Тема №4. Политические системы и политические режимы

Введение

Вопросы:

1. Структурные элементы и механизмы функционирования политических систем

2. Общее и особенное в организации тоталитарных и авторитарных систем власти

3. Демократия как общецивилизационная ценность и тип политического режима

4. Права и свободы человека и международные «стандарты» в этой той области

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· что стоит за понятием политической системы общества как сложной системы организации и регулирования политико-властных отношений; какие подсистемы, являющиеся, в свою очередь, сложными системами, структурируют политическую систему

· каким образом на развитие политической системы влияет национальное своеобразие общественной среды, в которую она погружена, в том числе такие факторы, как степень поддержки и характер требований, предъявляемых к системе со стороны социума

· какие ролевые функции и цели определяют «общественное лицо» политической системы и что в решающей степени обусловливает ее «способности-возможности», выступает критериями эффективности

· как соотносится понятие политической системы с понятием политического режима; какие принципы лежат в основании классификации политических режимов на два полярных типа: демократические и антидемократические

· какие «родовые» черты и признаки характеризуют антидемократические политические режимы в облике тоталитаризма и авторитаризма, равно как и их разновидностей, существующих в рамках обоих типов

· в чем суть демократии как общецивилизационной ценности и способа правления; каковы основополагающие принципы и атрибуты демократии, без реализации которых демократия превращается в свою противоположность, т.е. в диктатуру

· что входит в понятие неотчуждаемых прав и свобод личности и какие международные «стандарты» существуют в области политически-правового обеспечения основных прав человека и гражданина

· какие факторы обусловливает своеобразие перехода России от «социализма» назад к «капитализму» и что отражает результативность (может быть причислено к «плюсам» или к «минусам») процесса демократизации

и приобретете следующие компетенции:

· различать и соотносить понятие «политическая система» с такими понятиями, как «государственное устройство», «партийно-политическая система», «политический режим» и др.

· изложить основные различия во взглядах на политическую систему, характерные для сторонников системного подхода и подхода с позиций структурно-функционального анализа

· классифицировать политические системы по таким основаниям, как источник политической власти, отношение к действительности, состояние и уровень политической культуры и т.д.

· давать сравнительный анализ тоталитаризма и авторитаризма, выделяя как общие черты, так и существующие между этими режимами принципиальные различия

· различать такие понятия, как «формальная» и «неформальная демократия», «демократия прямая» (непосредственная) и «демократия представительная» (опосредованная) и др.

· сформулировать основные «формационные» предпосылки и условия становления и развития демократического политического режима, а также необходимые политико-правовые «предохранители» от его эрозии

· различать три поколения прав и свобод личности и существующие нюансы между этим понятием и понятием прав и свобод человека и гражданина

· определять «дистанции» и «разрывы» между правами и свободами человека, декларируемыми в Конституции РФ, и их реальным воплощением в жизнь

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Авторитаризм – недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими (самочинными) методами правления

Демократия – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека

Диктатура – неограниченная власть в государстве одного лица или небольшой группы

Права человека – понятие, характеризующее правовой статус личности по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах

Режим политический – совокупность средств и методов функционирования и поддержания политического порядка и государственной власти в стране

Система политическая – совокупность различных политических институтов и организаций, политико-правовых норм и правил, с помощью которых осуществляется политическая власть

Тоталитаризм – политический режим, стремящийся к установлению всеохватывающего контроля над различными сторонами жизни человека и общества в целом

Для изучения темы:

Прочитайте:

О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. Раздел 3. Структурно-функциональная организация политических систем и политических режимов. Главы: 3.1. Структурные элементы и механизмы функционирования политических систем (с. 168 – 189); 3.2. Общее и особенное в организации тоталитарных и авторитарных систем власти (с. 190 – 208); 3.3. Демократия как общецивилизационная ценность и тип политического режима (с. 209 – 224); 3.4. Права и свободы человека и международные «стандарты» в этой области (с. 225 – 244)

Обратите внимание на:

Важность этой темы в приобретении необходимых навыков самостоятельного анализа и оценок политической практики как в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья посредством использования «инструментального набора» базовых ценностей и критериев формирования и функционирования демократического политического режима. Воспринимая эти критерии и ценности в качестве нормативного идеала демократии (того, как должно быть) и преломляя их через призму того, что есть на самом деле, пытайтесь ставить и давать ответы на ключевые для россиян в этом плане вопросы, а именно: насколько все то, что сделано в стране за годы рыночных реформ, соответствует (и соответствует ли вообще) реальной демократии и реально «свободному обществу» и насколько осуществленные (осуществляемые) федеральными властями преобразования приблизили нас (и приблизили ли вообще) к тому, что существует в западных странах.

