Специфика системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

Чрезвычайные военные обстоятельства вызвали существенные изменения в государственном аппарате. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции государственной власти по организации обороны обеспечению общественного порядка и государственной безопас­ности в местностях, объявленных на военном положении, передавались военным советам и военному командованию войсковых соединений. 23 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР при­няли решение о создании коллективного органа руководства во­оруженными силами страны - Ставки Главного командования.

30 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР при­няли совместное постановление, которым признавалась необхо­димость образования Государственного комитета обороны (ГКО) и сосредоточения в его руках всей полноты гражданской и воен­ной власти в стране. Председателем Государственного комитета обороны яв­лялся И. В. Сталин. ГКО осуществлял государственное, военное и хозяйственное управление в стране и был наделен чрезвычайными полномочиями. Все постановления и распоряжения ГКО подлежали немедленному и обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами. Своего специального аппарата ГКО не создавал и проводил решения через государственные и партийные органы.

В союзных республиках, краях, областях и городах ГКО имел уполномоченных. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые обычно возглавлялись первыми секретарями обкомов и горкомов партии и включали в свой состав председате­лей облисполкома или горисполкома, представителей военного командования и местного управления НКВД. За время войны было образовано 60 городских комитетов обороны.

В годы войны практиковалось создание чрезвычайных органов в системе управления. Например: 24 июня 1941 г. при Совнаркоме СССР был учрежден Совет по эвакуации, наделенный чрезвычайными полномочиями по пере­базированию производственных мощностей и людских ресурсов; в феврале 1942 г. при ГКО возник Транспорт­ный комитет, координировавший работу всех видов транспорта и осуществлявший контроль за перевозками военных и народнохо­зяйственных грузов; в декабре 1942 г. создается Оперативное бюро ГКО, контролировавшее выполнение военных заказов и текущую работу наркоматов.

В итоге, война отодвинула на второй план конституционные органы государственной власти (например, Верховный Совет СССР за все это время провел лишь три сессии).

После окончания войны проводятся процессы демилитаризации системы управления. В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный коми­тет обороны (ГКО), функции которого передаются Совету Народных Комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и рас­пределению рабочей силы, бюро продовольственных и пром­товарных карточек и т.д.). В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы Министров соответству­ющих уровней, а наркоматы - в министерства.

За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни. Широко практиковалось на­значение на выборные должности, что приводило к факти­ческому отстранению Советов от выполнения их государствен­ных функций. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 - начале 1948 гг. - очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Кон­ституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии за­конодательных предложений Совета Союза и Совета Националь­ностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти ко­миссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

В 1946 - 1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась раз­работка проектов новой Конституции СССР. 15 июля 1947 г. И. В. Сталин внес на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос о «О проекте новой программы ВКП(б)» и поручил ее разра­ботку комиссии под председательством А.А. Жданова. Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положе­нием о ротации кадров, о запрете избрания в одни и те же органы более трех сроков, об общественных комиссиях - для повышения уровня гласности и качества принимаемых органами власти решений. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов.

Начали происходить обратные процессы. Руководство страны при­няло меры по ужесточению внутриполитического курса. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы АКСУ.

Руководство всеми сферами жизни общества сосредо­точилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись пла­ны деятельности Верховного Совета, рассматривались канди­датуры на должности министров и их заместителей, утверж­дался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассмат­ривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных пред­приятий и колхозов.

Период с 1946 по 1953 год представляет собой - этап наивысшего расцвета сталинизма, как политической системы.

Однако важно отметить, что в системе государственного управления в послевоенный период начали проявляться новые тенденции. В идейно-политической сфере война вызвала ослабление надзора, увеличила число неконтролируемых идейных движе­ний в обществе, да и в партии тоже.

Соперничество на высшем уровне, несомненно, питалось существованием различных групп внутри внешне монолитной но в действительности очень неоднородной партии. В ВКП(б) за годы войны вступило огромное число фронтовиков, чаще всего не имевших никакого политического образования, твердых идеологических убеждений, а также отличавшихся большой самостоятельностью в принятии решений. В 1945 году партия насчитывала более 5,7 млн. членов и кандидатов. Коммунистов, вступив­ших в партию до войны, было не более 2 млн. Эти тенденции получили свое развитие после смерти И. В. Сталина

4. Расцвет и крах номенклатурной системы управления в сер. 50-х. – 90-е гг. XXв.

