VI. Учебно-методические указания студентам
Без знания истории мы
должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.
В.О. Ключевский
1. Как изучать историю с учетом требований самостоятельной работы.
Мы живем в непростое время переоценки духовных и культурных ценностей: рушатся прежние идеалы, идет мучительная работа по созиданию новых. Все это сопровождается значительным расширением поиска направлений общественного развития и ускоряющимся ритмом эпохи. В то же время все литературные и научные споры современности не могу избежать встречи с русской историей. Юноше, обдумывающему свое будущее, весьма трудно определить верный путь в жизни без размышления об опыте и ценностях прошлых поколений. Родителей не выбирают, но и родину тоже не выбирают. Понять смысл жизни без изучения и анализа для тех, кто уже давно там, за гранью жизни и смерти – невозможно, хотя всегда есть достаточно большое число людей, не утруждающих себя изучением опыта предшествующих поколений. Не побоимся утверждать, что тем самым они обедняют свое существование, делают множество неверных шагов, а порой совершают роковые ошибки. Чтобы этого не произошло – нужно изучать историю. Конечно, история не универсальное средство от всех превратностей судьбы, но в процессе ее постижения формируются определенные образы того или иного века, эпохи, исторических личностей, и, конечно, не без воздействия этих образов в сознании происходит незримая работа по созданию некоего жизненного стержня, придающего устойчивость человеку в процессе его жизнедеятельности. История – это рассказы о прошедшем, но это не побасенки и небылицы, которыми нередко нас развлекают средства массовой информации. История России – это наука, изучающая прошлое нашего Отечества (родины отцов), его народов, общественных институтов, государственности и культуры. Как наука, история скрупулезно создает свои представления о прошлом, оперирует большим арсеналом терминов и понятий и предполагает развитие теории, опирающейся на фундамент точных и проверенных фактов.
В древности историю определяли как наставницу или учителя жизни (Historia magistra vitae est), а чтобы «учить жизни», необходимо систематически познавать жизненный опыт, изучать действительность не только в настоящем, но и в прошлом, что позволяет обнаружить тенденции, которые в будущем могут усилиться, ослабеть или совсем исчезнуть. Вся совокупность фактов, характеризующая развитие общества в прошлом, настоящем и будущем, является ОБЪЕКТОМ изучения истории как науки. Исторический факт – это реальное событие прошлого, к примеру, отставка главы Временного правительства князя Г.Е. Львова 7 июля 1917 г. это простой факт. Великая Отечественная война (22 июня 1941 г. – 9 мая 19 45 г.) – это уже, несомненно, сложный факт. Обобщая и систематизируя факты, историк познает прошлое. Исторический факт невозможно «вызвать» из прошлого и повторить для того, чтобы лучше рассмотреть. Историки воспроизводят события далеких лет на основе изучения источников (письменные, вещественные, этнографические, устные или нарративные, лингвистические, фотокинодокументы и фонодокументы). Последовательная смена состояний общества в едином противоречивом процессе является ПРЕДМЕТОМ истории как науки.
Историческая наука невозможна без точных, проверенных фактов. История – наука конкретная, но научные знания находят в ней свое выражение так же в виде образов и понятий. Уровень обобщения конкретных фактов с расширением кругозора людей, а так же развития теоретических знаний постоянно повышается: сегодня уже нельзя деятельность Петра I оценивать так же как, положим в 60-е гг. XIX в. При этом многие историки критически оценивают достижения исторической науки прошлых лет. Все это обусловило разработку широкой и сложной совокупности философских подходов к изучению истории.
Для воссоздания объективной картины прошлых событий и всего исторического процесса историческая наука опирается на принципы, с помощью которых формируются исторические знания. Принципы – это правила, которые нужно соблюдать при движении в прошлое. Принцип историзма требует, чтобы все факты рассматривались в связи с обстановкой, в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Принцип объективности предполагает рассматривать факты и исторические личности в совокупности положительных и отрицательных черт. Принцип социальности позволяет проникнуть более глубже в общественные процессы и явления, выявляя интересы различных социальных слоев. Принцип альтернативности предполагает определить степень вероятности развития событий по тому или иному направлению.
Наряду с этими принципами историческая наука в исторических исследованиях опирается на методологию, которая представляет совокупность методов. Метод – это способ изучения исторического процесса с его общими и особенными чертами развития. Вот характеристика некоторых методов:
- хронологический – явления располагаются во временном порядке;
-хронологическо-проблемный – исследование разбивается на периоды, внутри которых выявляются проблемы;
-сравнительно-исторический устанавливает общие тенденции и особенности в развитии каких-то явлений;
-синхронистический позволяет установить связи и взаимосвязи целого и частей какого-либо процесса;
-ретроспективный характеризуется последовательным проникновением в прошлое с целью выявления причины события;
-идеографический характеризуется описанием исторических событий и явлений;
-структурно-системный устанавливает определенное единство событий и явлений с системным анализом каждого направления развития в установленных хронологических рамках.
