Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан

М.А.Аюпов,ректор Академии государственной службы и управления при Президенте РБ

Сегодня в политической науке есть две тенденции, рассматриваю­щие теорию и практику политической жизни в республиках России. Сто­ронники первой считают, что повышение самостоятельности регионов стало мощным катализатором их формирования как важных центров по­литической жизни, которая не всегда является точным отражением обще­ственно-политических процессов, происходящих в стране.

Республика действительно ныне представляет политическое про­странство, где разрабатывается и осуществляется определенная государст­венная политика, существует целостная, упорядоченная совокупность по­литических институтов, принципов политической жизни, а характер и со­держание политического участия населения в политическом творчестве составляют основу региональной политической системы.

Вместе с тем существует и другая точка зрения, когда местная поли­тика трактуется лишь как частный вариант, некая блеклая копия внутрен­ней государственной (экономической, социальной) политики федератив­ного государства.

На наш взгляд, будучив целом региональным измерением полити­ческого процесса в России, политическая организация общественной жиз­ни в республике (государстве) скорее всего может характеризоваться как целостная политическая система.Этот выводоснован на том, что респуб­лика по Конституции России и Федеративному договору является государ­ством, которое имеет избранные населением по местному законодательст­ву институты исполнительной и представительной власти, самостоятель­ную законодательную систему, гражданское региональное сообщество, множество политических партий и движений.Все они стремятся активно участвовать в политической жизни.

В связи с этим представляет значительный интерес анализ модели новой политической системы, которая была обозначена в первой демокра­тической,самостоятельно разработанной Конституции Республики Баш-

кортостан, принятой 24 декабря 1994 года, которая пять лет функциониру­ет и развивается в реальной практике.

Сразу отметим, что ее несущие конструкции были сформированы в 90-е годы в связи с процессами децентрализации власти в Советском Союзе и России. Сверхцентрализация власти, основанная на советском типе политической системы, привела к глубокому кризису нашу общест­венную систему в целом, спровоцировав в республике бурные процессы модернизации политических структур, особенно органов государственной власти.

Естественно, институционализация новых политических учрежде­ний и процессов осуществлялись в условиях борьбы старого и нового, то­талитарного и демократического, обусловленных стремлением пришед­ших к власти демократических сил в Центре, а также местной политиче­ской элиты, представителей местной интеллигенции быстрее формировать основы демократического правового государства и гражданского общест­ва. В то же время политическое сознание населения осталось советским;

сохранить асе то хорошее, что было в условиях советской власти - равен­ство, хотя и формальное, но представительное народовластие, социаль­ный патернализм государства и т.д.

Прежде всего надо отметить, что в системе политических отноше­ний важную роль занимает реализация политических прав и свобод. На­ша республика в числе немногих субъектов России за годы демократиче­ского развития успела сделать очень многое для обеспечения гарантий в области политических прав и свобод граждан. В развитие основных кон­ституционных положений, имеющих политическое содержание, уже при­няты и действуют Кодекс о выборах, законы о государственной службе, о свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятиях, схо­дах (собраниях) граждан; об обращениях граждан; о свободе совести и вероисповедания, общественных объединениях, Кодекс о средствах мас­совой информации и многие другие.

Таким образом, в Башкортостане имеются достаточные правовые основы для того, чтобы первичный субъект политики - человек и гражда­нин - мог быть интегрированным в систему политических институтов об­щества, участвовать в политических процессах и реализовать свои интере­сы и потенциал в политической сфере. Конституционные нормы, законы, другие нормативные акты, принятые в развитие конституционных поло­жений, нормы деятельности общественных организаций составляют наря­ду с политическими традициями, этико-моральными нормами достаточно разработанную, организационно-процессуально отлаженную норматив-

ную базу для обновления и демократизации общественной жизни совре­менного Башкортостана.

Важным элементом политической системы являются, естественно, политические институты, такие, как государство, законодательные, ис­полнительные и судебные органы власти. В первом и третьем разделах Конституции изложены важнейшие принципы и положения, которые ха­рактеризуют Республику Башкортостан как суверенное демократическое государство. Суверенность этого государства, по Конституции, заключает­ся в том, что оно обладает высшей властью на своей территории, само­стоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию РБ и республиканские законы, имеющие верхо­венство на всей ее территории.