Официально после смерти Сталина к власти пришло так: называемое «коллективное руководство», ближайшее окруже­ние диктатора. «Десталинизация» началась с реорганизации политического руководства: вместо двух органов в ЦК - Президиума и Бюро Президиума в соответствии с Уставом партии был создан Президиум ЦК КПСС.

Исходя из сложившегося в послевоенные годы соотношения сил, борьба за власть развернулась среди «молодого» поколения, попавше­го в непосредственное окружение Сталина в 30-е годы. В ходе борьбы определились три ключевые фигуры: Маленков, Бе­рия и Хрущев. Развернувшаяся между ними борьба за власть была объективно и борьбой за выбор варианта общественных преобразований.

Аппарат, «вырвавшись» из-под опеки Сталина, требовал своей реорганизации исходя уже из совсем иных законов адми­нистрирования: эффективности управления, итоговой оценкой которой всегда является решение социально-экономических за­дач, стоящих перед государством. Однако даже в изменившейся ситуации ставка вновь была сделана на достижение полити­ческих целей. Начало административных реформ, по мнению ряда историков, во многом обусловливалось борьбой за власть и политическое верховенство преемников И. В. Сталина: Г. М. Маленкова, занявшего пост Председателя Совета Министров СССР, Л. П. Берия, возглавлявшего Министерство внутренних дел СССР, и Н. С. Хруще­ва, возглавившего партию. После устранения Л. П. Берия спор о вла­сти разгорелся между Хрущевым и Маленковым.

Наступление на своего конкурента Хрущев начал с тоталь­ной критики методов работы государственного аппарата. Им был провозглашен курс на борьбу со всевозможными проявления­ми бюрократизма в работе правительственных и советских органов. В январе 1954 г. ЦК КПСС принял постановление «О серьезных недостатках в работе государственного аппарата», а в октябре 1954 г. - «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств и о мерах по улучшению работы государ­ственного аппарата». Последнее упрощало структуру минис­терств, других звеньев управления и предусматривало сокраще­ние их штатов.

Поход против бюрократического стиля управления превратился в ши­рокомасштабную кампанию, и очень скоро ее политическая цель была достигнута. В феврале 1955 г. на сессии Верховного Совета СССР Г. М. Маленкова освободили от обязанностей Председателя Совета Министров СССР. Среди причин такого решения назы­вался отрыв от живой работы с людьми, затягивание решения важнейших вопросов.

Большое значение в начавшейся либерализации обще­ственно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г). Его решениями были определены основные направления курса на децентрализацию систе­мы государственного управления и развития, в строго подкон­трольных формах, активности масс).

- проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отрасле­вых профсоюзов было образовано 23. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза. Подавляющее большинство первичных профсоюзных орга­низаций возглавляли не «освобожденные работники», а ак­тивисты. Расширились права профсоюзов;

- в январе 1957 г. были намечены меры по некоторому расширению полномочий материально-финансовой базы местных Советов, преодолению в них бюрократизма и привлечению общественности к их работе;

- уделялось внимание развитию других общественных орга­низаций, работавших под руководством местных Советов.

Одновременно происходит формирование культа Хруще­ва. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого сек­ретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х годов Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государ­ственную власть.

XXII съезд (1961) принял новую, третью Программу партии - программу строительства коммунизма. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав партийных ячеек, введение системы рота­ции (обновления) партийных постов, расширение обществен­ных начал в партийной работе.

Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х годов наблюдались про­тиворечивые тенденции. С одной стороны, в стране про­текал процесс политической демократизации. С другой стороны, продолжала существовать административно-командная система. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформиро­ванию общественной жизни.

В 1950 - 1960-х гг. происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, недовольные политикой Н.С. Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председате­ля Совета Министров СССР. Новым Первым секретарем был из­бран Л. И. Брежнев. На XXIII съезде партии (март - апрель 1966 г.) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого сек­ретаря - в Генерального секретаря. Был изъяты из Устава партии указания о нормах и сменяемос­ти состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Был записан лишь формальный принцип систематического обновления партийных органов и пре­емственности руководства. Эти перемены не сопровож­дались изменением содержания деятельности данных органов.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. Однако не­гативная установка существовала, и заключалась она в том, чтобы прекратить бесчисленные преобразования, нарушавшие стабильность существования бюрократии. Это, в свою очередь, означало прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии и свертыва­ние критики «культа личности», поскольку дальнейшее развенчание Сталина подрывало устои тоталитарной си­стемы.

Вместе с тем, жизнь требовала определенной модерниза­ции идеологических установок. В результате была сконструи­рована концепция «развитого социализма» (тезис о его по­строении был выдвинут Брежневым в 1967 г.). В офици­альных документах «развитый социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского обще­ства к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органичного соединения всех сфер общественной жизни.