В равной мере это относится и к анализу реального положения дел в области прав и свобод человека и гражданина. Насколько (т.е. в каких объемах и пределах) может воспользоваться этими правами «среднестатистический» россиянин, если учесть, что большинство из этих прав и свобод (особенно из числа социально-экономических) требуют не только юридически-правового, но и ресурсного (материального) обеспечения, что без экономически суверенной (независимой) личности – личности, не озабоченной повседневным добыванием «хлеба насущного», все эти «прописанные» Конституцией РФ права и свободы превращаются в фикцию, приобретают для народа характер красивой конституционной сказки, и не более того.

Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Г.Алмонд, Дж.Пауэлл, К.Стром, Р.Далтон. Сравнительная политология сегодня. /Пер. с анг. – М.: Аспект Пресс. 2002, с. 69 – 92 (глава 2)

2. Даль Р. О демократии /Пер. с анг. – М.: Аспект Пресс, 2000 – с. 83 – 138 (гл. 8 – 11)

3. О.З.Муштук. Свобода как осознанная необходимость – М.: Обозреватель-Observer, 2001. №11 – с. 35 – 38

4. И.Н.Россоха. Тезисы о тоталитаризме – М.: ПОЛИС. 1995, №2 – с. 147 – 155

Обратите внимание на:

Содержащийся в этих публикациях сравнительный анализ политических систем и политических режимов, учитывая их многообразие, связанное с влиянием бесчисленного множества факторов: исторических традиций, культуры, религии, развития экономики и частного предпринимательства, степени зрелости гражданского общества и др. При этом каждая из политических систем имеет свои достоинства и недостатки. Но эффективной она может быть только тогда, когда строится не только на универсальных принципах демократии, но и с учетом специфики данного общества, его социокультурной предрасположенности к тому или иному типу развития в зависимости от стоящих перед обществом задач. «Все дороги ведут в Рим», но у каждого (народа) «своя дорога».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Структура и функции политической системы и механизмы ее взаимодействия с окружающей средой

2. Способности-возможности политических систем как факторы-детерминанты эффективности

3. Основные критерии классификации политических систем и их типологическая множественность

4. Понятие политического режима как функциональной стороны политической системы

5. Исходные черты и «родовые» признаки тоталитаризма как режима «всепоглощающего властвования»

6. Сущность и характерные черты авторитаризма как режима с «ограниченным плюрализмом»

7. Демократия как ценность и политическая форма общественного прогресса

8. Базовые принципы и атрибуты плюралистической (представительной) демократии

9. Права и свободы человека и международные стандарты в этой области

10. Основные направления и результативность политической модернизации (демократизации) России

Теоретический материал по теме:

Теоретический материал вопроса 1:

При изучении первого вопроса – Структурные элементы и механизмы функционирования политических систем – следует иметь в виду, что понятие «политическая система» относится к числу наиболее широких категориальных понятий в политической науке. Это понятие введено в научный оборот американским политологом Д.Истоном и используется для системного описания политических явлений, процессов, структур в их взаимосвязи и взаимодействии как друг с другом, так и с окружающей средой. Благодаря этому понятию политическая жизнь общества предстает как определенная устойчивая целостность, как интегральная совокупность структурной, организационно-институциональной и функциональной сторон политики.

Подобно тому, как в экономической системе центральным элементом является собственность, стержнем политической системы, определяющим ее сущность, природу, структуру и границы, является политическая власть. В то же время было бы неверным сводить политическую систему только к системе политических (прежде всего государственных) институтов и существующих между ними взаимоотношений и зависимостей. Понятие политической системы много шире и охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки политических проблем, на выработку и реализацию решений в сфере политико-властных отношений.

