Основные направления, средства и принципы воспитания

На современном этапе развития психологической науки единой общепринятой теории личности не существует.

Представитель бихевиоризма Б.Скинер понимал личность как «набор форм поведение» (реакций, приобретенных посредством научения). Б.Скинет, считал, что многие люди выглядят невоспитанными просто потому, что не умеют, не знают, как строить беседу, проявлять доброжелательность, отнять неразумные просьбы, выражать свои эмоции. Это мешает им достигать успеха, снижает самооценку, вызывает чувство тревоги. В отечественной психологии такой взгляд на воспитание не разделяется.

Представители социально-когнитивной теории (А.Бандура и др.) видят сущность личности в рациональности. Все методы воздействия на личность основываются на познании нового и размышлении. Путь к построению адекватного поведения человека лежит через самоконтроль и тщательное планирование взаимодействия человека с его окружением. В практической воспитательной работе отдельные методы социально-когнитивного направления эффективно используются для преодоления вредных привычек (например, курения, переедания) и формирования полезных (например, правильного общения, занятий спортом).

В гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) проблемы воспитания личности занимают центральное место.

Основными принципами воспитания являются:

- непринятие прямых воздействий на личность;

- отсутствие у воспитателя права решать, каким человеку быть и как ему поступать;

- принятие человека таким, каков он есть, без прямых оценок и наставлений;

- неизменно уважительное отношение к личности воспитуемых. Но воспитатель не остается пассивным. Он не скрывает оценочное отношение к тому или иному выбору, но каждому человеку представляется право на собственную оценку и собственный выбор.

Принципы гуманистической психологии были с пониманием восприняты отечественными психологами и оказали сильное влияние на формирование личностно-ориентированного подхода к воспитанию, который был противопоставлен учебно-дисциплинарному, характеру для традиционной системы образования.

Личностно-ориентированнный подход к воспитанию направлен на максимальное содействие воспитателя становлению и развитию личности учащихся, обеспечению их личностного роста. Общение и совместная деятельность строятся на принципе понимания, принятия каждого ученика и оказания ему в случае необходимости психологической поддержки. Организация реального воспитательного процесса осуществляется с помощью системы средств и методов.

Средства воспитания – это педагогические воздействия воспитателя на учащихся, осуществляемые с целью формирования желаемых форм поведения и качеств личности. Поскольку знание нравственных норм составляет первооснову воспитания, в воспитательный процесс включены методы нравственного просвещения, формирующие у ребенка представления о том, каким нужно быть, что такое добро и зло, как следует поступать в той или иной ситуации. Основными методами нравственного просвещения являются убеждение, объяснение, беседа, рассказ, а также грамотное использование литературы и искусства.

Начиная с младшего школьного возраста ребенка необходимо включать в социально-полезные виды деятельности. Д.И.Фельдштейн в лонгитюдном исследовании воспитания детей и подростков показал, что универсальным средством становления нравственной личности является социально-значимый труд, участие в котором формирует у детей активную жизненную позиции. В зависимости от возраста и степени участия в трудовой и других видах общественно-полезной деятельности их влияние на ребенка может быть различным. Однако оно всегда имеет место, формируя моральные, коммуникативные и волевые черты характера школьников.

Воспитание личности учащихся осуществляется по преимуществу в учебных коллективах. Основы теории и практики коллективного воспитания заложил А.С.Макаренко. В коллективе ребенок развивается в условиях стремления к достижению общих целей, адекватных мотивам общественно-полезной совместной деятельности; включаясь в широкую систему деловых и межличностных взаимоотношений.

По данным Д.И.Фельдштейна, влияние коллектива на формирование личности ребенка оказывается максимально позитивным в процессе целенаправленной организации детских коллективов с учетом возраста детей и рационального соотношения коллективных форм деятельности и возможностей для самодеятельности и индивидуального творчества. Большое значение имеет и стадия развития коллектива как малой группы.

А.В.Петровский показал, что освоение социального смысла коллективной деятельности происходит по мере развития межличностных отношений от непосредственной, межличностной зависимости к отношениям, опосредованным ее содержанием и ценностями.

Большое значение в процессе воспитания имеет формирование полезных привычек. Если привычка у ребенка сформирована, он будет поступать соответствующим образом просто потому, что иначе не может. Отличие привычки от навыка и умения заключается в том, что выполнение привычного действия всегда доставляет человеку удовольствие.

В процессе воспитания часто приходится искоренять вредные привычки, причины возникновения которых могут быть различными. Исправлять вредные привычки достаточно трудно. Избавление от них требует значительного времени и терпения со стороны воспитателя, правильной организации деятельности и формируемого жизненного опыта детей, опоры на их положительные качества и хорошие привычки. Позитивное влияние здесь может оказать обращение к подсознанию посредством внушения. В этом случае воспитательная задача решается путем непосредственного эмоционального воздействия на ребенка через яркое для него впечатление, интересный рассказ, юмор или мягкую иронию

В воспитательном процессе традиционно используются методы поощрения и наказания. Чтобы они приносили детям пользу не следует делать эти методы главными. Поощрения должны в целом преобладать над наказаниями, для которых недопустима жестокость, унижение. Категорически нельзя применять к детям физические наказания.

Основные общеметодологические принципы:

- включение детей на всех этапах их развития в различные социальнозначимые виды деятельности

- опора на коллектив и использование его позитивного влияния для повышения эффективности воспитательных воздействий

- адекватное соотношение в процессе воспитания вербальных и действенных методов

- избегание формализма и неискренности в отношениях с воспитанниками

- учет индивидуальных особенностей, ведущей мотивации и интересов учащихся

- применение воспитательных средств на фоне положительного отношения к ребенку, стремления его понять и готовности оказать ему психологическую поддержку.

Не существует ни готовых схем, ни рецептов, однозначно указывающих, какой метод следует применить. Соответственно, их выбор требует от воспитателя глубокого анализа и понимания психологических особенностей ребенка, преодоления штампов и стереотипов в оценке его поведения и личности, постоянного поиска и творчества, душевной сопричастности.

Наши рекомендации