Активными проводниками концепции «развитого социа­лизма» были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего - К.У. Черненко.

Сложившуюся структуру властных отношений законода­тельно закрепила Конституция СССР 1977 г. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР де­сятого созыва.

В вводной ее части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Ок­тябрьской социалистической революции. Здесь же определя­лось понятие развитого социалистического общества и фиксировалось, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую систему страны, социальные, культурные отношения, а также прин­ципы внешней политики и защиты отечества.

Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы. В ст. 2 и 3 говорилось, что государ­ственная власть в стране осуществляется народом через Со­веты народных депутатов, составляющие политическую осно­ву СССР и действующие на принципах демократического централизма. В этой главе определялась роль КПСС и общественных организаций (комсомола, профсоюзов трудовых коллекти­вов) в государственном управлении. Статья 6 Конституции узаконила роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядро ее политической системы. Такого не было даже в сталинской Конституции. Разделы II и III определили права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структуру на­ционально-государственного устройства СССР, основанно­го на свободном союзе 15 Советских Социалистических Рес­публик. Раздел IV был посвящен характеристике Советской сис­темы (принципы деятельности, избирательная система, ста­тус народного депутата). Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, со­юзных республиках и местных органах власти.

Высшим органом государственной власти, правомочным решать все воп­росы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, собиравшийся ежегодно на сессии, был высшим законодательным органом, депута­ты советов разных уровней (от сельских до Верховного) как бы представляли интересы всех слоев общества.

Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национально­стей - по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от национального (с 1977 г. - автономного) округа. Палаты могли создавать постоянные комиссии. В задачи постоянных комиссий входили разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, подготов­ка заключений или поправок к ним, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других за­конов.

Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Он изби­рался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответствен перед ним. Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строитель­ства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных го­сударственных органов по руководству народным хозяйством и социально-культурной сферой, образовывал министерства и ве­домства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утвержде­нию на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Пре­зидиума его Председатель.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства стал Совет Министров - Правительство СССР. Прави­тельство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряже­ний правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов. Важно то, что постепенно правительство стало осуществлять управление экономикой, из его ведения практически были изъяты вопросы культуры, гумани­тарных наук, образования и подчинены идеологическому от­делу ЦК партии.

С конца 60-х годов Председатель Совета Министров стано­вился лишь «главным хозяйственником», но не официальным главой исполнительной власти. Функции представительства страны за рубежом с начала 70-х годов перешли к Генерально­му секретарю, который таким образом де-факто был признан главой Советского государства.

Министерства являлись центральными отраслевыми органами го­сударственного управления. Они осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, соци­ально-культурной и административно-политической сферами. Ми­нистры, их возглавлявшие, входили в состав правительства. Они единолично руководили порученной им отраслью, издавая при­казы и инструкции.

В отличие от министерств ведомства - государственные коми­теты, комитеты, комиссии и главные управления - не имели четкого правового статуса. Они могли создаваться для координа­ции деятельности министерств и ведомств по общим для всех от­раслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по профтехобразо­ванию, Главное архивное управление и т.д.). Ведомства также под­разделялись на следующие: 1) предусмотренные Конституцией СССР и создаваемые Верховным Советом СССР; 2) не предус­мотренные Конституцией и образуемые правительством. Руково­дители ведомств первой группы могли включаться в состав пра­вительства. Государственные комитеты и комиссии являлись кол­легиальными органами и возглавлялись соответствующими пред­седателями. Главные управления, как и министерства, действова­ли на основе единоначалия.

Все министерства и ведомства СССР относились к общесоюзным, к союзно-республикан­ским и республиканским.

К середине 1960-х гг. в нашей стране было 600 министерств и ведомств разного уровня, в сере­дине 1980-х гг. их число достигло 675.

Можно выделить два периода в функционировании этих государственных учреждений.

Во-первых, в се­редине 1950-х гг. новое руководство СССР берет курс на расши­рение прав союзных республик. В отношении промышленности это выразилось в передаче из союзного в республиканское подчине­ние свыше 11 тыс. предприятий. Одновременно готовилась радикальная реформа, направленная на децентрализацию управления промышленнос­тью.

В мае 1957 г. сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промыш­ленностью и строительством». В соответствии с ним все промыш­ленные и строительные министерства ликвидировались. В общей сложности было упразднено 141 общесоюзное, союзно-республи­канское и республиканское министерство. Территория страны де­лилась на экономические административные районы. Их образова­ние было отнесено к компетенции союзных республик. Для руководства промышленными предприятиями и строитель­ными организациями, расположенными на территории экономичес­кого района, создавались территориальные органы управления - со­веты народного хозяйства (совнархозы).

