Специфика системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Чрезвычайные военные обстоятельства вызвали существенные изменения в государственном аппарате. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции государственной власти по организации обороны обеспечению общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавались военным советам и военному командованию войсковых соединений. 23 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли решение о создании коллективного органа руководства вооруженными силами страны - Ставки Главного командования.
30 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость образования Государственного комитета обороны (ГКО) и сосредоточения в его руках всей полноты гражданской и военной власти в стране. Председателем Государственного комитета обороны являлся И. В. Сталин. ГКО осуществлял государственное, военное и хозяйственное управление в стране и был наделен чрезвычайными полномочиями. Все постановления и распоряжения ГКО подлежали немедленному и обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами. Своего специального аппарата ГКО не создавал и проводил решения через государственные и партийные органы.
В союзных республиках, краях, областях и городах ГКО имел уполномоченных. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые обычно возглавлялись первыми секретарями обкомов и горкомов партии и включали в свой состав председателей облисполкома или горисполкома, представителей военного командования и местного управления НКВД. За время войны было образовано 60 городских комитетов обороны.
В годы войны практиковалось создание чрезвычайных органов в системе управления. Например: 24 июня 1941 г. при Совнаркоме СССР был учрежден Совет по эвакуации, наделенный чрезвычайными полномочиями по перебазированию производственных мощностей и людских ресурсов; в феврале 1942 г. при ГКО возник Транспортный комитет, координировавший работу всех видов транспорта и осуществлявший контроль за перевозками военных и народнохозяйственных грузов; в декабре 1942 г. создается Оперативное бюро ГКО, контролировавшее выполнение военных заказов и текущую работу наркоматов.
В итоге, война отодвинула на второй план конституционные органы государственной власти (например, Верховный Совет СССР за все это время провел лишь три сессии).
После окончания войны проводятся процессы демилитаризации системы управления. В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный комитет обороны (ГКО), функции которого передаются Совету Народных Комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.). В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы - в министерства.
За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни. Широко практиковалось назначение на выборные должности, что приводило к фактическому отстранению Советов от выполнения их государственных функций. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 - начале 1948 гг. - очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.
В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.
В 1946 - 1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР. 15 июля 1947 г. И. В. Сталин внес на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос о «О проекте новой программы ВКП(б)» и поручил ее разработку комиссии под председательством А.А. Жданова. Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением о ротации кадров, о запрете избрания в одни и те же органы более трех сроков, об общественных комиссиях - для повышения уровня гласности и качества принимаемых органами власти решений. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов.
Начали происходить обратные процессы. Руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы АКСУ.
Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов.
Период с 1946 по 1953 год представляет собой - этап наивысшего расцвета сталинизма, как политической системы.
Однако важно отметить, что в системе государственного управления в послевоенный период начали проявляться новые тенденции. В идейно-политической сфере война вызвала ослабление надзора, увеличила число неконтролируемых идейных движений в обществе, да и в партии тоже.
Соперничество на высшем уровне, несомненно, питалось существованием различных групп внутри внешне монолитной но в действительности очень неоднородной партии. В ВКП(б) за годы войны вступило огромное число фронтовиков, чаще всего не имевших никакого политического образования, твердых идеологических убеждений, а также отличавшихся большой самостоятельностью в принятии решений. В 1945 году партия насчитывала более 5,7 млн. членов и кандидатов. Коммунистов, вступивших в партию до войны, было не более 2 млн. Эти тенденции получили свое развитие после смерти И. В. Сталина
4. Расцвет и крах номенклатурной системы управления в сер. 50-х. – 90-е гг. XXв.
Официально после смерти Сталина к власти пришло так: называемое «коллективное руководство», ближайшее окружение диктатора. «Десталинизация» началась с реорганизации политического руководства: вместо двух органов в ЦК - Президиума и Бюро Президиума в соответствии с Уставом партии был создан Президиум ЦК КПСС.
Исходя из сложившегося в послевоенные годы соотношения сил, борьба за власть развернулась среди «молодого» поколения, попавшего в непосредственное окружение Сталина в 30-е годы. В ходе борьбы определились три ключевые фигуры: Маленков, Берия и Хрущев. Развернувшаяся между ними борьба за власть была объективно и борьбой за выбор варианта общественных преобразований.
Аппарат, «вырвавшись» из-под опеки Сталина, требовал своей реорганизации исходя уже из совсем иных законов администрирования: эффективности управления, итоговой оценкой которой всегда является решение социально-экономических задач, стоящих перед государством. Однако даже в изменившейся ситуации ставка вновь была сделана на достижение политических целей. Начало административных реформ, по мнению ряда историков, во многом обусловливалось борьбой за власть и политическое верховенство преемников И. В. Сталина: Г. М. Маленкова, занявшего пост Председателя Совета Министров СССР, Л. П. Берия, возглавлявшего Министерство внутренних дел СССР, и Н. С. Хрущева, возглавившего партию. После устранения Л. П. Берия спор о власти разгорелся между Хрущевым и Маленковым.