Будучи сверхсложной системой, политическая система распадается на ряд ее структурирующих подсистем, среди которых следует различать:

· институциональную подсистему(политические учреждения и институты)

· коммуникативную подсистему(политические взаимосвязи и взаимодействия)

· нормативную подсистему(политико-правовые и нравственно-этические нормы и правила)

· политико-идеологическую подсистему (политическое сознание и политическая культура)

· функциональную подсистему(политические «технологии» и инструментарий отправления власти).

В структуре политической системы принято выделять и подсистемы трех уровней власти и политико-властных отношений – двух институциональных: высшего, или верхнего, (мегауровень, или мегавласть) и среднего, или промежуточного, (мезоуровень, или мезовласть), и третьего нижнего, массового (микроуровень, или микровласть).

Для того чтобы четко представлять себе механизмы функционирования политической системы, необходимо исходить из того, что эта система сродни кибернетической и, как таковая, погружена в среду (т.е. социум), который поставляет ей все необходимые ресурсы для развития. Учитывая это непрерывное взаимодействие системы и среды, следует разобраться с тем, что питает систему на «входе» (требования и поддержка) и что имеется на «выходе» (практические политические решения и действия).

В равной мере, требуется усвоить, какими «способностями-возможностями»должна обладать система для того, чтобы адекватно реагировать на вызовы среды и обеспечивать свое выживание, и при каких условиях она теряет свою эффективность и рано или поздно разрушается.

Особого внимания заслуживает вопрос о типологической множественности политических систем. Среди всего многообразия существующих в этой области подходов первостепенное значение имеет уяснение типологии с позиций «теории развития» и связанных с ней понятий «политические изменения» и «политическая модернизация».

В том числе уяснение типологии, предложенной в рамках этой теории американским политологом Г.Алмондом. Используя такие критерии, как уровень структурной дифференциации и специализации, степень развития способностей к инновации, мобилизации и выживанию и т.д., Г.Алмонд классифицирует политические системы на традиционные, авторитарные (модернизаторские и консервативные), тоталитарные (коммунистического и фашистского типа), демократические (опекунские, застойные и стабильные).

К какому из этих типов относится нынешняя Россия – страна, которая переживает далеко не первые в своей истории попытки модернизации государства и общества? Ответом на этот далеко не простой вопрос следует заключить изучение первого вопроса темы.

Теоретический материал вопроса 2:

При изучении второго вопроса – Общее и особенное в организации тоталитарных и авторитарных систем власти – необходимо, прежде всего, уяснить суть понятия «политический режим», которым охватывается функциональная сторона политической системы. В содержательном смысле это понятие раскрывает способ правления, т.е. механизмы и технологии формирования и функционирования политической власти.

Важно также усвоить критерии, по которым политические режимы подразделяют на две большие группы: антидемократические (тоталитарные и авторитарные) и демократические (парламентские и президентские).

Для понимания существа тоталитаризма решающее значение имеет его трактовка как режима «партии-государства», режима «всепоглощающего (всеохватывающего) властвования». Это значит, что при этом режиме нет зон, свободных от партийно-государственного вмешательства, и вся жизнь граждан, вся их деятельность подвержена принудительному регулированию со стороны партийно-государственных органов, что (помимо прочего) находит свое концентрированное выражение в правовом принципе тоталитаризма: «разрешено только, что приказано властью, все остальное запрещено».

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебный демократии режим, следует выделить и уяснить:

· идеологический абсолютизм (тоталитарный режим – это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии и ею же детерминируется)

· единовластие одной партии – «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

· организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

· монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

· централизованный контроль над экономикой(экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе как концентрированное выражение политики)

· милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»)

Эти и многие другие признаки, вытекающие из характеристики тоталитаризма как режима всеобъемлющего властвования, позволяют понять и осмыслить тайну «кощеевой смерти» фашистских и коммунистических режимов, в рамках которых тоталитаризм приобрел наиболее зрелые и законченные формы, и ответить на вопрос о том, почему эти режимы оказались исторически несостоятельными и бесплодными.

В качестве отправной точки изучения авторитаризма (как второго типа антидемократических режимов) необходимо обратиться к его определению как режима с «ограниченным плюрализмом».

