Тема 14. россия как часть глобального мира: актуальные проблемы международных отношений 1990-х годов.
1. Новые геополитические условия как причина формирования российского внешнеполитического курса.
2. Концепция внешней политики России 1993 года.
3. Направления и реализация внешней политики РФ.
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Российская Федерация правопреемница СССР на международной арене. Основные факторы, обусловившие изменения политической структуры мира в конце XX столетия. Множественность участников международных отношений (государство, международные организации, НПО, ТНИ и т.п.). Влияние новых технологий на перестройку политической структуры мира. Развитие тенденций к демократизации, интеграции и регионализации мира, неравномерности мирового развития. Плюсы и минусы экономической глобализации, роль основных международных организаций и степень их влияния на мировые процессы, проблема миграции, сложность демографических процессов, экологическую безопасность.
Основные политические задачи, сформулированные в концепции внешней политики России, принятой в 1993 году. Конституционные полномочия различных ветвей власти по реализации основных направлений внешней политики, порядок принятия решений, конституционные механизмы их осуществления.
Россия и страны Запада. Путь в Большую Европу». «Концепция партнерства» А.В. Козырева. Концепция «многополярного мира» Е.М. Примакова. Россия и США, Россия и Европа, Россия и НАТО. Политический диалог по проблеме расширения НАТО на восток. Подписание договора об особом партнерстве России с НАТО. Россия и страны Востока. Дистанцирование внешней политики России от США и Европы, переориентация ее на роль ведущей евроазиатской державы. Россия и Балканский кризис. Б.Н. Ельцин как дипломат. «Партнерство во имя мира». Противоречия в связи с расширением НАТО и Косовским конфликтом. Отношения России и США. Динамика их развития.
Практические задания к теме 14.
Задание 1. Ролевая игра «Россия перед лицом современных глобальных вызовов и угроз»
По образцу международных моделей ООН смоделировать участие Российской Федерации в работе ЭКОСОС и ЮНЕСКО по основным проблемам современности.
Задание 2. Проанализировать аспекты международно-правовой преемственности России и Советского Союза, сопоставимость затрат и преференций. Проследить изменение конфигурации мирового политического пространства, роли его акторов.
Задание 3. Определите основные вызовы и угрозы, стоявшие перед Российской Федерацией в первой половине 1990-х годов и пути их минимизации.
Задание 4.Круглый стол «Россия и мир в 1990-е годы»
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Россия и постсоветское пространство: специфика интеграционной эволюции.
2. Россия и «Запад»: от Козырева до Примакова.
3. Российская бюрократия и мировые политические системы: дифференциация стратегической и ментальной привлекательности.
Рекомендованная литература к теме 14
Концепция внешней политики РФ. Формирование и реализация внешней политики РФ. www.businesspravo.ru/Dokum/DokumShow_DokumLD_16974.html.
Концепция национальной безопасности РФ // www.iss/niiit/doktrins/doktr05.htm.
Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000) / Русский Национальный Фонд. М., 2001.
Олбрайт М. Религия и мировая политика. М., 2007.
Шемякин Я.Г. Россия в Западном восприятии (специфика образов «пограничных» цивилизаций) // ОИС. 2008. № 1.
Шепова Н. ООН и некоторые проблемы регионального миротворчества // МЭМО. 2008. № 6.
Россия и Центрально-Восточная Европа: трансформации в конце XX - начале XXI века. В 2 т. / Ин-т междунар. экон. и полит, исследований РАН. - М.: Наука, 2005
Krupnick C. Almost NATO: Partners and Players in Central and Eastern European Security. - MD, Rowman & Littlefield Publishers. - 2003.
Barany Zoltan D. The Future of NATO Expansion: Four Case Studies - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003.
Шишелина Л.Н. Европейский Союз и Восточная Европа / Ин-т междунар. экон. и полит, исследований РАН. - М., 2005.
Яжборовская И.С. Глобализация и опыт трансформации в странах Центрально- и Юго- Восточной Европы. М., 2008.
Тэлботт С. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии М., 2003.
Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора // http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm?selectedLocale=ru
Заседание в Кремле по поводу Косовского кризиса // https://www.youtube.com/watch?v=8iW509ocCrY
Ридер к теме 14
Кэмп-Дэвидская декларация президентов России и США (1 февраля 1992 г.)
<…> по завершении данной исторической встречи между американским президентом и президентом новой, демократической России мы, руководители двух великих народов и стран, договорились о том, что в основе отношений между Россией и Америкой должны лежать следующие принципы:
Во-первых, Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе.
Во-вторых, мы будем добиваться устранения всех остатков враждебности периода холодной войны, включая шаги по сокращению своих стратегических арсеналов.
