Политические режимы: сравнительный анализ

Критерии разделения Тоталитарный режим Авторитарный режим Демократический режим
Характер власти Постоянный — власть постоянно принадлежит одной партии, которая сливается с госу- дарством Постоянный — правящая элита не готова передать власть кому-то вне своего окружения, но может это не афи- шировать Временный — власть поочередно переходит от одних политиков к дру- гим (от правящей элиты к оппозиции и наоборот)
Возможность ненасильственной смены власти в ходе выборов Отсутствует — выборы проводят- ся, но не приводят к смене власти, так как являются без- альтернативными Отсутствует — выборы или вовсе не проводятся, или не приводят к смене власти: не являются конкурентными и (или) фальсифицируются Существует — че- рез конкурентные выборы с равными возможностями для кандидатов от вла- сти и оппозиции, что позволяет насе- лению мирным пу- тем реализовать свое право на смену власти
Партийная система Однопартийная — правящая партия получает функции государственного управления и фак- тически сливается с государством Однопартийная или вовсе отсутствует (правящая элита не представлена в виде партии, а другие партии или за- прещены, или отстранены от участия в управлении государ- ством) Многопартийная — разные партии сме- няют друг друга у руля власти, пооче- редно участвуя в формировании пра- вительства и других руководящих орга- нов государства
Характер идеологии и ее влияние на человека Государственной идеологией являет- ся идеология пра- вящей партии, вли- яние которой на население крайне сильное: ее ис- кренне разделяет и активно поддержи- вает большинство людей Государственная идеология стремится сохранить безальтер- нативный характер, но не оказывает су- щественного влияния на население, ее вли- яние на людей ослабленное Единую идеологию государства заменя- ют идеологии раз- личных партий, ко- торые регулярно сменяют друг друга у руля власти
Разделение властей Отсутствует — су- ды и парламент принимают только те решения, против которых не высту- пает глава государ- ства Отсутствует — суды и парламент (если он существует) прини- мают только те решения, против которых не выступает глава государства Существует — дей- ствия парламента и судов могут не со- гласовываться с мне- нием и интересами главы государства и (или) правительства
Роль и полномочия главы государства Глава государства играет главную роль в управлении государством, его полномочия факти- чески не ограниче- ны и сопровожда- ются всеобщим возвеличиванием (культом личности) Глава государства играет главную роль в управлении государством, его полномочия фактически никем не ограничены (ино- гда за исключением лиц из ближайшего окружения) Роль главы государ- ства в управлении государством не больше (часто мень- ше), чем у парламен- та, его полномочия существенно ограни- чены
Характер принятия политических решений Преимущественно единоличный — все важные решения принимаются главой государства Преимущественно единоличный — все важные решения принимаются главой государства Преимущественно коллегиальный — принятие наиболее важных решений от отдельных лиц пере- дано коллегиальным органам власти
Характер взаимо-отношений общества и государства Любые аспекты жизни общества (в политике, экономи- ке, искусстве, науке, спорте и т.д.) тотально до ме- лочей контролиру- ются государством Государство не позволяет людям свободно участвовать в политической жизни, но в остальных сферах (экономика, культура, религия) — контроль со стороны государ- ства ослаблен или отсутствует Государство пол- ностью не контролирует ни одну из сфер общественной жиз- ни, в том числе политическую сферу, в которой граждане могут действовать независимо и сво- бодно от власти, не опасаясь репрессий с ее стороны
Гражданское общество Отсутствует — его заменяют создан- ные государством массовые органи- зации, членство в которых является обязательным Неразвитое — неза- висимые от госу-дарства организации и движения существуют, но не оказывают существенного влия- ния на действия вла- сти Развитое — незави- симые от государства организации и дви- жения оказывают существенное влия- ние на действия вла- сти
Контроль над личной жизнью граждан Полный — госу- дарством контролируются внешний вид людей, их эстетические вкусы и т.п.   Как правило, отсут- ствует либо незначи- телен Отсутствует
Экономика Государственная с элементами вне- экономического принуждения (че- ловеку указывают, где работать) Рыночная или с элементами ры- ночной Рыночная
Положение СМИ Частные СМИ от- сутствуют, цензу- рой полностью контролируется от- ражение любых, в том числе неполи- тических аспектов жизни общества Цензурой жестко контролируется отражение политических ас- пектов общественной жизни; на рынке присутствуют негосударственные СМИ СМИ выполняют функцию контроля над властью: запрет цензуры позволяет им открыто критико- вать высших гос. ру- ководителей, разоб- лачать их корруп-ционные действия
Политический и юридический статус органов по- давления Органы подавления имеют огромные полномочия, в стране происходит легализация массо- вых репрессий, ко- торые не скрыва- ются и широко освещаются в госу- дарственных СМИ Ограничение дея- тельности органов подавления носит формальный харак- тер, т.к. на практике они подконтрольны только главе государства и руководствуются его приказами, а не законами — отсю- да исчезновения лю- дей и сходные явле- ния Деятельность таких органов под- контрольна различным институтам власти, кроме того является предметом присталь- ного внимания общественности, в частности СМИ




Наши рекомендации