Из этого определения со всей очевидностью следует, что, в отличие от тоталитаризма, при этом режиме отсутствует тотальное поглощение общества государством. И хотя авторитарная власть (как и тоталитарная) тоже не ограничена законом и опирается на силу (потенциальную или реальную) и точно так же (как и тоталитарная) отчуждает народ от политики и не допускает существования легальной политической оппозиции, тем не менее она «оставляет в покое» (т.е. не вмешивается или ограниченно вмешивается) в те области общественной жизни, которые напрямую (непосредственно) не связаны с политической деятельностью. Поэтому с точки зрения допустимого и запретного при авторитарном режиме господствующим является не принцип: «все, что не разрешено, запрещено», а принцип: «разрешено все, что не имеет отношения к политике».

Среди других отличных от тоталитаризма признаков авторитарного режима следует также обратить внимание на «деидеологизацию». В том смысле, что у этого режима нет единой «монистической» идеологии с установкой на строительство «нового общества» и формирование «нового человека». Здесь такого рода идеологическая «библия» заменятся конструкциями, основанными на апелляции к общенациональной идее, государственному патриотизму и т.д.

Следует учесть и такую черту, как отсутствие жесткого монопольного контроля над экономикой – авторитарный режим вполне уживается с рынком и не только не разрушает, а, наоборот, благоприятствует развитию рыночных отношений и рыночной (экономической) демократии.

То же касается социокультурной сферы, сферы межличностных отношений и др., которые чаще всего развиваются как относительно автономные и независимые от властей.

Заключить изучение авторитаризма следует ответом на вопрос о том, можно ли этот режим точно так же, как и тоталитарный, назвать «стопроцентным» антиподом демократии или же в нем в том или ином виде присутствуют ростки этой последней (т.е. демократии), что позволяет осуществлять переход на рельсы демократического развития не революционным, а эволюционным путем – путем «мирного врастания» авторитаризма в демократизм.

Теоретический материал вопроса 3:

При изучении третьего вопроса – Демократия как общецивилизационная ценность и тип политического режима – необходимо исходить из того, что, хотя слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа» (или «народовластие»), фактически же и при этом режиме народ не сам управляет собой, им управляют. Но в отличие от других режимов то меньшинство, которое управляет, при демократии непосредственно избирается и ротируется (обновляется) народом. Минуя механизм народного волеизъявления к власти при демократии прийти нельзя. Отсюда ключевая роль института свободных демократических выборов, в рамках которых народ передает (делегирует) свою первичную власть органам, действующим от его имени. В результате чего демократия приобретает характер представительной демократии.

Среди исходных принципов демократии, вытекающих из этого ее определения как политического режима, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством, особо следует выделить и усвоить:

· принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ

· свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей

· участие гражданв управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)

· конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом

· наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство

· принцип разделения властей, в соответствии с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

Исходя из этих (и многих других) принципов демократической организации общественной жизни и воспринимая их в качестве нормативного идеала (того, как должно быть), изучение демократии следует заключить осмыслением политических реалий сегодняшней России (того, что есть на самом деле). Следует попытаться ответить на вопрос о том, насколько все то, что сделано в стране за годы рыночных реформ, соответствует (и соответствует ли вообще) реальной демократии и насколько осуществленные (осуществляемые) радикальные преобразования приблизили нас (и приблизили ли вообще) к тому, что существует в этом плане в западных странах.

Теоретический материал вопроса 4:

При изучении четвертого вопроса – Права и свободы человека и международные «стандарты» в этой области – следует четко представлять себе, прежде всего, чрезвычайную важность этой проблематики. Сегодня признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются исходным критерием демократичности любого политического режима и лежат в основе доказательства правомерности (обоснованности) его притязаний на то, чтобы называться таковым (т.е. демократическим).

Необходимо различатьпонятия «права человека» и «права гражданина». При всей кажущейся идентичности эти понятия не тождественны друг другу. Первые (права человека) обусловлены естественными, природозаданными и природосообразными факторами. Ими люди наделены с момента рождения (право на жизнь, собственность, свободу и т.д.). Вторые (права гражданина) отражают уровень готовности государства и общества наделить своих граждан правами в полном соответствии с этими естественными и неотчуждаемыми правами человека (с учетом специфических особенностей данного конкретного государства и общества), гарантировать в законодательном порядке их соблюдение и защиту.

