Учебно-методические указания и рекомендации студентам

Литература для самоподготовки

Учебники и учебные пособия:

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2001.

2.Воронов В.В., Журавлев В.И. и др. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2002.

3.Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. Педагогика/ Под ред П.И. Пидкасистого. – М., 2009.

4.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.

5. Краевский В.В., Меняев А.Ф., Пидкасистый П.И. Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006

6.Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., Москва, 2001.

Дополнительные учебники и учебные пособия:

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Еремкина О.В. Методика воспитательной работы /Под ред В.А. Сластенина. – М., 2004

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2003.

3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003.

4.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004

5. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008.

6.Современные образовательные технологии /Под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2010.

Хрестоматии:

1.Семейное воспитание /Сост. П.А.Лебедев. – М., 2001.

Практикумы:

1.Сергеева В.П. Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях. – М., 2002.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. – М., 2004

Словари:

1. Психолого – педагогический словарь / Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М., 1993 – 1995.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М., 2005.

4. Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Бим-Бада Б.М. – М., 2002.

Основная литература по курсу

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан ; Бордовская Н.В., Реан А.А. - СПб. : Питер, 2009.- 299 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. - изд.2-е ; доп. - Москва : Юрайт ; : Высшее образование, 2010. - 574 с.

Дополнительная литература по курсу

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан ; Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2008. - 299 с.
  2. Ефремов О.Ю. Педагогика : учебное пособие / О. Ю. Ефремов. - СПб. : Питер, 2010. - 351 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

www.chsu.ru/biblioteka/e-library Электронные ресурсы библиотеки ЧГУ

http://edu.chsu.ru/portal Образовательный портал ЧГУ

http://www.inion.ruИнститут научной информации по общественным наукам РАН

http://www.rsl.ruРоссийская государственная библиотека

http://www.nlr.ruРоссийская национальная библиотека

htpp: www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://elibrary.ru научная электронная библиотека

Вопросы к экзамену

  1. Предмет и задачи дидактики.
  2. Сущность процесса обучения.
  3. Принципы обучения и их характеристика.
  4. Методы обучения в современной дидактике: определение метода и приема обучения; подхода к классификации методов обучения.
  5. Формы организации процесса обучения в педагогической теории и практике.
  6. Классно-урочная система обучения и ее черты.
  7. Урок – ведущая форма обучения в школе.
  8. Подходы в обучении: проблемный подход; модульный подход; программированный подход; личностный; дифференцированный и индивидуальный подходы.
  9. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.
  10. Определение метода и приема воспитания.
  11. Многомерная классификация методов воспитания.
  12. Условия использования разнообразия методов и приемов воспитания.
  13. Формы организации воспитания: воспитательное мероприятие и воспитательное дело.
  14. Предмет и задачи педагогики.
  15. Целостный педагогический процесс и его этапы.
  16. Закономерности целостного педагогического процесса.
  17. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
  18. Цели воспитания личности в современной педагогике.
  19. Идеальная цель воспитания.
  20. Компоненты целостного педагогического процесса.
  21. Принципы воспитания.
  22. Гуманистическая концепция воспитания.
  23. Основные категории педагогики.
  24. Подходы в воспитании.
  25. Методология и методы исследования в педагогике.
  26. Объективные посылки становления педагогики.
  27. Отрасли современного педагогического знания.
  28. Методика воспитательного мероприятия.
  29. Образование как категория педагогики.
  30. Понятие социализации в педагогике

Учебно-методические указания и рекомендации студентам

При использовании учебных пособий основное внимание следует обратить на учебные пособия по педагогике последних пяти – шести лет издания. Однако допускается, а в некоторых случаях настоятельно рекомендуется использование учебных пособий 1990-х годов издания, отражающих объективные противоречия российского образования, эволюцию достижений педагогической науки и практики. Использование учебной и научной литературы более ранних лет издания обуславливается темой практических и лекционных занятий. При подготовке к ряду практических занятий следует обратиться к оригинальным источникам 1970-х - 80-х годов издания, которые отражают авторскую концепцию (например, теория целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, классификация методов обучения И.Я. Лернера, теория общего среднего образования и другие факты науки), которые не потеряли своей научной и практической актуальности по сей день и составляют основу современного педагогического знания. При этом студенты могут получить дополнительную консультацию преподавателя по общественно-историческим условиям развития педагогики в тот период.

Общие рекомендации при подготовке к практическому занятию:

• проанализируйте тему практического занятия, подумайте о цели и основ­ных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавате­лем по этой теме на лекции;

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на практическом занятии;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на занятии получить на них ответы.

В процессе работы на практическом занятии:

• внимательно слушайте выступления других участников занятия, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;

• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопро­сов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными аргументами;

• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуй­те его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т.е. нести в себе какое-то конкретное предло­жение в качестве альтернативы;

• после занятия кратко сформулируйте окончательные правильные ответы на вопросы, которые были рассмотрены.

Рекомендации по логике выступления на практическом занятии

Тема выступления

Вступление. Почему эта тема актуальна.

Тезис. О чём идёт речь (понятия, аксиомы, гипотезы).

Тезис. В чём суть проблемы (анализ исследований по теме, степень ее разработанности в теории и практике; научные школы по этой проблеме; интересные находки в решении обсуждаемого вопроса).

Тезис. Что вы думаете по существу темы

Выводы

В рабочей тетради для практических занятий можно записывать его ход:

№ вопроса Тема выступления Суть выступления Вопросы, замечания

Наши рекомендации