Наступление на своего конкурента Хрущев начал с тотальной критики методов работы государственного аппарата. Им был провозглашен курс на борьбу со всевозможными проявлениями бюрократизма в работе правительственных и советских органов. В январе 1954 г. ЦК КПСС принял постановление «О серьезных недостатках в работе государственного аппарата», а в октябре 1954 г. - «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств и о мерах по улучшению работы государственного аппарата». Последнее упрощало структуру министерств, других звеньев управления и предусматривало сокращение их штатов.
Поход против бюрократического стиля управления превратился в широкомасштабную кампанию, и очень скоро ее политическая цель была достигнута. В феврале 1955 г. на сессии Верховного Совета СССР Г. М. Маленкова освободили от обязанностей Председателя Совета Министров СССР. Среди причин такого решения назывался отрыв от живой работы с людьми, затягивание решения важнейших вопросов.
Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г). Его решениями были определены основные направления курса на децентрализацию системы государственного управления и развития, в строго подконтрольных формах, активности масс).
- проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано 23. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза. Подавляющее большинство первичных профсоюзных организаций возглавляли не «освобожденные работники», а активисты. Расширились права профсоюзов;
- в январе 1957 г. были намечены меры по некоторому расширению полномочий материально-финансовой базы местных Советов, преодолению в них бюрократизма и привлечению общественности к их работе;
- уделялось внимание развитию других общественных организаций, работавших под руководством местных Советов.
Одновременно происходит формирование культа Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х годов Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть.
XXII съезд (1961) принял новую, третью Программу партии - программу строительства коммунизма. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.
Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х годов наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, в стране протекал процесс политической демократизации. С другой стороны, продолжала существовать административно-командная система. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни.
В 1950 - 1960-х гг. происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, недовольные политикой Н.С. Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Новым Первым секретарем был избран Л. И. Брежнев. На XXIII съезде партии (март - апрель 1966 г.) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого секретаря - в Генерального секретаря. Был изъяты из Устава партии указания о нормах и сменяемости состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Был записан лишь формальный принцип систематического обновления партийных органов и преемственности руководства. Эти перемены не сопровождались изменением содержания деятельности данных органов.
Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. Однако негативная установка существовала, и заключалась она в том, чтобы прекратить бесчисленные преобразования, нарушавшие стабильность существования бюрократии. Это, в свою очередь, означало прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии и свертывание критики «культа личности», поскольку дальнейшее развенчание Сталина подрывало устои тоталитарной системы.
Вместе с тем, жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок. В результате была сконструирована концепция «развитого социализма» (тезис о его построении был выдвинут Брежневым в 1967 г.). В официальных документах «развитый социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органичного соединения всех сфер общественной жизни.
Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего - К.У. Черненко.
Сложившуюся структуру властных отношений законодательно закрепила Конституция СССР 1977 г. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.
В вводной ее части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определялось понятие развитого социалистического общества и фиксировалось, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ.
Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую систему страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики и защиты отечества.
Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы. В ст. 2 и 3 говорилось, что государственная власть в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР и действующие на принципах демократического централизма. В этой главе определялась роль КПСС и общественных организаций (комсомола, профсоюзов трудовых коллективов) в государственном управлении. Статья 6 Конституции узаконила роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядро ее политической системы. Такого не было даже в сталинской Конституции. Разделы II и III определили права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структуру национально-государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе 15 Советских Социалистических Республик. Раздел IV был посвящен характеристике Советской системы (принципы деятельности, избирательная система, статус народного депутата). Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, союзных республиках и местных органах власти.
Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, собиравшийся ежегодно на сессии, был высшим законодательным органом, депутаты советов разных уровней (от сельских до Верховного) как бы представляли интересы всех слоев общества.
Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национальностей - по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от национального (с 1977 г. - автономного) округа. Палаты могли создавать постоянные комиссии. В задачи постоянных комиссий входили разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, подготовка заключений или поправок к ним, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов.
Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Он избирался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответствен перед ним. Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством и социально-культурной сферой, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утверждению на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Президиума его Председатель.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государства стал Совет Министров - Правительство СССР. Правительство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов. Важно то, что постепенно правительство стало осуществлять управление экономикой, из его ведения практически были изъяты вопросы культуры, гуманитарных наук, образования и подчинены идеологическому отделу ЦК партии.
С конца 60-х годов Председатель Совета Министров становился лишь «главным хозяйственником», но не официальным главой исполнительной власти. Функции представительства страны за рубежом с начала 70-х годов перешли к Генеральному секретарю, который таким образом де-факто был признан главой Советского государства.
