Конституция республики башкортостан и проблемы юридического образования

А-Н.Тимонин, профессор юридического факультета БашГУ

Новая Конституция Республики Башкортостан предъявляет новые требования к подготовке юридических кадров.

Действительно, даже такие традиционные вопросы юридического образования: кого учить, как учить и чему учить, сегодня приобретают но­вое звучание. Каким же образом они должны решаться? Коль скоро при разработке Конституции республики широко использовались междуна­родные стандарты, то особое значение приобретает опыт, накопленный странами дальнего зарубежья. В этой связи обычно вспоминают достиже­ния американских и западно-европейских университетов. Думается, что не менее поучителен опыт «страны восходящего солнца».

К примеру Японии обращаются всякий раз, едва речь заходит о проблеме национального возрождения. Среди предпосылок успешного решения этой проблемы немалое значение принадлежит высокому обще­образовательному уровню японской молодежи. Благодаря публицистиче­ской деятельности журналистов-международников успехи Японии в сфере образования обычно ассоциируются с так называемым «экзаменационным адом», который юные японцы претерпевают на себе с четырех лет. Гораз­до меньше внимания обращается на «метод забивания гвоздей» (своего рода «штамповку»), который царит в большинстве японских вузов и сво­дит учебный процесс к пустой формальности. Стоит ли удивляться тому, что многие японские студенты рассматривают время пребывания в вузе, как единственную возможность для отдыха от «экзаменационного ада» и от той напряженной трудовой деятельности, которая ожидает их на рабо­чих местах. Стоит ли удивляться той убийственной характеристике систе­мы высшего японского образования, которая дана одним из лидеров япон­ского бизнеса: «Японские учебные заведения выродились, - подчеркивает К. Мацусита, - в фабрики по производству схоластов в лучшем случае или тупиц - в худшем».

Но вправе ли мы на этом основании ставить под сомнение привле­кательность всей системы образования «страны восходящего солнца»? Ка­залось бы, что на этот вопрос должен последовать утвердительный ответ, Однако в ней есть одна существенная деталь, заслуживающая самого при­стального внимания. Так, наряду с обычными в Японии существуют так

называемые «элитарные высшие учебныезаведения». По подсчетам В.Цзетова, ихпорядка семи навсю страну.Что же отличает эти вузы от других? Преждевсего престиж, который несовместимсо «штамповкой, принятойв обычных японских высших учебных заведениях». Обращают на себя внимание ите цели, которые ставят передсобой учащиеся супер­элитарного японскоговуза - «школы государственного управления и про­мышленного менеджмента». На вопрос, поставленный В.Цветовьш: «Кем выхотите стать после окончания школы?», учащиеся дали в высшей сте­пени любопытные ответы. Один из них заявил: «Я буду политическим ли­дером высшего ранга, буду занимать ведущее место в политической жизни страны», другой: «Я намерен стать лидером мирового масштаба».

Разумеется, ответы молодых японцев интересны не только и не столько своими политическими амбициями. Главное здесь состоит в том большом внимании, которое оказывает Япония своему политическому бу­дущему. Здесь угадываются те особые условия, которые созданы в этой стране для формирования политической элиты нового поколения.

Нельзя сказать, что в нашей республике отсутствует само понятие «элитарного вуза». Напротив, в этом качестве обычно выступает юридиче­ский факультет БашГУ, На наш взгляд, если и можно наделять этот фа­культет элитарным статусом, то только в смысле социального происхож­дения студентов-юристов. Действительно, многие из них происходятизсемей, олицетворяющих административную и экономическую элиту Баш­кортостана.

Итак, принадлежность студентов-юристов к элитарным слоям оста­ется единственным критерием,.который позволяет юридическому факуль­тету БашГУ претендовать на столь высокий статус. По остальным пара­метрам нам пока далеко не только до лучших вузов Японии, но и нашей страны.

Одна из важнейших особенностей общественно-политического развития как России в целом, так и ее регионов состоит в том, что главной связующей силой общества было и остается государство. В этих условиях трудно переоценить ту роль, и соответственно, те требования, которые предъявляются к качеству самого верхнего слоя власть имущих. Касаясь проблемы подготовки кадров для высшего политического руководства страны, мы не должны упускать из виду человеческий фактор. Если рас­сматривать сквозь призму «человеческого измерения» феномен государст­ва, несостоятельность широко распространенного у нас идеала государст­ва, идеала «большой фабрики» становится очевидной. Здесь уместно на­помнить и о том, что в соответствии с этим идеалом во главе нашей стра­ны нередко оказывались руководители-хозяйственники. Подобная тенден-

ция, судя по всему, сохранится и в ближайшем будущем. И дело здесь не только в политической традиции, унаследованной от советской эпохи. Об­ратимся к дореволюционной истории российской государственности. Здесь трудно обойти вниманием такую крупную историческую личность, как Петр I . Ha' этом примере довольно явственно проявляет себя много­функциональный характер деятельности правителя России. Однако тот же Петр I вошел в историю не только как правитель, сочетающий по словам А.С. Пушкина в одном лице «и академика, и героя, и мореплавателя, и плотника». Значительно больше он известен, как царь-реформатор, поло­живший начало профессиональной армии и профессиональному чиновни­честву.

Учитывая фактор реформирования нашего общества, полагаем, что есть смысл задуматься над вопросом: не наступило ли время для подго­товки профессиональных политиков (юристов-политологов) на юридиче­ских факультетах.

Но если от идеи подготовки профессиональных политиков на юри­дическом факультете БашГУ все же суждено будет отказаться, то и в этом случае придется решать вопрос о преобразовании юридического факульте­та БашГУ в подлинно элитарное учебное заведение. Необходимость по­добного шага продиктована тем, что судьба новой Конституции Башкор­тостана самым тесным образом связана с судьбой юридического образова­ния в нашей республике. «Юрист, - как говорил Гегель, - это последний оплот государства».

В новых исторических условиях, когда появилась возможность за­фиксировать в Конституциях и то, и другое, и третье, нельзя забывать ни об уроках прошлого, содержащихся в истории своего народа, ни об исто­рическом опыте других народов. Одним из важнейших шагов на этом пути может стать коренное преобразование кадровой политики в сфере юриди­ческого образования. В этой связи заслуживает самого пристального вни­мания предложение ректора БашГУ, академика Р.Н.Гимаева, который счи­тает: «Необходимо сократить прием на юридический факультет БашГУ, чтобы он мог сосредоточиться на подготовке магистров». Возможны и другие подходы к решению указанной проблемы. Какой из них восторже­ствует, не столь важно. Главное, чтобы в XXI веке Республика Башкорто­стан имела не только реально действующую Конституцию, но и соответст­вующее международным стандартам кадровое обеспечение.

Наши рекомендации