Отечественная историяявляется неотъемлемой частью всемирной истории. Она изучает прошлое народов нашей страны во всем многообразии проявлений, в меняющихся географических и политических границах. Уникальность и самобытность развития огромной страны обусловлена не только природно-климатическими и геополитическими факторами, ер и экономическими, социальными и конфессиональными условиями. В то же время Россия развивалась и развивается в цивилизованном пространстве, в котором невозможно воздвигнуть барьеры и стены, препятствующие взаимодействию и взаимовлиянию стран.
Если попытаться объединить все эти принципы, условия и реалии в единое диалектическое целое, то можно сделать один вывод: история – сложная и трудная учебная дисциплина, требующая напряженного труда дома и в аудитории. К сожалению, преобладает поверхностное мнение о том, что если в истории, как учебной дисциплине, все усваивается легче, чем в математике, то можно историю и не учить. А если учить, то весь учебник невозможно выучить, поэтому на лекциях можно слушать преподавателя, а на практических занятиях с таким же успехом можно послушать тех, кто отвечает. Такая схема в изучении истории в принципе не верна. Для того, чтобы все студенты могли «вкусить» плодов познания истории, или, другими, словами, чтобы в рабочее состояние входило как можно больше студентов, необходимо соблюдать требования к самостоятельной работе студентов.
Самостоятельная работа студентов – это их деятельность как на занятиях в аудитории (лекции, семинары), так и во время подготовки к занятиям дома. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом дисциплины «История Отечества» в объеме не менее 50-70 % общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. Студент должен вести глоссарий (словарь непонятных слов и выражений), а также выработать навыки конспектирования лекций и исторических источников в тетради по отечественной истории; лучше иметь одну тетрадь для конспектирования первоисточников, другую – для записи лекций.
Вести глоссарий необходимо систематически, по мере появления новых терминов исторической направленности. К примеру, при изучении раздела «Древнерусское государство» необходимо акцентировать внимание на такие термины, как «конунг», «вира», «каганат» и другие, которые в современной лексике не встречаются. Следует также обращать внимание на близкие по значению термины. Так, национализация раскрывается как «переход от частной собственности к государственной», а конфискация – как «принудительное изъятие денег, имущества и т.д.», но тоже в собственность государства. Экспроприация же означает принудительное лишение собственности одного класса другим. Довольно часто, особенно в устной речи, эти понятия легко меняются местами, придавая выступлению некую условную схему, которая искажает главную мысль.
Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое изучение и усвоение материала курса, формирование навыков исследовательской работы путем:
- конспектирования первоисточников и другой учебной и научной литературы;
- проработки учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовки докладов для выступления на семинарах и практических занятиях;
- поиска и обзора научных публикаций и электронных источников информации;
- выполнения контрольных работ;
- написания рефератов (эссе);
- работы с тестами и вопросами для самопроверки;
-участия в студенческих научных конференциях и подготовки компьютерных презентаций по историческим проблемам.
Знание истории не будет полным без знания исторических личностей, к которым следует отнести не только великих князей, царей, полководцев-победителей, крупных ученых, мыслителей, реформаторов, писателей, но и самозванцев, авантюристов, террористов, предателей, контрреформаторов и гонителей просвещения. Г.-В.-Ф. Гегель считал великим человеком того, кто может своими словами сказать о своей эпохе то, в чем ее воля, и выполнить ее. Студент должен уметь накапливать информацию о той или иной личности. Личностные качества порой по-разному проявляются в сложных условиях. Генерал А. Власов командовал советской ударной армией, но, попав в окружение, потерял веру в победу и стал предателем. Советский партийный функционер Б.Н. Ельцин до шестидесяти лет занимал высокие посты в КПСС, но затем вдруг стал ее ярым противником, распустил партию и стал антикоммунистом. Так наступила эпоха «перевернутых стереотипов», в которой разобраться студенту далеко не просто, особенно это относится к первым лицам России.
Не всегда однозначно оценивается и поведение народа в переломные эпохи. Даже в рамках учебного семинара несложный анализ истории крестьянских волнений, рабочего движения, революций (к примеру, революции 1917 г. в нашей стране) приводит к пониманию того, что вожаки и предводители, лидеры и вожди этих движений, преодолевая негативное отношение к их нововведениям и реформаторству, на деле, а не на словах доказывали свою способность к активному социальному творчеству и, тем самым, давали толчок к формированию новой культуры. Наверное глупо было бы пренебрегать социально значимыми традициями старой культуры, проверенными и испытанными технологиями века минувшего, использовать только новшества постиндустриального этапа развития. В поиске точки опоры культурный человек будет всегда мысленно создавать оптимум норм и канонов прошлого и настоящего, а это просто невозможно без исторического мышления, которое определяется не столь объемом знаний истории, сколь глубиной ее понимания.
