихся в существующие трактовки девиантности,

и не может иметь в себе ничего позитивного. Однако далеко не вся- кое действие может быть отнесено к классу экстремистских. К приме- ру, если мы имеем действия человека, совершающего преступление, то они могут быть однозначно классифицированы как преступные, но, далеко не в каждом случае, как экстремистские. Но если этот же преступник начинает подводить под свои действия некую идеоло- гическую базу, то сразу же становится экстремистом. Достаточно вспомнить, что большинство террористов делают упор именно на идеологические конфабуляции, чем и вызывают определенное со- чувствие у довольно значительного числа людей56.

Как с экстремизмом в целом, так и молодежным экстремизмом в частности, относится к группе социально-патологических характе- ристик. Причем как на уровне сознания и действий отдельного чело- века, подсознательно или осознано формирующего такое свое дей- ствие, мотивируя его какими-то стремлениями, желаниями, так и на уровне идеологии.

Но есть все основания утверждать, что экстремизм – это не толь- ко проявление девиации, он социально патологичен, поскольку в нем присутствуют две определяющие его сущность характеристики: пре- вышение порога допустимого и элемент зла, – проявляющиеся в со- знании и последующих действиях. Именно присутствие зла и создает предпосылки для превышения предела допустимого, поэтому несо- стоятельны бытующие утверждения о якобы «позитивном экстремиз- ме» как двигателе прогресса, развития. А вместе с этим и обоснова- ния такового как некого имманентно присущего человеку качества его личности57.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что экстре- мизм представляет собой сложный социально-политический фено- мен, имеющий тенденции к саморазвитию. Его появление обусловлено наличием целого ряда социально-экономических и социокультурных факторов, тесно взаимодействующих между собой. В то же время от- сутствие одного или нескольких из этих факторов значительно препят- ствует распространению экстремистских настроений и резко снижает воздействие экстремистской идеологии на этнонациональный мента- литет и социокультурную деятельность. Следовательно, при этом про- водится четкое различение экстремизма, радикализма и сепаратизма. Насильственные действия экстремистов по отношению к инакомысля- щим нередко называют терроризмом или политическим терроризмом, который во многих случаях выступает неизбежным спутником полити- ческого экстремизма. Экстремизм и терроризм, как правило, нераз- рывно связаны и неотделимы друг от друга, поэтому рассмотрение предмета исследования настоящей диссертации будет неполным без анализа сопровождающего его явления терроризма.

Этимология термина «терроризм» свидетельствует о том, что кор- ни этого понятия произрастают из латинского слова «террор», обо- значающего страх, ужас. И действительно, необходимым элементом, присутствующим в любой террористической акции, является устра- шение политического противника либо тех людей, которые выступа- ют в роли непосредственных жертв террористов. Однако грубое по- давление психики не является самоцелью терроризма. Нагнетание страха выполняет роль вспомогательного средства для достижения определенной цели: получить материальные или политические выго- ды, заставить представителей власти или правоохранительные орга- ны выполнить требования террористов, изменить политический курс

и т.д. При этом субъекты террористической деятельности, как прави- ло, не ограничиваются только угрозами. Зачастую они не останавли- ваются и перед применением насилия в самых жестоких формах. Экстремизм – сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков, одно из след- ствий анормальности человеческой цивилизации.

Проблема борьбы с экстремизмом, находящаяся под присталь- ным вниманием мирового сообщества, особенно актуальна для Рос- сии, так как сложившаяся в нашей стране социально-политическая ситуация активно продуцирует как сами факторы, порождающие экс- тремизм, так и обстоятельства, благоприятствующие реализации экстремистских намерений. Поэтому очень важно сегодня правильно определить место и роль органов безопасности Российской Федера- ции в противоборстве с этой разрастающейся опасностью, наметить пути повышения его эффективности.

После развала Советского Союза страна оказалась в сложной гео- политической ситуации, характеризующейся попытками оказания на Россию жесткого силового давления, как со стороны ведущих за- падных стран, так и некоторых государств, возникших на фундаменте бывших союзных республик. Приходится констатировать, что за по- следние годы наблюдалась явная тенденция утраты Россией статуса великой державы, с мнением которой должны считаться зарубежные партнеры и недруги. При этом, несмотря на неблагоприятную ситуа- цию, формируемую в Российской Федерации внешнеполитическими факторами, главные причины, порождающие политический экстре- мизм и антиконституционные насильственные проявления в стране, имеют внутреннюю природу. К ним следует отнести кризисное со- стояние экономики нецивилизованные формы перераспределения собственности, включающие хищнический передел материальных средств и ресурсов и фактическое разворовывание под видом при- ватизации общенационального достояния.

В перечне внутренних факторов, детерминирующих экстре- мизм, необходимо назвать резкое падение жизненного уровня по- давляющего большинства населения, увеличение социальной дифференциации и классового противостояния в обществе, рост правовой и социально-экономической незащищенности граждан. Эти обстоятельства, имеющие экономическую природу, являются, на наш взгляд, базисными с точки исследования генезиса политиче- ского экстремизма в стране. В то же время они способны порождать

и другие детерминанты обострения в России, которые по мере на- растания и развития превращаются в самостоятельные причины и условия активизации экстремизма. К таковым относятся: обострение борьбы между многочисленными партиями и общественными дви- жениями; острое противостояние между сторонниками существу- ющего в стране политического режима и оппозицией; множащиеся межнациональные конфликты, способные перерастать, а порой и перерастающие в открытые вооруженные столкновения: этнический

и религиозный сепаратизм, забастовочное движение, порождающее

помимо чисто экономических требования классового, политического характера и т.д.