Следует учитывать также, что «права гражданина» – понятие не столь устойчивое, как «права человека». По самому своему смыслу права гражданина даны человеку в рамках принадлежности к гражданству той или иной страны. В определенных случаях люди, проживающие в одной и той же стране, обладают далеко не одинаковыми правами, поскольку одни из них являются гражданами этой страны, а другие – нет. Эти права могут быть различными по отношению к владению той или иной собственностью, участию в выборах, возможности занятия той или иной государственной должности и т.п. Что же касается прав человека, то независимо от гражданства они неизменны и должны соблюдаться неукоснительно.

Важно также обратить внимание на соотношение и взаимосвязь понятий «права» и «свободы». Свободы – это те же права, только они неотъемлемо, естественно принадлежат человеку со дня его рождения, не допускают вмешательства государства, обязанного лишь заботиться об их соблюдении, гарантировать их защиту.

Среди всего многообразия прав и свобод человека и гражданина следует различать права гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Четко представлять себе их генезис в историческом плане (три поколения прав и свобод человека), а также то, что для реализации всех этих прав и свобод требуется не только (и даже не столько) их юридически-правовое закрепление в основном законе страны (конституции) и других нормативных актах. Главное – их обеспечение на практике. Если права и свободы человека не гарантируются (и не охраняются) государством, то они превращаются в фикцию, принимают характер «бумажных» (декларативных) прав и свобод без возможности пользоваться ими в реальной жизни как на уровне отдельной личности, так и массы.

Особо следует выделить и усвоить положение о том, что реальные права и свободы человека невозможнытакже без экономического суверенитета (независимости) личности. Только человек в той или иной мере огражденный от материальной нужды, не озабоченный повседневным добыванием «хлеба насущного» может стать хозяином собственной судьбы, проявить себя как личность (индивидуальность) не только в экономической сфере, но и на ниве духовного творчества, активной общественной и политической деятельности и т.д.

Только BEATI POSSIDENTES (обладающие имуществом) могут быть полноценными гражданами и лучше любого правительства знать, что им нужно для счастья, не позволять этому правительству управлять собой как «стадом баранов». Если же свобода ограничена нищетой и бедностью, то она на самом деле является не свободой, а рабством. И единственным «правом», которым в состоянии реально воспользоваться человек, живущий на грани физического выживания, это «право» на суицид.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

Тоталитаризм и демократия – диаметрально противоположные политические режимы. Сравнивая оба эти режима через призму их структурирующих базовых основ и принципов, продумайте формулировки фундаментальных различий между ними в том, что касается:

1. Понимания всеобщего блага и того, кем и каким образом оно формулируется

2. Отношения к идеологии и возможности легального существования «инакомыслия»

3. Права граждан на независимую от государства групповую организацию и общественную самодеятельность

4. Практики партийного строительства и возможности оппозиционной политической деятельности

Напишите небольшое эссе (объемом в 2 – 3 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:

Вопросы для краткого эссе:

1. Какие подсистемы структурируют политическую систему, придавая ей облик сверхсложной системы?

2. Каковы механизмы и каналы взаимодействия политической системы и внешней среды?

3. Из каких явлений и процессов складывается то, что принято называть «опорами» политической системы?

4. Какими «способностями-возможностями» должна обладать политическая система для того, чтобы быть эффективной?

5. Что роднит, а что существенным образом отличает политические режимы в лице тоталитаризма и авторитаризма?

6. В чем заключается коренное отличие «олигархичности» демократии от «олигархичности» других режимов?

7. Каковы суть и содержание такого понятия-характеристики демократии, как «конституционализм»?

8. Возможна ли реализация прав и свобод человека, если они не гарантируются государством?

Выполните тестовые задания для самопроверки

· Контрольный тест раздела 3. Структурно-функциональная организация политических систем и политических режимов из книги: О.З.Муштук. Политология. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2006. – с. 331 – 339

Для подготовки к консультации:

· Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя

· Ознакомьтесь в классе виртуальных консультаций со списком наиболее часто задаваемых вопросов. Возможно, Вы найдете там ответы на возникшие у Вас вопросы


Наши рекомендации