Лекция 4. Основы политико-правового регулирования энергетики
Для того, чтобы определиться с правовой природой отношений в сфере энергетики, необходимо прежде всего очертить круг общественных отношений, составляющих предмет регулирования энергетического права.
Энергетическое право – отрасль российского права, комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов частного и публичного права, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов.
Рассматривая вопросы энергетического права и энергетического законодательства, специалисты определяют энергетические отношения как отношения по производству, передаче и потреблению энергии, включая электроэнергию и другие ее виды.
Разные по своей правовой природе (частноправовые и публично-правовые) отношения, составляющие предмет энергетического права, обусловливают необходимость применения и соответствующих методов правового регулирования. Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария (С.С. Алексеев).
Для регулирования частноправовых отношений характерно применение метода равенства сторон (метода координации).
Для регулирования публично-правовых отношений применяется метод власти-подчинения (метод субординации), когда один субъект властеотношений подчиняется другому.
Поскольку предмет энергетического права составляют как частноправовые, так и публично правовые отношения, для регулирования данных отношений используется и метод равенства сторон, и метод власти-подчинения.
Таким образом, в энергетическом праве проявляются оба базовых метода регулирования — метод субординации и метод координации, при этом для энергетического права характерно применение также следующих специальных методов правового регулирования:
Метод особого публичного регулирования, реализуемый некоммерческими организациями, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями. Такими полномочиями наделена, в частности, некоммерческая организация Совет рынка, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Совет рынка осуществляет в том числе следующие функции: принимает решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка, устанавливает систему и порядок применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, включая исключение из их состава. В данном случае властные полномочия реализуются не уполномоченным государственным органом, а некоммерческой организацией;
Метод особой публичной координации, реализуемый Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности38. Данная Комиссия образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2012 № 859 в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности, рационального использования и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Согласно п. 16 Положения о Комиссии решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для членов Комиссии, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
Метод специального корпоративного регулирования, реализуемый субъектами энергетического права (энергетическими компаниями), наделенными законодателем соответствующими полномочиями. Так, в сфере использования атомной энергии в качестве соответствующего примера можно привести метод специального корпоративного регулирования, осуществляемый Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», наделенной полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.
Таким образом, правовое регулирование составляющих предмет энергетического отношений, как частноправовых, так и публично-правовых, осуществляется несколькими методами правового регулирования.
Помимо специфики предмета энергетического права, методов правового регулирования необходимо подробно остановиться и на основных принципах энергетического права, ядром которых является энергетическая обеспеченность, энергетическая безопасность, энергетическая эффективность.
Принципы энергетического права - являются основанием системы норм энергетического права, центральным понятием, стержневым началом всей системы энергетических законов.
А.П. Вершинин, выделяя общие принципы организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, а также основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, подчеркивает, что принципы государственного регулирования имеют особое системообразующее значение для применения отдельных мер государственного регулирования.
Выделяют целый ряд принципов энергетического права:
1) гарантии обеспечения энергоснабжения;
2) централизованное принятие решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики;
3) приоритетность энергетики в экономике страны и ее минерально-ресурсное обеспечение;
4) защита и охрана окружающей среды;
5) предсказуемость государственной политики в области энергетики;
6) энергосбережение и рациональное, экономическое и эффективное использование энергии;
7) адекватность цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию;
8) сбережение редких видов горючего и использования угля;
9) обеспечение развития и использования возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии;
10) снижение зависимости от иностранных поставщиков (для энергодефицитных стран).
Источники энергетического права –способы закрепления и внешнего выражения правовых норм, регулирующих отношения в энергетике.
Конституция РФ (12 декабря 1993 года) в ст. 71 закрепляет правомочия, находящиеся в ведении РФ:
· федеральные энергетические системы;
· ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы;
Статья72 Конституции РФ закрепляет предметную область, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ:
· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
· вопросы природопользование;
· охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
· регулирование статуса особо охраняемые природные территории.
Нормативно-правовые акты федерального уровня:федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и других федеральных органов). В качестве основных Нормативно-правовых актов, закрепляющих основы правового регулирования энергетики можно выделить:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (II часть), регулирует взаимоотношения субъектов права в части договоров энергоснабжения (параграф 6 главы 30);
2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере и потребителей электрической энергии;
3. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов;
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций
5. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий;
6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
7. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
8. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», устанавливает основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике;
9. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" определяет основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены;
10. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», которым устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.;
11. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», которым устанавливаются правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии;
12. Приказ ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», предназначен для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Вышеперечисленный список федеральных актов не является исчерпывающим, а скорее является базовым перечнем. Между тем, несмотря на достаточно серьезную нормативную базу, регулирующую отрасль, нельзя сказать о том, что система действующих законов, регулирующих энергетическую отрасль, совершенна и позволяет правоприменителям, в том числе судьям, эффективно использовать Законы и подзаконные акты в своей профессиональной деятельности.
Кроме нормативно-правовых актов Федерального значения к юридическим источникам энергетического права безусловно относят и документы уровня субъекта федерации, к
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)
В республике приняты программные правовые акты, направленные на организацию эффективного развития в целом топливно-энергетического комплекса. Приоритетные направления работы в данной области согласуются с нормативными и стратегическими документами РФ:
• В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;
• Энергетической стратегией России на период до 2030 года; с перспективой утверждения Энергетической стратегии России на период до 2035 год.