Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
И.А.Адигамов,
Государственный секретарь Республики Башкортостан
Российская Федерация за последние годы по сути дела из унитарного государства превратилась в федерацию, идущую по пути строительства правового государства и гражданского общества. Процесс этот не завершен, модель российского государственного устройства далека от совершенства, тенденции в ее развитии весьма противоречивы. Одна из примет времени; бурно развивается законодательство субъектов Российской Федерации, хотя в разных субъектах концепции развития законодательства существенно различаются. В этих условиях интересен опыт нашей республики, которая уже на сегодняшний день сформировала достаточно развернутую систему собственного законодательства.
В настоящее время Республика Башкортостан является несомненным лидером по числу принятых законов. Их в республике в настоящее время более 350-ти. Для сравнения: большинство субъектов Российской Федерации имеют от 100 до 200 законов. С некоторым отставанием от Республики Башкортостан идут Республика Карелия (около 300 законов) и Вологодская область (около 250 законов). Отличительной особенностью Республики Башкортостан является то, что она пошла по пути разработки и принятия кодексов. Сейчас в республике действуют 16 кодексов, в то время как в других субъектах Федерации принято в среднем 2-3 кодекса. В Башкортостане ставится вопрос о систематизации законодательства посредством издания Свода законов. В этих целях еще 1 ноября 1995 года был подписан Указ Президента Республики Башкортостан «О подготовке к изданию Свода законов Республики Башкортостан», а затем 26 декабря 1996 года был принят Закон Республики Башкортостан «О Своде законов Республики Башкортостан», установивший конкретные сроки инвентаризации всех действующих, формально не отмененных законов и иных нормативных правовых актов республики и их систематизации для включения в Свод законов.
В то же время есть субъекты Российской Федерации, законодательство которых еще не получило должного развития. Некоторые субъекты больше ориентируются на федеральное законодательство, дополняя, конкретизируя, а иногда и утверждая федеральные законы специальными ак-
Тами своих парламентов.Своя система законодательстватаких субъектов насчитывает лишьнесколько десятков законов. Конечно, такой подход к собственному законодательству субъектов Российской Федерации вряд ли позволит им осуществить комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений сучетом региональных и национальных особенностей.
Следует признать, что не все согласны с нашим подходом к формированию республиканского законодательства- Кое-кто видит в этом стремление Башкортостана, создав соответствующую правовую базу, выйти из единого правового пространства России. Отсюда стремление некоторых политиков с унитаристским настроением обуздать «непокорный», на их взгляд, Башкортостан принятием федеральных законов свести его суверенитет к нулю, привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным, причем без всякого учета Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».
Между тем законотворческая политика Республики Башкортостан обусловлена федеративной природой российского государства и строится в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации, в частности с ее статьей 76, предусматривающей право субъектов Российской Федерации при определенных условиях на собственное правовое регулирование путем принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Говоря о правовых основах формирования самостоятельной системы законодательства Республики Башкортостан, следует отметить, что это вытекает из основополагающих политико-правовых документов, на которых зиждется вся российская государственность. В их числе Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан, Федеративный договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкотостая» и подписанные вслед за ним межправительственные и межведомственные соглашения.
Исходным документом в деле формирования законодательства Республики Башкортостанстала Российская Декларация о государствен-
Ном суверенитете, закрепившая правокаждого народа на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах, а также необходимостьсущественного расширения прав авто-номных республик бывшейРСФСР.
На этой основе Верховным Советом Республики Башкортостан 11 октября 1990 года была принята своя Декларация о государственном суверенитете, которая провозгласила право республики на собственную систему законодательства и закрепила юридическую силу Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Башкортостана.
Следующим важным документом стал Федеративныйдоговор от 31марта 1992 года и Приложение к нему от Республики Башкортостан, которые подтвердили право Республики Башкортостан иметь собственную систему законодательства.
Конституция Российской Федерациитакже закрепила права субъектов Федерации на собственное правовое регулирование, принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Опираясь на это, Конституция Республики Башкортостан уделила большое внимание вопросам республиканского законодательства. Ни в одной другой республиканской Конституции не уделяется столько внимания этой проблеме. В Конституции Башкортостана системе законодательства посвящено шесть статей, которые объединены в часть 1 главы XII. В статье 126 указывается, что Республика Башкортостан имеет самостоятельную систему законодательства, обеспечивающую правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых добровольно передано республикой по Договору в ведение Российской Федерации. Статья 127 посвящена закреплению приоритетных направлений развития системы законодательства Республики Башкортостан. Статья 128 устанавливает юридическую силу федеральных и республиканских законов. Статьи 129-131 подробно регламентируют процесс законотворчества.
