Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира.

Развитие как философская проблема.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Диалектика, ее исторические формы и альтернативы.

Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа: 1. Стихийная диалектика древних(Гераклит, Сократ, Зинон, Парменид). 2. Диалектика немецкой классической философии. У истоков диалектического мышления стои Кант. Оформление диалектики в с-му понятий, законов и категорий происходит у Гегеля. 3. материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Диалектике был придан универсальный статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная-о развитии мира. Субъективная:а).отражение объективной диалектики в мышлении;б)специфические законы человеческого мышления;в)теория диалектики. Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная-представлена разработкой отдельных диалектич.идей и закономерностей(Сократ). Негативная0отрицание истинности и сущности всего того, что содержит в себе внутреннее противоречие (Парменид, Зинон). Альтернативы диалектики. Не сущ. Альтернатив объективной диалектики, но сущ. Альтернативы субъективной.1). Догматизм_ ставит под сомнение относительность человеческих знаний.2).Релятивизм- абсолютизирует относительность знаний.3). Скептитизм-абсолютизирует неполноту знаний. В последнее время в качестве альтернативы диалектики рассматривается синергетика. Центральные понятия в синергетике:неустойчивость, нелинейность, неравномерность, открытость, альтернативность, хаос, порядок, случайность.

Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира.

Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой(основоположники Г.Хакен и И. Пригожин), - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем.

Глобальный эволюционизм -результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биоло­гии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосфе­ры и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласноИ. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:

• Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;

• эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и умень­шения их стабильности;

• во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

17. Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

Понятие природы является одним из наиболее обобщенных философских понятий. Предельно широкое значения термина природы- это все сущее, весь мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом значении понятие природа совпадает с такими научными понятиями, как бытие, реальность, космос. Узкое значение термина природы – естественная среда обитания человека, так называемое малая природа. В современной философии существует и широкое, и узкое понимание природы- малая и большая природа взаимосвязаны. Широкое распространение получили и размытые определения природы: природа- дом человечества и др.. Образы природы: В рамках Античной философиидля обозначения природы вводилось понятие физис . Физис понимается как : 1) сущее как таковое; 2) внутренняя сущность предмета.

В Новое время происходит существенное трансформация понятия природы. Получают развитие новые значения.Природа становится объектом естественных наук. Физис преображается в натуру. Натура- естественное бытие природных явлений. Сегодня все способы понимания природы принимаются как правомерные и равнозначные. К старым трактовкам природы присоединяется понимание природы как искусственное и естественная среда обитания человека. В современной философии выделяются 3 исторических типа взаимодействия человека и природы:мифологический (подчинение человека природе); научно – технологический ( господства человека над природой); диалогический ( гармония человека природы).Этому типу соответствует свой тип философии- социально-экологический.

ТЕХНОСФЕРА

Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия человека. Понянтие "разумный” сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. Не забудем и о том, что она была и основой познания. Не следует преувеличивать значение марксистской теории - она была не столько причиной подобных представлений, сколько симптомом.

ЭП - отражает расточительное отн-ие чел-ка к природе. Зависимость чел-ка от природы $ всегда, но изм-сь диалектически. С одной ст., чел-к повышал свою защищенность от стихии, с др. ст., тенденции возрастания зав-ти чел-ка от природы. Взаимодействие чел-ка и природы, общ-ва и среды обитания в рез-те бурного роста пром. поиз-ва, к-рое опирается на многоотходные технологии, достигло крит. точки. ? о $ чел-ва®исчерпание ресурсов и загрязнение среды - противоречия во взаимоотношении - экологическая проблема. Взаимодействие носит исторический хар-р. 2 позиции: Бэкон - природа предназначена для чел-ка - природа -мастерская, а чел-к в ней работник; Руссо - Гармония отн-ий чел-ка и природы. Чел-к часть природы, ее дитя. Он д. отн-ся к природе как дитя к матери. 1ая победила, т.к. соотв-ла кап. общ-ву. Негативные последствия - сер. 19в. - эрозия почв, уничтожение отд. видов животных и растений.

Какую роль играет природа в соц. прогрессе? Монтескье - природа - гл. ф-р, чел. цив-ция зародилась в р-нах с благоприятным климатом. Географич. детерминизм: преувеличение роли прир. ф-ров®геополтика - 2 аспекта - теор. и практ. - Т.: геогр. Условия страны - гл. ф-р, опр. внутр. и внеш. политику - захватническая.

Природа разрушена - болезни - нарушение генотипа - накопление негатив. мутаций. Путь решения - изм-ие типа цив-ции.

18. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

Антропогенез - процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Поскольку возникновение физичес­кого типа человека происходило одновременно с образованием общества как надприродной системы связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза.

На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплек­сом наук, где исследования строятся'ттреимущественно на анализегоминидной триады,под которой понимаются генетически закреп­ленные признаки, составляющие специфику человечества как био­логического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.

Статус этой проблемы в философии определяется тем, что ре­шение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские и эво­люционные.

Креационизм рассматривает чело­века как продукт специального божественного творчества, вы­сшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъес­тественных сил, Бога.

В качестве современных модификаций креационизма высту­пают популярные сегодня уфологические концепции антропогене­за), объясняющие возникновение человека участием внеземного разума. Также, как и в классическом креа­ционизме, акцент делается не на естественной эволюции челове­ка из природы, а на чудесном вмешательстве высших сил в этот процесс.

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми.

Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства.

19. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни и предназначение человека. Идеал всесторонне развитого человека.

Чел.-единственное существо, кот.осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о смысле и цели жизни. Осознавая, что не вечен,чел.начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти.И вполне понятно, что эта тема важнейшая для каждого человека занимает в важнейшее место во всей культуре человечества.Поисками ответа на этот вопрос зан-лась и зан-тся мифология и различные религиозные учения,и искусство,и различные направления ф-ии.Смерть - завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной, духовной жизни.

Наши рекомендации