Слово агитатора, №4, 1989 г
В последние годы это слово так часто произносят, что начал забываться главный его смысл. Теперь все чаще при слове «память» вспоминаются либо помпезные музеи, либо дорогостоящие обелиски и мемориалы. Дошло до того, что стараниями кучки антисемитов это святое слово стало символизировать самые реакционные силы современного общества. Стали подозрительно относиться даже к поисковым группам с тем же названием - не та ли самая «Память»?
Подобная участь постигла и крик души Ольги Берггольц «Никто не забыт», ставший расхожим лозунгом. Чего стоит этот повторяемый на всех митингах у Вечного огня лозунг, если нам до сих пор не известны миллионы имен погибших на полях сражений и в концлагерях, большинство из которых до сих пор не имеет даже своей могилы. Что значит «не забыт», если преданы забвению судьбы дивизий, армий, фронтов, сражавшихся в окружении, и нам до сих пор ничего не известно даже о целых боевых операциях Великой Отечественной войны?
Вернуть слову «память» первоначальный, смысл - главная задача, которую вот уже более 20 лет выполняют поколения бойцов «Снежного десанта» Казанского университета...
Будни «десантников» - это не только и не столько экспедиции в Новгородскую обл., которые совершаются два раза в год. Подобную работу казанские студенты ведут в Калининской и Смоленской областях. Средства на походы зарабатывают в стройотрядах.
В последнее время все шире ведется поиск захоронений земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной. Выписывая в военкоматах европейской части страны данные о воинах из Татарии, десантники закладывают основу будущей республиканской книги «Память». Заветная мечта - свести в одну книгу адреса захоронений всех солдат, мобилизованных из Татарии.
Но это - в недалеком будущем. А сейчас все мысли бойцов «Снежного десанта» - о создании методического центра по подготовке поисковых групп, по развитию этой нужной работы не только в республике, но и за ее пределами. Насколько это важно - свидетельствуют сотни писем, приходящих в штаб «десанта» со всех уголков страны. Пишут не только родные, разыскивающие пропавших без вести солдат, обращаются за помощью новые поисковые группы, музеи и даже Советы ветеранов.
Можно сказать, что работу свою методический центр уже начал. Недавно стал принимать первых посетителей видеосалон, показывающий всем желающим программы о поиске в Долине смерти, о трагической судьбе 2-й Ударной армии, об обороне Ленинграда. Организован салон с помощью Молодежного инициативного центра при Казанском горкоме ВЛКСМ. Его цель - не только пропагандировать поисковую работу, но и финансировать новые экспедиции. На походы, экипировку, работу в музеях и архивах студенческих стипендий не хватает. Взять на себя расходы на продолжение поисковой работы в нескольких областях страны по захоронению останков солдат, восстановлению фамилий погибших не в силах даже ЦК ВЛКСМ. Приходится обходиться минимумом.
Вся надежда у ребят только на себя. Ну да к этому им не привыкать. В таком положении были многие бойцы «Снежного десанта» университета. Так уж повелось в России, что святое дело - восстановление Памяти - всегда было бескорыстным. Эта кропотливая работа - удел единомышленников, не помышляющих о материальных или даже моральных дивидендах. Между тем, требует она немало времени и сил. Ведь речь идет не о кампаниях по случаю очередной даты, а восстановлении многочисленных имен, фактов, событий. Понятие «Память» становится конкретным.
ПАМЯТЬ НА ХОЗРАСЧЕТЕ
Г.
В наше время ориентации на рыночные отношения идет полная переоценка ценностей. Цена появляется практически у всех сфер деятельности человека. Мы учимся реально оценивать здравоохранение, культуру, науку. Но как быть с такими понятиями, которые пересчитывать на деньги просто аморально? Имею в виду прежде всего возвращение долга Памяти.
Вот уже два десятка лет ведут студенты Казани, бойцы «Снежного десанта» поисковую работу. Об экспедициях «десанта» в Новгородскую, Мурманскую области жители Татарии слышали сравнительно много. Найдено и захоронено в братских могилах около 10 000 бойцов Волховского и других фронтов, чьи останки оставались лежать в местах сражений. Более 20 солдат среди опознанных по медальонам и надписям на личных вещах оказались нашими земляками – из Татарии.
Еще более кропотливая масштабная работа поисковиков – помощь в создании книги Памяти Татарстана. Если поначалу планировалась лишь перепечатка данных, сохранившихся в районных военкоматах республики, то теперь оказалось, что этого далеко не достаточно.