В-третьих, мы будем делать все от нас зависящее для содействия взаимному благополучию наших народов и максимального расширения связей, объединяющих в настоящее время наши народы.
Открытость и терпимость должны быть отличительными чертами отношений между нашими народами и правительствами.
В-четвертых, мы будем активно содействовать свободной торговле, капиталовложениям и экономическому сотрудничеству между нашими странами.
В-пятых, мы будем прилагать все усилия в поддержку дела утверждения наших общих демократических ценностей, верховенства права, уважения прав человека, включая права меньшинств, уважения границ, мирных перемен во всем мире.
В-шестых, мы будем совместно активно работать в целях:
– предотвращения распространения оружия массового поражения и связанных с ним технологий, а также сдерживания распространения современных обычных вооружений на основе подлежащих согласованию принципов;
– урегулирования региональных конфликтов мирными средствами;
– противодействия терроризму, борьбы с торговлей наркотиками и предотвращения ухудшения окружающей среды.
Принимая сегодня эти принципы, Соединенные Штаты и Россия открывают новую эпоху в своих отношениях. В этой новой эпохе мы стремимся к миру, прочному миру, в основе которого лежали бы непреходящие общие ценности. Она может стать эпохой мира и дружбы, дающей надежду не только нашим народам, но и народам всего мира. Ибо в то время, как конфликт между нами способствовал тому, что мир был расколот на протяжении целого поколения, сейчас же, работая с другими странами и друг с другом, мы можем помочь объединить планету, благодаря нашей дружбе – новому союзу партнеров, борющихся против стоящих перед нами общих опасностей.
Из «Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации» от 23 апреля 1993 года
Целью внешней политики Российской Федерации является создание максимально благоприятных внешних условий для обеспечения надежности, безопасности и развития страны, успешного осуществления демократических преобразований и экономических реформ, реализации и зашиты интересов личности, общества и государства.Главным содержанием внешней политики Российской Федерации должны стать:– ее активное, и полноправное участие в качестве великой державы в создании такого миропорядка, который реально основывался бы на принципах всеобщей безопасности, уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности государств, демократического выбора, соблюдения международных обязательств, защиты прав человека, взаимовыгодного экономического сотрудничества. В формирующейся системе международных отношений российская внешняя политика призвана обеспечить стране такое место, которое в наибольшей степени соответствовало бы ее геополитической значимости, экономическому и интеллектуальному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим интересам;– налаживание устойчивых позитивных взаимоотношений со странами «ближнего зарубежья» в целях преодоления дестабилизирующих дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, обеспечения здесь приоритетных военно-политических и экономических интересов России.
К жизненно важным интересам Российской Федерации относятся:– обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности, предотвращение дезинтеграции Российской Федерации;– поддержание стабильности на территории Российской Федерации при укреплении ее конституционного строя;– обеспечение надежной зашиты от любых форм внешних угроз на основе поддержания необходимого оборонного потенциала России и построения стабильной системы международных отношений;– преодоление внутреннего кризиса в России путем глубоких социально-экономических и политических преобразований;– обеспечение устойчивого развития экономики и достойного уровня жизни населения, в том числе через полноправное участие Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей;– максимальное сохранение и развитие на новой основе экономических политических, военных, культурных и иных связей между бывшими союзным республиками;– реализация прав и интересов национальных меньшинств – представителей народов Российской Федерации в бывших союзных республиках;– обеспечение прав и интересов граждан и организаций Российской Федерации за рубежом;– поддержание нормальных экологических условий жизнедеятельности общества. В складывающейся новой системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию на ход дел в мире, и по связанной с этим ответственности. Возможности Российской Федерации оказывать влияние на ход событий в мире будут расширяться при условии успешного продвижения страны по пути социальных и экономических реформ. В политической сфере к числу угроз жизненно важным интересам Российской Федерации относятся: – действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, в том числе с использованием межэтнических и межконфессиональных противоречий;– выдвижение некоторыми государствами территориальных претензий. Российской Федерации, используя в отдельных случаях ссылки на отсутствие четкого договорно-правового оформления границ;– действия, направленные на подрыв интеграционных процессов в СНГ;– действия, преследующие цель ослабления связей Российской Федерации с бывшими республиками СССР, со странами Восточной Европы, а также с другими государствами в районах традиционного сотрудничества;– возможность распада государственных структур власти в сопредельных странах или легализации криминальных структур в качестве новых государственных образований;– нарушения прав и свобод человека и вооруженные конфликты в сопредельных государствах, приводящие к нарастанию напряженности, в том числе в отдельных районах России, и неуправляемым миграционным процессам;– действия, направленные на подрыв роли Российской Федерации в решении ключевых международных проблем и деятельности международных организаций.