В отличие от министерств совнархозы были коллегиальными органами. Первоначально их аппарат был невелик: председатель, его заместители, руководящие и технические работники. Но со временем его численность резко поползла вверх. Аппарат совнар­хозов состоял из отраслевых (их было большинство) и функцио­нальных отделов. Совнархозы непосредственно подчинялись Со­ветам Министров республик.

Главным преимуществом территориальной системы управления стало то, что руководство промышленностью оказалось при­ближено к предприятиям, к производству. Совнархозы обеспечивали также комплексный подход к развитию экономических рай­онов, что имело немаловажное значение, особенно для отдаленных от центра регионов. Наконец, создание совнархозов позволило частично сократить управленческий аппарат.

Вместе с тем у новой системы управления имелись и существенные недостатки: ослабление внимания к развитию отрасли в целом, отрыв от производства научно-исследовательских и проектно-конструкторских организа­ций, система совнархозов порождала местничество, а так же территориальную систему постоянно лихорадило от бесчис­ленных реорганизаций.

Все это, вместе взятое, а также субъективный фактор отставка Н.С. Хрущева - привели в 1965 г. к отказу от территориальной системы управления промышленностью и возврату к отраслевому принципу.

В итоге, экономические реформы не смогла изменить основы административно-командной системы, и постепенно усилили ведомственный подход к управлению промышленностью.

Серьезные изменения касались управления в области охраны общественного порядка и госу­дарственной безопасности, а так же судебной системы. Суть их касалась возврата к конституционным принципам и нормам решения этих проблем.

Органами государственной власти и управления на местах являлись Советы и их исполнитель­ные комитеты. По Конституции СССР 1936 г. они именовались Советами депутатов трудящихся, по Конституции СССР 1977 г. - Советами народных депутатов.

Система местных Советов строи­лась с учетом административно - территориального деления стра­ны и включала в себя три звена: верхнее - Советы областей, краев (только в РСФСР), округов, городов республиканского зна­чения; среднее - Советы районов и городов областного значе­ния; низовое - поселковые и сельские Советы, а также Советы городов районного значения.

Все они избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий местных Советов по Конституции СССР 1936 г. был установлен в два года, по Конституции СССР 1977 г. - продлен до 2,5 лет. Местные Советы работали сессионно, проводя от 4 до 6 сессий в год. При необходимости местные Советы могли формировать со­стоявшие из депутатов постоянные комиссии - бюджетную, школьную, коммунального хозяйства, торговли и т.д.

Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись их исполкомы. Они функционировали постоянно в со­ставе председателя, его заместителей, секретаря и нескольких членов. Чем выше был уровень местного исполкома, тем много­численнее он был по составу.

Присущее административно-командной системе противоречие между правовым статусом Советов и их реальной ролью в полити­ческой системе в полной мере проявилось в положении местных Советов.

Данный период в целом являлся противоречивым, сочетая элементы прогресса и регресса. Он так же, как и предшествующие периоды в развитии страны не поддается однозначным оценкам. Впрочем, данное утверждение можно отнести ко всему историческому процессу, сожаление вызывают лишь упущенные возможности в своевременном реформировании системы, которые явились прологом к последующему кризису и отставанию от темпов мирового развития.

Характерной чертой 70-х - начала 80-х годов стал интенсивный рост численности общественных объединений (профсоюзы, комсомол, народный контроль, организации технического творчества и т. д.). Все массовые объединения находились под контролем партийных организаций. Деятельность общественных структур создавала иллюзию участия в управлении широких масс населения. Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Было явно то, что происходит процесс возрастания общественной активности.

Наиболее явно это отразилось в период «перестройки» (1985 - 1991 гг.).Под воздействием перестройки произошли значительные идеологические, политические, экономические, соци­альные перемены, изменившие сверху до низу совокуп­ность государственных и экономических структур, утвер­дившихся после Октября 1917 г. в России.

Перестройку можно определить, как попытку сохранить ад­министративно-командный социализм, придав ему элемен­ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая корен­ных основ политического строя.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Начало радикальных реформ в области государственного уп­равления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено по существу о начале политики пе­рестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускоре­ния хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи, вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее, пре­следовали цель, придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.

Не имея достаточного представления о конечных целях, и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны откры­вает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется полити­ка гласности. Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в раз­ных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата.

