Структура современных элит. Бюрократия, электократия и легислократия
В промышленно развитых странах политическая элита неоднородна. В нее входят: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы. Все они отличаются различной степенью влияния на процесс принятия важнейших политических решений. Политолог П. Шаран делит современную элиту на три группы: высшая, средняя и административная, маргинальную элиту (потенциальных кандидатов в среднюю элиту, которым недостает тех или иных критериев для вхождения в нее).
Высшая элита представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него ( 100-200 чел., занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, в группах давления, законодательных органах и т. д.) Средняя элита формируется на основе трех переменных – доходов, профессионального статуса и образования (5% взрослого населения).
К административной элите относится высший слой госслужащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.
Элита, контрэлита и национальная элита —часто это одни и те же люди.
Контрэлита может стать и элитой и контрэлитой, элита – контрэлитой и национальной элитой, национальная элита – контрэлитой и элитой. Элита – это как бы огромный резервуар, из которого одновременно выплескивается и контрэлита, и национальная элита, становясь таковыми только в движении вне рамок элиты.
И суть этого естественного круговорота элиты, контрэлиты и национальной элиты (и даже псевдо элиты, псевдо контр элиты и псевдо национальной элиты) в рамках элиты в целом, заключается в следующем: Элита своей деятельностью улучшает и развивает мир, но живет и работает только в собственных интересах.
Псевдоэлита своей деятельностью не улучшает мир, а лишь поддерживает его стабильность, тем самым препятствуя его развитию (ведь развитие – всегда борьба и нестабильность), живет и работает только в собственных интересах.
Контрэлита активно сражается с элитой (или бюрократической псевдоэлитой) в интересах всего народа и страны, всегда имеет связанные с этим четкие цели. Контрэлита прежде всего – против кого-то, она часто деструктивна.
Псевдоконтрэлита активно сражается с элитой, чтобы самой занять «теплое место» элиты или псевдоэлиты.
Национальная элита сражается с элитой в интересах всего народа и страны.
Псевдонациональная элита сражается с элитой только на словах, просто зарабатывая известность, деньги и власть на надеждах и чаяниях чересчур наивного народа и его элиты.
Народ – тело страны, государство – скелет страны, элита – нервы страны, национальная элита – мозг страны,контрэлита – будильник для спящей элиты и национальной элиты.
Кстати, именно поэтому, контрэлиту почти никогда не слышит государство: скелету просто не дано слышать, у него нет ушей, позвоночник без находящихся внутри него нервов – просто сухая кость.
Бюрократия, электократия и легислократия.
Понятие бюрократии исследовано значительно лучше других, связанных с политическим классом, главным образом благодаря работам Вебера. Разрабатывая теорию «идеальной» бюрократии, М. Вебер считал ее основными признаками следующие.
1. Иерархический характер, при котором задачи в организации распределяются как служебные обязанности. Бюрократия предстает в виде пирамиды, где положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.
2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации.
3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Причем от индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации.
4. Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее.
5. Никто из членов организации не владеет ресурсами, которыми распоряжается. Вебер пишет, что чиновник, являясь носителем власти, «никогда не осуществляет ее от своего лица, а всегда от имени безликого „учреждения“».
Важнейшим понятием для анализа бюрократии является компетенция, которая представляет собой ограниченную область власти конкретного чиновника. Власть в иерархической организации диверсифицируется, так как верховный правитель не может осуществлять всю власть единолично. Власть делегируется нижестоящим чиновникам, каждый из которых несет ответственность за свою зону. Эта область применения властных функций и есть компетенция. Зоны компетенции разных чиновников должны быть согласованы друг с другом и иногда образуют сети, которые называют «инстанциями». Для решения определенной проблемы задействуются, как правило, несколько бюрократических этажей и подразделений, что и привело к образованию идиомы «пройти по инстанциям». Пересечение компетенции различных ведомств и чиновников рождает конфликты, поэтому для политического класса одним из важнейших условий эффективной деятельности является разграничение полномочий.
Есть и другой подход к бюрократии. Так, Д. Кэлхаун полагал, что основной функцией бюрократии является собирание дани со всех других социальных групп, перераспределение денег в форме сбора налогов и их дальнейшего использования. Он писал: «При всей своей малочисленности государственные служащие и правительственные чиновники образуют ту часть общества, которая является исключительным получателем собираемых налогов. Все собранные налоговые суммы, за вычетом потерь, достаются им в форме расходов или выплат». Для политического класса налоги являются благом, в то время как для всех остальных — бременем. В этом заключено одно из главных классовых противоречий. Налоги, таким образом, являются одним из важнейших властных ресурсов государства, которым распоряжается политический класс. Именно благодаря тому, что государство имеет этот финансовый ресурс, оно может осуществлять вмешательство в дела своих граждан и, собственно, осуществлять власть в подавляющем большинстве случаев.
