Лекция 6. Эффективность власти. Политические институты. Политические системы. Политические режимы.

Соотношение легитимности и эффективности власти.

Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан.

Механизмы формирования и осуществления политической власти:

делегирование власти,

разделение власти,

политический режим,

государственное устройство

правление.

Делегирование власти – это механизм передачи властных полномочий от одного субъекта другому на основе юридической системы, принятой в государстве и обществе.

В традиционном обществе в условиях монархий делегирование осуществлялось на основе принципа наследования власти внутри правящей династии. В современном обществе делегирование власти осуществляется рационально-легальным способом на основе института выборов.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви также является механизмом формирования политической власти, благодаря которому достигается устойчивость политической системы, сбалансированность и равновесие власти за счет сдержек и противовесов, ее эффективность в управлении общественными процессами.

Политика обладает тенденцией к институционализации своих политических отношений, что предполагает образование политических институтов, в противном случае, будет приводить к стихийности и спонтанности политических процессов, что, в свою очередь, чревато негативными последствиями в целом для общества.

Политический институт – это исторически сложившийся, устойчивый тип политических отношений и взаимодействий субъектов политики, предполагающий возникновение соответствующих учреждений и организаций, призванных эффективно осуществлять политическую власть, сохранять устойчивость и целостность общества.

Политический институт – разновидность социальных институтов, осуществляющих определенный вид политической деятельности.

Основные политические институты – власть, государство, политические партии, выборы, средства массовой информации.

Кроме этого, следует назвать государственно-политические институты: президентство, парламент, правительство, суд, армия и другие.

В период формирования политологии как науки, получивший название институциональный, преимущественно акцент делался именно на изучении государственных институтов: парламента, правительства, бюрократии.

В 70-80-е годы прошлого столетия изменилась трактовка – институт стал определяться как «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система механизмов, обеспечивающих их выполнение.

Неоинституционалисты (Дж. Марч, М. Олсон) выделяли два типа институтов:

Формальные (представляют собой универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, правовые нормы).

Неформальные (неформальные правила, которые регулируют отношения между людьми в обществе).

На бихевиоралистском этапе развития политологии наряду с институциональным подходом активизируются другие подходы – системный и структурно-функциональный подход, что привело к возникновению и теоретическому обоснованию новой категории в политологии «политическая система».

Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем, это строение, внутренняя форма организма системы, вступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.

Особенность системного подхода заключается в том, что основной акцент делается на описании и характеристике факторов, обеспечивающих целостность политической сферы общества.

Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Т. Парсонс, которую он рассматривал как подсистему общества, связанную с функцией достижения целей.

Теория политической системы непосредственно была разработана Д. Истоном (род. 1917) и Г. Алмондом (1912-1992).

Истон (автор работ «Политическая система» (1953), «Системный анализ политической жизни» (1965), «Основы политического анализа» (1979) и др.) понимал под политической системой совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе.

Алмонд (автор работы «Политика развивающихся регионов», 1971) понимал под политической системой совокупность институтов (парламенты, бюрократии, судьи), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в нём социальных групп.

По Алмонду, система имеет функции «входа» и «выхода».

Функции «входа»:

артикуляция и агрегирование интересов,

политическая социализация и рекрутация,

политическая коммуникация.

Функции «выхода»:

определение правил (нормотворчество или законотворчество),

применение правил (исполнение законов),

контроль за соблюдением законов и правил.

Политическая система общества – это целостная, властно-упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей отношений и принципов политической организации общества.

Политическая система включает следующие подсистемы:

- институциональная (государство, партии, общественные организации, политические элиты и т.п.);

- нормативная (конституция, законы, уставы и программы партий, нормы политической морали, политические традиции);

- духовно-психологическая и культурная (политические интересы, политическое сознание, политическая наука, политическая идеология, политическая психология, политические ценности, общественное мнение, политическая символика);

- функциональная (совокупность форм и методов политической деятельности);

- коммуникативная (формы, методы, способы политического общения и обмена политической информацией; средства политической коммуникации).

Политический режим – реальное воплощение политической системы на практике, упорядоченное взаимодействие ее структур, а также совокупность методов осуществления государственно-политической власти и достижения политических целей.

Типы политических режимов:

- авторитарный

- тоталитарный

- демократический

Понятие «политический режим» неразрывно связано с понятием «государство», ибо первое выступает способом существования второго.

Наши рекомендации