Для обес­печения реализации задач перестройки была проведена сме­на части партийных и советских руководителей. В 1987 г. при организации выборов в местные Советы был про­веден политический эксперимент. Впервые с 1920-х гг. в ряде мест состоялись альтернативные выборы.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюз­ная партийная конференция (июнь 1988 г.). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалось в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утвер­ждения новых политических структур общества. Тем не менее, конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспре­делив высшую власть в пользу демократического органа - Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемо­го из депутатов съезда. Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система предста­вительных органов. Выборы отныне дол­жны были проводиться исключительно на альтернативной основе. В 1988 - 1990 гг. в Конститу­цию СССР были внесены изменения, перестроившие всю систе­му высших органов государственной власти и управления.

С образованием Съезда народных де­путатов изменились правовой статус и порядок формирования Вер­ховного Совета СССР. Он превращался в постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной вла­сти.

Однако сохранялось неравное представи­тельство граждан страны в высшем органе. Хотя часть народ­ных депутатов избиралась прямым голосованием, значитель­ное число «народных избранников» проходило в высший за­конодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных, профес­сиональных организаций. Данные ограничения демок­ратических прав граждан свидетельствовали о непоследова­тельности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране.

В 1989 г. оппозиционная консервативному большинству Вер­ховного Совета Межрегиональная группа стала активно пропа­гандировать идею президентства, М. С. Горбачев и его окружение перехватили инициативу у оппозиции. Президенту отводилось важное место в системе высших госу­дарственных органов. Он являлся главой государства, обеспечи­вал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правитель­ства, министров, Генерального прокурора, назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, имел пра­во объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное или чрезвычайное положение. В декабре 1990 г. полномочия президента были расширены. Ему непосредственно было подчинено правительство, переименован­ное из Совета Министров в Кабинет министров, и он получил право единоличного назначения его членов. Тогда же была учреж­дена должность вице-президента, который выполнял поручения президента и мог замещать последнего в случае его болезни или отставки. Президент СССР возглавлял Совет безопасности, Президент­ский совет и Совет Федерации. В состав последнего органа входи­ли руководители союзных республик, и его значение в условиях ослабления роли союзного центра постоянно усиливалось.

Одно­временно из Конституции СССР убирается статья 6 о руководя­щей роли КПСС в советском обществе. Ее отмена стала важным шагом на пути формирования многопартийности и политическо­го плюрализма. Однако, центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС.

Межнациональные конфликты стали причиной того, что 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный рефе­рендум о будущем Союза. За сохранение СССР высказалось 76,4% от общего числа участвовавших в голосовании. В то же время в ряде республик референдум был фактически проигнорирован. В апреле 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново - Огарево начались переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик. В ходе переговоров был выработан про­ект нового союзного договора, предусматривавшего преобразова­ние СССР в Союз суверенных государств (ССГ). Подписание его было намечено на 20 августа 1991 г.

Такое развитие событий вело к укреплению агрессивно-реак­ционного крыла КПСС, побуждая его к активным действи­ям.

Накануне подписания нового союзного договора группа высших государственных деятелей СССР, полагая, что его подписание ведет к фактическому распаду СССР, предприняла попытку си­ловым способом сохранить Союз. Однако сохранить власть в своих руках ГКЧП не сумел. Цент­ром сопротивления ГКЧП стали Москва, политическое руковод­ство РСФСР, ее Президент Б. Н. Ельцин. В своем обращении к гражданам России он расценил действия ГКЧП как государствен­ный переворот и призвал поддержать законно избранные власти. В итоге, ГКЧП потерял контроль над развитием событий, и 22 августа 1991 г. все его члены были арестованы.

События августа 1991 г. ускорили распад СССР. Попытка переворота окончательно подорвала политические по­зиции Президента СССР М. С. Горбачева, лишив его реальных рычагов власти.

8 декабря 1991 г. высшие руководители РСФСР, Украины и Бело­руссии - Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич - в Бе­ловежской пуще подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922 г. и о роспуске всех государственных структур СССР. Хотя легитимность этого решения оспаривалась многими, распад СССР стал свершившимся фактом. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев, являвшийся к тому вре­мени президентом несуществующего государства, сложил свои полномочия.

Заявив о роспуске СССР, Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич объявили об образовании Содру­жества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к договору об образовании СНГ присоедини­лись еще восемь бывших союзных республик (кроме прибалтийс­ких государств и Грузии). После падения режима 3. К. Гамсахурдиа (1992) Грузия также вошла в СНГ.

Лекция 3

Наши рекомендации