Электократия - часть политического класса, инкорпорация(пополнение) которой происходит при помощи механизма выборов. Электократа также можно считать чиновником, но чиновником избранным.
Организации, возглавляемые электократами, состоят из бюрократов, и избранный политик, занявший должность в иерархии, сразу же воспринимается аппаратом как начальник, которому надо служить. То есть избранник, заняв после победы на выборах свой пост, превращается в бюрократа для своих подчиненных, оставаясь электократом для прочих властных организаций. Его положение противоречиво: он возглавляет иерархию и подчиняется ее законам, но в то же время не подотчетен ей. Контроль за его деятельностью осуществляют другие организации и, отчасти, его избиратели. Если деятельность электократа неэффективна или выходит за рамки закона, его невозможно уволить, как это было бы с чиновником. Экскорпорация в данном случае связана с процессом импичмента, который обычно имеет столько осложняющих факторов, что реально маловыполним. Поэтому в крайних случаях государство прибегает к уголовному преследованию, истинной целью которого является не столько наказание за проступок, сколько лишение статуса. Электократы, возглавляющие иерархии, практически несменяемы, и к тому же часто пользуются юридической неприкосновенностью, что делает их почти неуязвимыми в течение срока полномочий.
Легислократы -- те, кто инкорпорирован в систему власти не для того, чтобы занять пост в иерархической организации, а для того, чтобы войти в легислатуры-- организации, не имеющими сквозной иерархии: теоретически все депутаты равны и базовый политический капитал каждого из них составляет один голос
Между бюрократией, электократией и легислократией есть различия. Бюрократы — это «оседлое» население государства (могут занимать свои посты сколь угодно долго), а электократы и легислократы — пришельцы, населяющие государственные институты временно( 4–5 лет)
Признание полномочий назначенного чиновника осуществляет его начальник (патрон), в то время как полномочия электократа подтверждается тысячами голосов его избирателей.
Деятельность бюрократа закрыта от общественного контроля и обезличена, в то время как электократы являются публичными политиками.
Номенклатура -- назначение лиц на все социально значимые руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху.
Попасть в привилегированный слой можно было лишь одним известным способом: пионерия - ВЛКСМ - ВПШ - ЦК (облсовет, райсовет, горсовет и т.п.), в элиту также попадали по одному только праву рождения.
Быть в номенклатуре -- обладать большими привилегиями, которые включали спецпайки, спецлечение, спецобслуживание, спецдачи (отличные квартиры, автомашины, бесплатное обслуживание и лучшие южные санатории. Во времена Сталина государственной и партийной элите ежемесячно, кроме высокой зарплаты, выдавались так называемые «конверты», в которых согласно иерархическому ранжиру находились соответствующие суммы денег, не облагаемые никакими налогами, «телефонное право» (телефонный звонок обходил любые законы и был всевластен в продвижении по службе, в судебном процессе, при поступлении в ВУЗ, в получении льгот, квартиры и т.д. Приказ или пожелание, сделанное по телефону, в то время невозможно было сохранить как документ, а невыполнение его грозило серьезными последствиями. Даже за противозаконный, преступный приказ полностью нес ответственность только зависимый исполнитель, а заказчик оставался недоступным для стражей закона).
Советская номенклатурная элита имела иерархию и ступени: 1) руководство страны (Политбюро и Секретариат ЦК КПСС), олицетворявшее законодательную власть; 2) руководители аппарата ЦК КПСС, представлявшие собой исполнительную власть; 3) руководители республиканских и региональных комитетов КПСС; 4) министры; 5) руководители силовых структур; 6) руководители Советов (от Верховного Совета СССР до местных Советов); 7) дипломаты высокого ранга (послы, постоянные представители СССР); 8) руководители профсоюзных, творческих, молодежных союзов.
21. Циркуляция элит. Системы рекрутирования. Проблемы инкорпорации (введение в элиту) и экскорпорации (изгнание из элиты) в элиту
Системы рекрутирования:
Антрепренерская (предпринимательская) система – это открытая система. Отбор кандидатов в элиту осуществляется по сугубо личностным качествам, по способности нравиться людям. Имущественное положение, профессиональная компетентность, уровень и специализация образования кандидата большого значения не имеют. Число фильтров – требований, предъявляемых к кандидату, – ограничено. Предполагается острая конкурентная борьба кандидатов, в которой каждый из них должен проявить высокую активность, изобретательность и находчивость. Отбор кандидатов в элиту (селекция) осуществляется всем взрослым населением страны – поэтому всё оно является селекторатом. Антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.