В Конституции определены границы самостоятельности Башкорто­стана, который, будучи субъектом обновленной Российской Федерации, входитв ее состав и строит свои отношения с ней на договорных началах.

Что касается государственного устройства, формы правления, то их сущность заключается в следующем. Это, скорее всего, формирующееся государство с политическим режимом демократического характера, но с родимыми пятнами советской политической системы. Эта форма правле­ния признает народ в качестве единственного источника власти и его пра­во участвовать в решении государственных и общественных дел, в кото­ром граждане наделены достаточно широким кругом прав и свобод.

Характерные черты этой демократической модели организации го­сударственной власти заключаются прежде всего в том, что:

1) Президент, представительные органы всех уровней, органы мест­ного самоуправления избираются путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании;

2) государственная власть осуществляется по принципуее разделе­нияна законодательную, исполнительную и судебную;

3) действует профессиональный парламент, издающий законы и иные правовые акты;

4) признается многопартийность и идеологическое многообразие;

5) политические решения принимаются большинством при уваже­нии интересов и прав меньшинства.

Надо подчеркнуть, что эта модель политической системы, целостно закрепленная в Конституции Республики Башкортостан, отвечает самым строгим требованиям, предъявляемым сегодня политической наукой к демократической политической организации общественной жизни.

В то же время мы не можем не отметить ряд особенностей общест­венной жизни, которые обусловлены нашей Конституцией. Это касается

преждевсего политического участия граждан в государственной и обще­ственной жизни, организации государственной власти и ее взаимодействия с федеральными органами, баланса ветвей власти, других проблем.

Мы знаем, что основной субъект политики - гражданин и человек -по результатам ряда социологических исследований, пока весьма слабо (только каждый десятый) идентифицирует реализацию своих социальных, национальных и политических интересов в рамках общественных объеди­нений. Да и сама наша Конституция не отводит политическим партиям, многопартийности той роли, которую они должны играть и играют в раз­витых демократических государствах.

В частности, в нашем законодательстве не предусмотрены выборы по партийным спискам, нет официально оформленных партийных фрак­ций в парламенте и местных представительных органах, что мешает ин-ституционализации социальной и политической базы действующих сего­дня органов власти.

Ответственное место в системе государственной власти Конститу­ция отводит Государственному Собранию, которое является двухпалат­ным, профессионально осуществляющим законотворческие и законода­тельные функции. Двухпалатные законодательные и представительные ор­ганы действуют также в ряде других субъектов Федерации. При этом наш республиканский парламент осуществляет законодательную, представи­тельную, контрольную, учредительную и иные функции.

Важную роль в политической системе играет институт президентст­ва и исполнительная власть. Будучи главой республики, ее высшим долж­ностным лицом, Президент обладает широкими полномочиями. Исполни­тельная властьво главе с Президентом в Башкортостане, как и во многих других регионах нашей Федерации, является практически главным субъ­ектом принятия важных политических решений.

Конституция позволяет Президенту не толькообеспечить функцио­нирование сильной и эффективной исполнительной власти (аэто крайне важно в переходный период), но и добиться осуществления единства и со­гласования действийвсех ветвей власти, что создает стабильность и эф­фективность политической системы и общественной жизнив целом.

Заложен в нашей Конституции и определенный дисбаланс между ветвями власти. Ряд исследователей прямо отмечают, что в государствен­ной системе Республики Башкортостанв соответствии с ее Конституцией перевес полномочий у высшего представительного и законодательного ор­гана может привести к нарушению принципа разделения властей, реаль­ной советизации государственной жизни в республике.

Известно, что Конституция создала правовую основу для постепен­ного превращения Башкортостана в реальное самостоятельное государ­ство.Она также предусматриваетправовой инструмент обеспечения при­знания суверенитета республики в рамках Российской Федерации - подпи­сание соответствующегоДоговора с федеральным центром и его реализа­ция.

Однако в практической жизни существуют определенные разногла­сия между республиканской и федеральной властью по поводу понимания реального содержания государственной самостоятельности Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации, Это разногласие пока не преодолено.

Скорейшее снятие этого противоречия в духе положений Конститу­ции республики и Договора от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти Республики Башкортостан» привело бы к более четкому за­креплению статуса Республики Башкортостан как суверенного государства в составе Российской Федерации.

Таковы некоторые проблемы функционирования и развития полити­ческой системы, которые вытекают из нашего Основного Закона.

Наши рекомендации