Сотрудничество с международными организациями.

Экономический рост в 2004 году в 5,6 % подтвердил наметившуюся тенденцию на укрепление макроэкономической стабильности в стране. При этом данный рост был достигнут в основном за счет увеличения таких существенных макроэкономических факторов как экспорт, импорт и инвестиции, а не за счет потребительского рынка как было в предыдущие годы. В январе 2005 года в Джакарте состоялось очередное, 14-е заседание Консультативной группы по Индонезии (КГИ) с участием представителей ведущих стран-доноров и международных финансовых организаций, а также членов «экономического блока» правительства республики. Впервые заседание проходило под председательством Индонезии (обычно под руководством Всемирного Банка). По итогам заседания было принято решение о выделении РИ на 2005 год финансовой помощи в объеме 3,4 млрд. долларов США. Из них 2,8 млрд. долларов предоставляется на покрытие бюджетного дефицита, который, по предварительным оценкам, составит от 0,7 до 1,0 % от ВВП (0,9 млрд. долларов – на реализацию программ развития, 1,9 млрд. долларов - на выполнение конкретных проектов, 600 млн. долларов – во внебюджетные фонды). Прошедшее заседание не обошло стороной ужасную трагедию, которая постигла индонезийский народ. Руководству Индонезии было выделено 1,7 млрд. долларов в виде особой помощи, направленной на ликвидацию последствий природной катастрофы и восстановление пострадавших провинций Аче и Северная Суматра, причем 1,2 млрд. долларов было выделено в виде безвозмездной помощи, 500 млн. – в качестве практически беспроцентного кредита. При этом наиболее крупные суммы предоставили Всемирный банк (730 млн. долларов), Япония (715 млн. долларов) и Азиатский банк развития (650 млн. долларов). Одобренный КГИ на 2005 год объем помощи оказался приблизительно равен показателям предыдущего года 3,4 млрд. долларов (вместе с помощью на ликвидацию последствий стихийного бедствия составил 5,1 млрд. долларов).

Индонезийские эксперты полагают, что сейчас в стране сложилась благоприятная ситуация для качественно нового этапа в развитии экономики, который может не только обеспечить планируемый экономический рост в 6,5 % на текущий год, но и заложить основу для поддержания подобного темпа и в последующие годы.

К позитивным моментам также можно отнести состоявшееся 9-11 февраля 2005 года в Париже заседание международной рабочей группы по финансовым операциям (FATF), на котором было принято решение об исключении Индонезии из «черного» списка государств и территорий, отказывающихся от сотрудничества в борьбе с «отмыванием» денег. В министерстве финансов обоснованно полагают, что данное решение явилось закономерным результатом подготовительных шагов, предпринятых руководством страны. К ним относят ратификацию закона «О борьбе с «отмыванием» денег; создание и активную работу Центра учета и анализа финансовых операций (РРАТК); начало формирования юридической базы сотрудничества Индонезии и FATF и вовлечения в этот процесс всех заинтересованных ведомств и организаций. В целях создания позитивного имиджа Республики Индонезия президентом страны для проведения консультативных встреч в США, Японию, Францию, Великобританию и Австралию были направлены специальные представители правительства. По мнению экспертов Центра учета и анализа финансовых операций, исключение Индонезии из «черного» списка должно повлиять на повышение кредитного рейтинга страны мировыми агентствами, что, как следствие, послужит сигналом для потенциальных инвесторов. Кроме того, принятое решение снимает проблемы введения дополнительных страховых выплат при расчетах индонезийских банков и фирм с иностранными компаниями и финансовыми учреждениями; замораживания корреспондентских счетов и связей местных банков с зарубежными партнерами в странах-членах Рабочей группы.

Индонезия является участником более 70 международных организаций:

1. Организация по международной торговле

2. Всемирная организация по туризму

3. Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности (ВОИС)

4. Всемирная федерация профсоюзов (ВФП)

5. Всемирная конфедерация труда (ВКТ)

6. Организация объединенных наций по промышленному развитию

7. Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

8. Организация Объединенных Наций (ООН)

9. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

10. Национальная ассоциация промышленников (НАП)

11. Международная организация по стандартизации

12. Международная организация по вопросам переселения (миграции)

13. Международный валютный фонд (МВФ)

14. Международная организация труда, МОТ (ООН)

15. Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, МФСР)

16. Исламский банк развития

17. Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП)

18. Международная торговая палата (МТП)

19. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

20. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

21. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество

22. Азиатский банк развития

23. Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО)

24. Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО)

25. Среди стран АСЕАН крупнейшими торговыми партнерами Индонезии в 2004 году и в первой половине 2005 года являлись Сингапур (в 2004 году товарооборот двух стран превысил 12 млрд.долл.США), Малайзия (4,7 млрд.), Филиппины (1,4 млрд.) и Вьетнам (1,0 млрд.долл.).

Что же касается свободных экономических зон, то в настоящее время в Индонезии наибольшее распространение получают экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение новой более высокой степени индустриализации экономики; включение страны в международное разделение труда, мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом. В этой связи СЭЗ становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на исторически обозримый (20-30 лет) период.

26. Свободные экономические зоны имеют существенные различия в размерах занимаемой ими территории. Так, по данным Института мировой экономики, общая площадь каждой СЭЗ в Азии составляет от 10,5 га, тогда как в Джакарте до 425 га.

27. Индонезия подписала соглашения об избежании двойного налогообложения с такими странами, как:
Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария , Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Индия, Иордан, Италия, Канада, Кувейт, Люксембург, Маврикий, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Польша, Сейшельские острова, Сингапур, Сирия, США, Таиланд, Тайвань, Тунис, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Япония.

Наши рекомендации