Система гильдии – это закрытая система рекрутирования политической элиты. Кандидат в элиту медленно, шаг за шагом (иногда – в течение всей жизни) продвигается «вверх» по «ступеням власти». К соискателю предъявляется множество самых разнообразных и сложных требований (фильтров): уровень и специализация образования, профессиональная компетентность, стаж работы (иногда и партийный стаж), опыт работы с людьми, опыт руководящей работы («политический опыт»). Отбор кандидатов в элиту обычно производится из определенных социальных групп или определенных политических партий. В роли селектората выступает узкий круг руководящих работников аппарата (корпорации, партии, движения). В конечном счете такой селекторат в лице очередного кандидата «воспроизводит сам себя» и пополняет свои ряды адекватным этому кругу членом. Гильдейская система рекрутирования консервативна, неконкурентна и несостязательна. В течение длительного времени она воспроизводит один и тот же тип руководителей.
В итоге элита превращается в замкнутую одноликую касту, которая постепенно деградирует, вырождается и вымирает. Однако на известном этапе такая система обеспечивает определенную стабильность и преемственность политического курса. Решения элиты легко предсказуемы, внутриэлитарная конфликтность – снижена (или закамуфлирована внешним «единогласием»).
Особую разновидность гильдейской системы представляет номенклатурная система, получившая распространение в социалистических странах. При этой системе все ключевые государственные посты занимала партийная номенклатура.
В экскорпорации таится немалая опасность — ведь официалы, выдавленные из системы, становятся ее потенциальными врагами и распространителями эзотерической информации (отставники не чувствуют себя обиженными и элита держит их деятельность под контролем).
Процесс инкорпорации элиты 2 главными способами выборы и назначения.
Выборы как механизм элитной инкорпорации.
С помощью назначений пополняются бюрократические иерархии. С помощью выборов происходит делегирование управленческих полномочий индивидам или группам.
Системы рекрутирования политической элиты.
Пополнение элиты новыми членами – рекрутирование. Есть два главных механизма рекрутирования элиты:
Антрепренерская (предпринимательская) система – это открытая система. Отбор кандидатов в элиту осуществляется по сугубо личностным качествам, по способности нравиться людям. Имущественное положение, профессиональная компетентность, уровень и специализация образования кандидата большого значения не имеют. Число фильтров – требований, предъявляемых к кандидату, – ограничено. Предполагается острая конкурентная борьба кандидатов, в которой каждый из них должен проявить высокую активность, изобретательность и находчивость. Отбор кандидатов в элиту (селекция) осуществляется всем взрослым населением страны – поэтому всё оно является селекторатом. Антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.
Система гильдии – это закрытая система рекрутирования политической элиты. Кандидат в элиту медленно, шаг за шагом (иногда – в течение всей жизни) продвигается «вверх» по «ступеням власти». К соискателю предъявляется множество самых разнообразных и сложных требований (фильтров): уровень и специализация образования, профессиональная компетентность, стаж работы (иногда и партийный стаж), опыт работы с людьми, опыт руководящей работы («политический опыт»). Отбор кандидатов в элиту обычно производится из определенных социальных групп или определенных политических партий. В роли селектората выступает узкий круг руководящих работников аппарата (корпорации, партии, движения). В конечном счете такой селекторат в лице очередного кандидата «воспроизводит сам себя» и пополняет свои ряды адекватным этому кругу членом. Гильдейская система рекрутирования консервативна, неконкурентна и несостязательна. В течение длительного времени она воспроизводит один и тот же тип руководителей. В итоге элита превращается в замкнутую одноликую касту, которая постепенно деградирует, вырождается и вымирает. Однако на известном этапе такая система обеспечивает определенную стабильность и преемственность политического курса. Решения элиты легко предсказуемы, внутриэлитарная конфликтность – снижена (или закамуфлирована внешним «единогласием»).
Особую разновидность гильдейской системы представляет номенклатурная система, получившая распространение в социалистических странах. При этой системе все ключевые государственные посты занимала партийная номенклатура.
Закон "циркуляции элиты" (по В Парето): одни возвышаются, а другие идут к упадку.
Автаркической элита закрывается, препятствуя любому вхождению в ее ряды ("эффект крепости"), вторая - инновационная элита открывается для привлечения в свои ряды сторонников, новых полезных членов
Показательно, что циркуляция элит влечет \"циркуляцию идей\", это происходит тогда, когда правящий класс открытый и признает необходимость постоянного обновления Если же общество не имеет достаточно развить их и прочных демократических традиций, закрепленных в праве процедур, которые могут предотвращать злоупотребления властью со стороны политической элиты, то единственной спасительной процедурой здесь выступаетт виступає легитимация - социальный Индикатор целесообразности, добросовестности и ответственности общественного служения политической власти
Легитимации -признание любой политической силы, персоны, действия или факта в политике.
Делегитимация - потеря кредита социального доверия, общественного авторитета и даже отмене приобретенного политического статуса
22. Современные элиты на постсоветском пространстве, специфика их формирования и циркуляции. Особенности белорусской политической элиты