Проявления молодежного экстремизма весьма разнообразны по своим масштабам, исполнителям, целям, формам, методам, приро- де и т.п.

Существуют классификации по методам воздействия: экстремизм

с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы); экстремизм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение госу- дарственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества); экстремизм с применением методов морально-психо- логического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультима- тивные требования, распространение панических слухов и т.д.). Как правило, при осуществлении экстремистских акций перечисленные методы используются комплексно, приоритет тем или иным из них отдается с учетом конкретных условий и специфики региона деятель- ности экстремистов, их оснащенности, складывающейся политиче- ской обстановки и иных обстоятельств.

По характеру влияния на межгосударственные отношения и в зави- симости от гражданской принадлежности субъектов экстремистской деятельности экстремизм подразделяют на внутренний (когда к нему причастны граждане собственной страны, а последствия и ущерб от их действий не выходят за ее рамки) и международный, акции которого, осуществляемые гражданами одной или нескольких стран, направле- ны на подрыв конституционного строя иных государств либо междуна- родный правопорядок или международные отношения в целом.

В свою очередь международный и внутренний молодежный экс- тремизм также могут быть подвергнуты дополнительной системати- зации. Так, во внутреннем экстремизме в зависимости от его субъек- тов можно выделить государственный экстремизм (когда насилие в отношении оппозиции, групп, категорий или целых слоев населения инспирируется самим государством и реализуется через силовые структуры под предлогом защиты государственных, общественных или общенациональных интересов); экстремизм проправительствен- ный (осуществляется неправительственными общественными объ- единениями и партиями в интересах защиты институтов власти и, как правило, поощряется этой властью, как, например, «черные сотни» в годы российских революционных событий 1905-го года), экстремизм оппозиционный, при котором противоправное насилие направлено против государственных институтов, их представителей и защитни- ков; межпартийный экстремизм, проявляющийся в процессе обострения политической борьбы, а также разновидности экстремизма, субъектами которого являются сторонники различных экстремист- ских идеологических течений (национализма, фашизма, сепаратиз- ма).

Международный же экстремизм может быть государственным (в случае, если он является одним из методов реализации внешней по- литики государства, причем эти методы состоят на вооружении спец- служб или финансируемых государством экстремистских центров и организации) и негосударственным (когда акции экстремизма гото- вятся и осуществляются международными экстремистскими органи- зациями, имеющими собственные источники финансирования).

Если классифицировать экстремизм по целям, то можно выде- лить: сплачивающий экстремизм, акции которого направлены на объединение различных структур криминального толка; экстремизм демонстрационный, призванный обеспечить «рекламу» той или иной экстремистской организации и проводимой ею в жизнь идеологии и политике, а также продемонстрировать силу и готовность ее членов к решительным действиям; конфронтационный экстремизм, проявля- ющийся в применении насилия в борьбе между противостоящими по- литическими блоками, движениями, организациями, а также между государственными структурами и оппозицией; экстремизм провока- ционный, когда субъекты насильственных действий стремятся заста- вить своего политического противника перейти к непопулярным сре- ди населения или тактически выгодным для экстремистов действиям. По средствам, используемым при осуществлении акций экстре- мизма, последний подразделяют на два вида: традиционный (при- менением огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и других средств совершения политических убийств, известных человечеству в течение ряда веков) и технологический (использова- ние в экстремистских акциях новейших достижений науки и техни- ки в области компьютерных и информационных технологий, радио- электроники, ядерных материалов, генной инженерии, имуннологии

и т.д.).

Итак, каждому из видов экстремизма, перечисленных в приведен- ных выше классификациях, а также присущих другим систематизаци- ям этого социально-политического явления, проведенным по иным основаниям (например, по объектам посягательства, географии про- явлений, специфике идеологической основы и другие), соответству- ют свои наиболее типичные и часто встречающиеся формы экстре- мистских акций. Так, для проявлений международного экстремизма характерны угоны воздушных судов международных авиалиний, за- хваты заложников из числа представителей дипломатического корпуса, крупных политических и общественных деятелей, убийства и иные виды насилия в отношении таких лиц, инспирация межнациональных конфликтов и массовых противоправных проявлений в целях деста- билизации обстановки в той или иной стране, срыва международных договоренностей, осложнения отношений между государствами и т.п.

В качестве субъектов экстремизма могут выступать государство, его специальные службы, международные или национальные экстре- мистские центры и организации, политические течения и партии экс- тремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремя- щиеся достичь своих целей с применением методов политического экстремизма.

Для того, чтобы умело противостоять угрозе молодежного экс- тремизма, следует иметь представление о происхождении этого сложного социально-политического феномена о механизме его за- рождения, возникновения, формирования, развития и реализации, о факторах, которые детерминируют экстремизм и благоприятствуют осуществлению молодежных экстремистских акций.

Даже несложный анализ генезиса молодежного экстремизма при- водит нас к достаточно простому выводу: в основе возникновения мотивированного насилия вообще и экстремизма в частности всегда лежит противоречие, столкновение интересов в социальной и поли- тической сфере. Масштабы такого противостояния интересов могут быть самыми различными: начиная с патологического противопо- ставления собственного «я» всему обществу или даже человечеству со стороны отдельных индивидуумов и заканчивая жестким противо- борством целых государственных систем, которое, например, харак- теризовало отношения между лагер<

Наши рекомендации