Основные направления и средства правового воспитания
Правовое воспитание может иметь непосредственные и косвенные направления. Так, непосредственное направление означает влияние «государство – гражданин», «государство – общественное учреждение – гражданин» с целью пропаганды правовых знаний через публичные обращения государственных и партийных руководителей к населению, в процессе организации и проведения выборов и референдумов. Сюда можно отнести обучение в юридических вузах и колледжах, на курсах повышения квалификации и переподготовки. Оно может осуществляться как более широкое правовое просвещение через воздействие СМИ, социальную рекламу. Важным моментом остается совмещение правового просвещения с практическим участием в общественной деятельности в качестве депутатов, народных, присяжных, арбитражных заседателей, общественных защитников, членов общественных комиссий при органах государственной власти и местного самоуправления.
С косвенными направлениями воспитания тесно связано действие на людей социальной среды – их окружения, влияние организаций, общей атмосферы отношения общества к праву. Как фрагмент социальной среды влияет участие граждан в общественных объединениях и политических партиях, правозащитных организациях. Негативно влияет распространенность в обществе правого нигилизма и инфантилизма, а также правового цинизма, уровень распространения социальных отклонений (девиации) и преступности. Этот вопрос изучают также криминологи и социологи. В частности А.И.Долгова, отмечает противостояние и взаимопроникновение двух частей общества: легалисткого и криминального. Чем шире влияние второго, тем более социальная среда поражена социальными отклонениями и тем труднее вести правовое воспитание.
При косвенном правовом воспитании правовое воздействие является побочным, рассредоточено по многим субъектам, осуществляется в процессе, например общего и высшего неюридического образования, семейного и трудового воспитания, когда государство воздействует на сознание людей через общественные институты. Важное значение в таком воспитании играет семья, начиная с разъяснения обязанностей и прав детей и родителей и, заканчивая разъяснением вопросов политики и государства.
Немало могут сделать в этом плане и трудовые коллективы. В советский период трудовые коллективы активно участвовали в товарищеских судах, использовали для правового воспитания, трудовой дисциплины стенгазеты, газеты-многотиражки, общие собрания коллективов, советы трудового коллектива, партийные, профсоюзные, комсомольские собрания, обеспечивали участие работников в судебных процессах в качестве народных заседателей. Все эти институты участия, несмотря на определенный формализм, тем не менее, оказывали определенное воздействие на сознание людей, способствуя правовому воспитанию.
В современной России появляются новые сферы, в которых происходит прямое и косвенное правовое воспитание воздействие права на сознание людей: активнее идет правозащитная работа, население чаще обращается в суды, в сфере предпринимательства контрагенты интенсивно овладевают правовыми знаниями, прибегают к помощи арбитражных и третейских судов, потребители чаще обращаются с рекламациями (претензиями) на товары. Сама субъективная востребованность правовых знаний возрастает. Но в то же время эта востребованность не принимает массовый характер, поскольку блокируется многими дефектами социальной среды, распространенностью правового цинизма, коррупции среди государственных служащих, судей, работников правоохранительных органов.
Таким образом, к средствам правового воспитания можно отнести правовую пропаганду, правовое обучение, юридическую практику и самовоспитание.
Тема 26