Министерства являлись центральными отраслевыми органами государственного управления. Они осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферами. Министры, их возглавлявшие, входили в состав правительства. Они единолично руководили порученной им отраслью, издавая приказы и инструкции.
В отличие от министерств ведомства - государственные комитеты, комитеты, комиссии и главные управления - не имели четкого правового статуса. Они могли создаваться для координации деятельности министерств и ведомств по общим для всех отраслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по профтехобразованию, Главное архивное управление и т.д.). Ведомства также подразделялись на следующие: 1) предусмотренные Конституцией СССР и создаваемые Верховным Советом СССР; 2) не предусмотренные Конституцией и образуемые правительством. Руководители ведомств первой группы могли включаться в состав правительства. Государственные комитеты и комиссии являлись коллегиальными органами и возглавлялись соответствующими председателями. Главные управления, как и министерства, действовали на основе единоначалия.
Все министерства и ведомства СССР относились к общесоюзным, к союзно-республиканским и республиканским.
К середине 1960-х гг. в нашей стране было 600 министерств и ведомств разного уровня, в середине 1980-х гг. их число достигло 675.
Можно выделить два периода в функционировании этих государственных учреждений.
Во-первых, в середине 1950-х гг. новое руководство СССР берет курс на расширение прав союзных республик. В отношении промышленности это выразилось в передаче из союзного в республиканское подчинение свыше 11 тыс. предприятий. Одновременно готовилась радикальная реформа, направленная на децентрализацию управления промышленностью.
В мае 1957 г. сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». В соответствии с ним все промышленные и строительные министерства ликвидировались. В общей сложности было упразднено 141 общесоюзное, союзно-республиканское и республиканское министерство. Территория страны делилась на экономические административные районы. Их образование было отнесено к компетенции союзных республик. Для руководства промышленными предприятиями и строительными организациями, расположенными на территории экономического района, создавались территориальные органы управления - советы народного хозяйства (совнархозы).
В отличие от министерств совнархозы были коллегиальными органами. Первоначально их аппарат был невелик: председатель, его заместители, руководящие и технические работники. Но со временем его численность резко поползла вверх. Аппарат совнархозов состоял из отраслевых (их было большинство) и функциональных отделов. Совнархозы непосредственно подчинялись Советам Министров республик.
Главным преимуществом территориальной системы управления стало то, что руководство промышленностью оказалось приближено к предприятиям, к производству. Совнархозы обеспечивали также комплексный подход к развитию экономических районов, что имело немаловажное значение, особенно для отдаленных от центра регионов. Наконец, создание совнархозов позволило частично сократить управленческий аппарат.
Вместе с тем у новой системы управления имелись и существенные недостатки: ослабление внимания к развитию отрасли в целом, отрыв от производства научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, система совнархозов порождала местничество, а так же территориальную систему постоянно лихорадило от бесчисленных реорганизаций.
Все это, вместе взятое, а также субъективный фактор отставка Н.С. Хрущева - привели в 1965 г. к отказу от территориальной системы управления промышленностью и возврату к отраслевому принципу.
В итоге, экономические реформы не смогла изменить основы административно-командной системы, и постепенно усилили ведомственный подход к управлению промышленностью.
Серьезные изменения касались управления в области охраны общественного порядка и государственной безопасности, а так же судебной системы. Суть их касалась возврата к конституционным принципам и нормам решения этих проблем.
Органами государственной власти и управления на местах являлись Советы и их исполнительные комитеты. По Конституции СССР 1936 г. они именовались Советами депутатов трудящихся, по Конституции СССР 1977 г. - Советами народных депутатов.
Система местных Советов строилась с учетом административно - территориального деления страны и включала в себя три звена: верхнее - Советы областей, краев (только в РСФСР), округов, городов республиканского значения; среднее - Советы районов и городов областного значения; низовое - поселковые и сельские Советы, а также Советы городов районного значения.
Все они избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий местных Советов по Конституции СССР 1936 г. был установлен в два года, по Конституции СССР 1977 г. - продлен до 2,5 лет. Местные Советы работали сессионно, проводя от 4 до 6 сессий в год. При необходимости местные Советы могли формировать состоявшие из депутатов постоянные комиссии - бюджетную, школьную, коммунального хозяйства, торговли и т.д.
Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись их исполкомы. Они функционировали постоянно в составе председателя, его заместителей, секретаря и нескольких членов. Чем выше был уровень местного исполкома, тем многочисленнее он был по составу.
Присущее административно-командной системе противоречие между правовым статусом Советов и их реальной ролью в политической системе в полной мере проявилось в положении местных Советов.
Данный период в целом являлся противоречивым, сочетая элементы прогресса и регресса. Он так же, как и предшествующие периоды в развитии страны не поддается однозначным оценкам. Впрочем, данное утверждение можно отнести ко всему историческому процессу, сожаление вызывают лишь упущенные возможности в своевременном реформировании системы, которые явились прологом к последующему кризису и отставанию от темпов мирового развития.