Во-первых, судя по записям военкоматов, из Татарии мобилизовано 87 тысяч человек, в то время как на самом деле более 200 тысяч. Все эти данные предстоит собрать, опрашивая семьи погибших, изучая данные архивов, списки захоронений.
Во-вторых, места могил погибших на фронте знает только каждая десятая семья. Посылать запросы по архивам многие из них уже отчаялись, ни на что не надеются. А помочь им можно. Это показывает практика нашего поискового объединения «Долина».
В-третьих, фронтовики и семьи погибших остались, по сути дела, один на один со стихией рынка: последняя волна тимуровской помощи иссякла несколько лет назад. Помогать этим людям – тоже наш долг перед павшими.
Если само государство не создало соответствующей службы милосердия – надо создавать ее хотя бы в рамках работающего на общественных началах поискового объединения. Тем более, что информацию для поиска мы, как правило, черпаем в воспоминаниях очевидцев войны. Мы, собирающие свидетельства ветеранов, не можем уходить со спокойной душой от людей, которые нуждаются в элементарной помощи: покупке продуктов и лекарств, уборке квартиры…
Вот и выходит, что кроме создания книги Памяти нужно выполнять массу других, не менее важных дел. На голом энтузиазме уже не продержишься. Время заставляет студентов и учащихся заботиться о минимальном заработке. Значит ли это, что поисковая работа должна оплачиваться? По большому счету – нет. Милосердие невозможно измерить деньгами, тем более оказывать его за плату. Но вот расходы на билеты, на компьютеризацию анкетных данных каждого погибшего, транспортные услуги для ветеранов студенческим стипендиям не под силу.
Возникает традиционный вопрос: откуда взять деньги? Во всех цивилизованных странах поиском шефской помощи жертвам войны занимается государство, специализированные организации. У нас об этом пока только разговоры. Создан «Народный союз по охране памяти павших защитников Отечества», который объединил поисковиков страны, добился права выпускать свою газету, налаживает связи с Министерством обороны. Но Союз так и остается объединением энтузиастов-общественников. Поисковики разных регионов изыскивают средства и на рабочую группу, и на газету. Бюджет государства и здесь остается в стороне. Вот и пытаются поисковые объединения начать свою хозрасчетную деятельность, чтобы получить хотя бы минимальные средства для экспедиций, обработки архивов и т.п.
Каждый выбирает свой путь решения проблемы. Поисковики Татарии начали с того, что создали фонд «Долина», в рамках которого образовались киносъемочная группа, поликлиника милосердия, подразделение патронажного обслуживания ветеранов. Ни одно из них не является прибыльным, но дает возможность поисковикам зарабатывать, чтобы по несколько раз в год участвовать в экспедициях, поездках по военкоматам и архивам.
С созданием рабочей группы редакции Книги Памяти ТССР появился еще один источник – средства, перечисленные трудовыми коллективами Татарии на издание мемориального списка погибших земляков. На просьбу о помощи откликнулись около 50 предприятий и организаций. На расчетном счету редакции появилось более 70 тысяч рублей. Сумма немалая. Но первые месяцы работы показали: при современных ценах перечисленных средств не хватит для осуществления масштабных задач.
Конечно, мы не сидим сложа руки. За год собраны сведения о местах захоронений воинов из Татарии почти во всех регионах страны. Начата такая работа по зарубежным архивам. Удалось найти около тысячи семей, ничего не знавших о месте захоронения родного человека, ушедшего на фронт. И число таких семей растет. Извещения Книги Памяти ТССР получают теперь не только во всех районах Татарстана, но и далеко за его пределами. Принимаем заявки на поиск пропавших без вести в годы войны от жителей всей страны. Даже немецкий союз по уходу за воинскими захоронениями получает от нас списки своих солдат, считавшихся «пропавшими», найденных на местах боев и захороненных на территории бывших лагерей для военнопленных. В ответ немецкие поисковики присылают данные о наших солдатах-земляках, захороненных на территории Германии.
Обращаемся ко всем, кому не безразлично, сохранится ли Память о погибших защитниках Отечества, кто заинтересован в розыске могил земляков в стране и за ее пределами, кто не может смириться с тем, что останки солдат до сих пор не захоронены. Вы можете помочь общему делу, выполнению долга Памяти, перечислив средства либо в республиканский Фонд мира с пометкой «Книга Памяти», либо на расчетный счет редакции книги Памяти Татарстана. Ждем вашей помощи, советов, заявок на поиск.
ВАРВАРСТВО