В экономической области главная опасность связана с тем, что позитивный и необходимый процесс «открытия» российской экономики может сопровождаться ослаблением экономической самостоятельности Российской Федерации, деградацией ее технологического и промышленного потенциала, закреплением топливно-сырьевой специализации в мировой экономике. С одной стороны, это связано с глубоким экономическим кризисом в Российской Федерации, с малоэффективной системой государственной зашиты экономических интересов страны, с неблагоприятным инвестиционным климатом и т. д. С другой стороны, эта опасность усугубляется и рядом внешних факторов:– попытками ограничения присутствия России на ряде зарубежных рынков, а также ее вытеснения с таких рынков;– сохраняющимися ограничениями на доступ Российской Федерации к передовой технологии;– неконтролируемым вывозом капитала и отдельных стратегически важных сырьевых товаров за пределы Российской Федерации; – наличием препятствий для полноправного участия Российской Федерации в международных механизмах финансово-экономического и торгового регулирования;– неурегулированностью торгово-экономических отношений бывших союзных республик с Российской Федерацией.
Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора 27 May. 1997
Российская Федерация, с одной стороны, и Организация Североатлантического договора и ее государства-члены, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Россия и НАТО, на основе твердого обязательства, принятого на высшем политическом уровне, будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве.
Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО является преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Настоящим Актом подтверждается их решимость наполнить конкретным содержанием общее обязательство России и НАТО по созданию стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех ее народов. Принятие этого обязательства на высшем политическом уровне является началом фундаментально новых отношений между Россией и НАТО. Они намерены развивать на основе общих интересов, взаимности и транспарентности прочное, стабильное и долговременное партнерство.
Настоящий Акт определяет цели и механизм консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО.
НАТО осуществляет глубокую трансформацию - процесс, который будет продолжен. В 1991 году альянс пересмотрел свою стратегическую доктрину, чтобы учесть новую ситуацию в области европейской безопасности. Соответственно, НАТО существенно сократила и продолжает адаптацию своих обычных и ядерных сил. Сохраняя потенциал для выполнения обязательств по Вашингтонскому договору, НАТО расширила и будет далее расширять свои политические функции и приступила к новым миссиям в сфере миротворчества и урегулирования кризисов в поддержку Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как в Боснии и Герцеговине, чтобы ответить на новые вызовы безопасности в тесном взаимодействии с другими странами и международными организациями. НАТО находится в процессе разработки концепции "Европейской составляющей в области безопасности и обороны" в рамках альянса. Она будет развивать и далее широкое и динамичное сотрудничество с государствами-участниками ОБСЕ, в частности, через "Партнерство ради мира", и работает со странами-партнерами над инициативой по созданию Совета Евроатлантического партнерства. Государства-члены НАТО приняли решение рассмотреть стратегическую концепцию НАТО с тем, чтобы обеспечить ее полное соответствие новой ситуации в сфере европейской безопасности и новым вызовам.
Россия продолжает построение демократического общества и осуществление своей политической и экономической транформации. Она развивает концепцию своей национальной безопасности и пересматривает свою военную доктрину с тем, чтобы обеспечить их полное соответствие новым реалиям в сфере безопасности. Россия предприняла глубокие сокращения своих вооруженных сил, осуществила беспрецедентный по масштабам вывод своих войск из государств Центральной и Восточной Европы и Прибалтики, вывела все ядерные вооружения в пределы своей национальной территории. Россия привержена дальнейшему сокращению своих обычных и ядерных сил. Она принимает активное участие в осуществлении миротворческих операций в поддержку ООН и ОБСЕ, а также в урегулировании кризисных ситуаций в различных районах мира. Россия вносит свой вклад в многонациональные силы в Боснии и Герцеговине.
I. Принципы
Исходя из принципа неделимости безопасности всех государств евроатлантического сообщества, Россия и НАТО будут совместно работать с тем, чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности, основанной на приверженности общим ценностям, обязательствам и нормам поведения в интересах всех государств.
Россия и НАТО будут содействовать укреплению ОБСЕ, включая дальнейшее развитие ее роли в качестве основного инструмента превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов, постконфликтного восстановления и регионального сотрудничества в области безопасности, а также укреплению ее оперативных возможностей по осуществлению этих задач. ОБСЕ в качестве единственной общеевропейской организации безопасности играет ключевую роль в поддержании европейского мира и стабильности. Укрепляя ОБСЕ, Россия и НАТО будут сотрудничать в целях предотвращения любой возможности возврата к Европе раскола и конфронтации или к изоляции любого государства.