Характерной чертой 70-х - начала 80-х годов стал интенсивный рост численности общественных объединений (профсоюзы, комсомол, народный контроль, организации технического творчества и т. д.). Все массовые объединения находились под контролем партийных организаций. Деятельность общественных структур создавала иллюзию участия в управлении широких масс населения. Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Было явно то, что происходит процесс возрастания общественной активности.
Наиболее явно это отразилось в период «перестройки» (1985 - 1991 гг.).Под воздействием перестройки произошли значительные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, изменившие сверху до низу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после Октября 1917 г. в России.
Перестройку можно определить, как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.
В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено по существу о начале политики перестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи, вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее, преследовали цель, придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.
Не имея достаточного представления о конечных целях, и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата.
Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. В 1987 г. при организации выборов в местные Советы был проведен политический эксперимент. Впервые с 1920-х гг. в ряде мест состоялись альтернативные выборы.
В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалось в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Тем не менее, конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа - Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемого из депутатов съезда. Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система представительных органов. Выборы отныне должны были проводиться исключительно на альтернативной основе. В 1988 - 1990 гг. в Конституцию СССР были внесены изменения, перестроившие всю систему высших органов государственной власти и управления.
С образованием Съезда народных депутатов изменились правовой статус и порядок формирования Верховного Совета СССР. Он превращался в постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной власти.
Однако сохранялось неравное представительство граждан страны в высшем органе. Хотя часть народных депутатов избиралась прямым голосованием, значительное число «народных избранников» проходило в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных, профессиональных организаций. Данные ограничения демократических прав граждан свидетельствовали о непоследовательности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране.
В 1989 г. оппозиционная консервативному большинству Верховного Совета Межрегиональная группа стала активно пропагандировать идею президентства, М. С. Горбачев и его окружение перехватили инициативу у оппозиции. Президенту отводилось важное место в системе высших государственных органов. Он являлся главой государства, обеспечивал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правительства, министров, Генерального прокурора, назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, имел право объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное или чрезвычайное положение. В декабре 1990 г. полномочия президента были расширены. Ему непосредственно было подчинено правительство, переименованное из Совета Министров в Кабинет министров, и он получил право единоличного назначения его членов. Тогда же была учреждена должность вице-президента, который выполнял поручения президента и мог замещать последнего в случае его болезни или отставки. Президент СССР возглавлял Совет безопасности, Президентский совет и Совет Федерации. В состав последнего органа входили руководители союзных республик, и его значение в условиях ослабления роли союзного центра постоянно усиливалось.
Одновременно из Конституции СССР убирается статья 6 о руководящей роли КПСС в советском обществе. Ее отмена стала важным шагом на пути формирования многопартийности и политического плюрализма. Однако, центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС.
Межнациональные конфликты стали причиной того, что 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о будущем Союза. За сохранение СССР высказалось 76,4% от общего числа участвовавших в голосовании. В то же время в ряде республик референдум был фактически проигнорирован. В апреле 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново - Огарево начались переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик. В ходе переговоров был выработан проект нового союзного договора, предусматривавшего преобразование СССР в Союз суверенных государств (ССГ). Подписание его было намечено на 20 августа 1991 г.
Такое развитие событий вело к укреплению агрессивно-реакционного крыла КПСС, побуждая его к активным действиям.
Накануне подписания нового союзного договора группа высших государственных деятелей СССР, полагая, что его подписание ведет к фактическому распаду СССР, предприняла попытку силовым способом сохранить Союз. Однако сохранить власть в своих руках ГКЧП не сумел. Центром сопротивления ГКЧП стали Москва, политическое руководство РСФСР, ее Президент Б. Н. Ельцин. В своем обращении к гражданам России он расценил действия ГКЧП как государственный переворот и призвал поддержать законно избранные власти. В итоге, ГКЧП потерял контроль над развитием событий, и 22 августа 1991 г. все его члены были арестованы.
События августа 1991 г. ускорили распад СССР. Попытка переворота окончательно подорвала политические позиции Президента СССР М. С. Горбачева, лишив его реальных рычагов власти.
8 декабря 1991 г. высшие руководители РСФСР, Украины и Белоруссии - Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич - в Беловежской пуще подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922 г. и о роспуске всех государственных структур СССР. Хотя легитимность этого решения оспаривалась многими, распад СССР стал свершившимся фактом. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев, являвшийся к тому времени президентом несуществующего государства, сложил свои полномочия.
Заявив о роспуске СССР, Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич объявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к договору об образовании СНГ присоединились еще восемь бывших союзных республик (кроме прибалтийских государств и Грузии). После падения режима 3. К. Гамсахурдиа (1992) Грузия также вошла в СНГ.
Лекция 3