2. Как работать с книгой
В отличие от школы в вузе происходит знакомство студента обширным кругом научной литературы. В начале ХХI века мы вынуждены признать, что для основной массы населения главным источником информации стало телевидение, причем наше российское телевидение преимущественно по объему передач – развлекательное. Когда-то, в советское время, объем познавательных передач был весьма значительным, да и советские люди много читали. Сейчас ситуация иная. Чтение научной литературы требует высокой интеллектуальной культуры, это труд, сравнимый с искусством. Всегда ли мы правильно читаем? Можно смело утверждать, что у многих студентов из их практики чтения выходит мало толку ( как Е. Онегина: «Читал, читал, а все без толку…»). Дело даже не в том, что некоторые вчерашние школьники научный текст читают по слогам и делают неправильные ударения, а в том, что у студентов весьма слабые навыки и приемы работы с книгой. Чтение научной книги можно условно разделить на два этапа: первый – предварительный; второй – этап настоящего, серьезного чтения. На первом этапе уже из заглавия книги становится ясно то, о чем пойдет речь. Нужно внимательно прочитать предисловие, введение, оглавление и заключение. Когда мы узнаем главную мысль книги, тогда и принимается решение о ее глубокой проработке (возможно не всей книги, а лишь какого-то раздела). Серьезное чтение – следующий этап; главное при этом – понять научную книгу. То, что мы узнаем из данной книги, нужно увязать с имеющимися знаниями. Возможно, что содержание книги может изменить наши представления о каком-либо предмете. Вместе с тем, нужно оценить читаемую книгу (!), дать ей свою критическую оценку. Пусть эта оценка будет наивной, но критиковать нужно учиться, без этого не развивается самодеятельное и инициативное мышление.
Многие специалисты рекомендуют при чтении делать выписки на листах или на карточках под номерами, с пометками и комментариями читателя. Чаще студенты делают выписки в тетради, излагают содержание своими словами, на полях делают пометки, оценки, замечания; в тексте выделяют маркером нужные места, наносятся какие-либо символы (стрелочки, плюсы или минусы, восклицательные или вопросительные знаки и т.д.), т.е. студент делает свой конспект научной книги или статьи. Следует знать основные этапы и приемы конспектирования:
а) понять смысл прочитанного, уяснить цели и задачи автора научной книги;
б) повторно перечитать и уточнить основные положения работы и аргументацию автора;
в) сделать выписки;
г) дать оценку прочитанному (можно на полях тетради или листах формата А4);
д) выделить маркером или фломастером ключевые идеи или положения.
Студент постоянно совершенствует технику конспектирования. Конспект студента (краткая запись лекции или первоисточника) сопровождается собственными мыслями, вопросами сокурсников. При этом нужно правильно пользоваться соответствующей терминологией:
- план – определенный порядок изложения чего-либо (текста, доклада, выступления);
- тезисы – краткие основным положения лекции или доклада;
- выписки – выдержки, цитаты из какого-либо источника;
-таблица – все числовые сведения о исторических событиях и процессах, занесенные в графическую сетку;
-сравнительная таблица, диаграмма или другие изображения помогают выделить общее и особенное в разный периодах исторического процесса;
-резюме – краткое заключение.
Старательно написанный конспект, с правильным расположением записей, с обязательными полями и понятными сокращениями длинных слов, легко и быстро читается автором в процессе подготовки к семинарам, зачету или экзамену.
Искусство книгочтения имеет свою давнюю историю. Крупный специалист в области логики С.И. Поварнин (1870 – 1952 гг.) известен и как специалист рационального, производительного чтения. Мы приводим его популярные рекомендации читателям, впервые изданные в 1924 г., в надежду на их пользу студентам.
Заповеди читателя
А. Общие:
1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
Б. При чтении для образования:
2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».
3. Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.
4. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.
5. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.
6. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понятно.
7. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
8. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
9. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.
10. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».
11. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки.
12. Научись пользоваться оглавлением.
13. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» - возвращайся к прочитанному.
14. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
15. Чужую критику на книгу читай после книги.
16. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.
В. О выборе книг для самообразования:
17. Читай хотя бы немного, но основательно.
18. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.
19. Читай самое лучшее, что можно достать.
20. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.
21. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).