Рассмотренные конституционные положения о праве Республики Башкортостан на собственное законодательство нашли признание федерального, центра в подписанном 3 августа 1994 года Российской Федерацией и Башкортостаном двустороннем Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В пункте 3 статьи 4 этого Договора закреплено деление республиканского законодательства на конституционное и текущее. Юридическое закрепление системного характера законодательства Республики Башкортостан и выделение его структурных подразделений (конституционного и текущего) имеет большое
значение в деле его создания и для практического решения вопроса о соотношении республиканского и федерального законодательства.
Таким образом за несколько лет реформирования федерализма в России была создана надежная правовая основа для становления самостоятельной законодательной системы Республики Башкортостан. От идеи расширить права автономных республик бывшей РСФСР до юридического закрепления и признания федеральным центром самостоятельной системы законодательства Республики Башкортостан, состоящей из конституционного и текущего уровней. Таков охвативший достаточно короткий промежуток времени путь формирования правовых основ для законодательства республики.
Тот факт, что законодательство Республики Башкортостан отличается от законодательства других субъектов Федерации, также вполне закономерен и обусловлен своеобразием федеративной природы российского государства, в частности, ее фактической асимметричностью. Трудно считать равноправными субъектами, например, республику в составе России и, скажем, автономный округ, который в свою очередь входит в состав другого субъекта Российской Федерации. Неслучайно, руководствуясь статьей 78 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации используют практику передачи части своих полномочий наиболее крупным субъектам, прежде всего республикам, Законодательство республик, как правило, обширнее и богаче по содержанию, чем законодательство других субъектов Федерации. К сожалению, при принятии некоторых федеральных нормативных правовых актов, особенно ведомственных, их авторы не учитывают это обстоятельство, подгоняя всех субъектов Федерации под единый шаблон, вследствие чего нередко возникают правовые коллизии.
Наша политика в области законотворчества опирается на конституционные положения о сохранении в собственности многонационального народа республики природных ресурсов, обеспечении равной защиты всех форм собственности и экономических прав граждан, установлении права республики на внешнеэкономические связи, сохранении оправдавших себя коллективных форм ведения сельского хозяйства, которые отражают многовековые традиции народов, проживающих в Башкортостане, Государство, его органы видят свою основную задачу в создании таких правовых предпосылок, которые бы обеспечили нашим гражданам уверенность в завтрашнем дне. Предметом каждодневной заботы в настоящее время остаются проблемы своевременной выплаты заработной платы, пособий, других социальных выплат, не допуская повышения цен на продукты питания и товары первой необходимости.
• Опираясь на эти концептуальные основы, законодательство республики уже сегодня достаточно эффективно регулирует общественные отношения. Башкортостан одним из первых создал необходимые конституционные основы для реализации суверенитета республики. У нас приняты законы о Президенте, Государственном Собрании, Кабинете Министров республики, республиканских органах исполнительной власти. В республике действует целый пакет законов о судебной системе: о Конституционном суде, Верховном суде, Высшем арбитражном суде, недавно принят закон о мировых судьях. Много в республике делается для защиты прав и свобод человека и гражданина- Башкортостан стал первым субъектом России, где на основе республиканского закона был учрежден пост Уполномоченного по правам человека. Республика Башкортостан имеет развитое земельное, экологическое, хозяйственное законодательство. Сейчас в республике идет процесс принятия законов о языках народов Башкортостана, республиканском гражданстве и т.д.
Несмотря на очевидные достижения в области формирования законодательства Республики Башкортостан, находятся политики, которые не замечая успехов, стараются столкнуть наше законодательство с федеральным законодательством, выискивая, причем порой искусственно, правовые коллизии. Как любой развивающийся объект, законодательство не может не иметь противоречий. Главное найти цивилизованный механизм их устранения, устраивающий как федеральный центр, так и республику.
Говоря о таких противоречиях, нельзя не отметить, что в их возникновении не столько вина,сколько беда законодателей субъекта Российской Федерации, т.к. федеральные органы власти сами до конца не последовательны. Подтверждением тому может служить разница в подходах к правовому статусу субъектов России, соответственно, ких полномочиям, содержащимся в Федеративном договоре. Конституции Российской Федерации и двустороннихДоговорах между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, необходимым условием согласования федерального законодательства и законодательства субъектов России является устранение коллизий в самой Конституции Российской Федерации, а также между нею и федеральными законами.Без наведения порядка в самом федеральном законодательстве, устранения существующих в нем противоречий, прежде всего в вопросах компетенции субъектов Федерации, согласовать это законодательство с законодательством субъектов России, втом числеРеспублики Башкортостан, не представляется возможным.