Вопрос 2. Политико-правовые идеи либерализма в учении И.Канта.
Систематическое обоснование идейной платформы либерализма Германии осуществил Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ и ученый родоначальник немецкого классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755-70 доцентом, а в 1770-96 – профессором университета. И.Кант задался истолковать платформу либеральной буржуазии, попытался подвести под нее философско-этический фундамент.
Политико-юридические взгляды И.Канта содержатся в трудах «Идеи всеобщей истории космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».
Краеугольным принципом социальных воззрений Канта является естественное право:
- каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью;
- личность не есть орудие осуществления каких – бы то ни было планов;
- человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении должен руководствоваться нравственным законом.
Закон – априорен (от лат. – изначально), не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом» – (повелительный), стремясь тем самым сильнее подчеркнуть абстрактно-обязательный и формалистический характер данного предписания.
«Категорический императив» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», т.е. поступай так, чтобы ты относился к человечеству в лице любого другого человека как к цели, и никогда как к средству. Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу «практического разума». «Практическим разумом» охватывались как область этики, так и право.
В основу правопонимания И.Кант поставил разум. Разум творит для себя собственный мыслимый порядок – мир определенных идей; к нему он старается приблизить реальные условия и, сообразуясь с его параметрами, объявляет необходимым соответствующие действия.
Говоря о свободе, И.Кант считает, что индивид – существо способное стать «господином самому себе» и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора.
Вместе с тем, проблема в том, что не всякий использует индивидуальную свободу для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол.
И.Кант называет правом – совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, исключающих юридические конфликты в обществе.
Из этого понимания права просматриваются, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки.
Субъективные мотивы, строй мыслей и переживания его совсем не интересуют: ими занимается мораль. И.Кант пишет: «Я могу быть принужден другими совершать те или иные поступки, направленные как средства к достижению определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту или иную цель», никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой выполнения этих предписаний.
Он считает, что истинное призвание права – надежно гарантировать нравственности то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи моральной обоснованности права.
И.Кант считает, что право должно быть всеобщим и обязательным. Оно должно быть наделено принудительной силой. Всякое право должно выступать как право принудительное. Это свойство праву может придать только государство.
И.Кант переходит от характеристики этики права к государству. Он считает, что государство (объединение «множества людей, подчиненных правовым законам») необходимо не для удовлетворения нужд граждан (материальных, труд, здоровье, просвещение и т.п.). Он говорит о том, что под благом государства не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как это утверждает Руссо) скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива». Т.о., Кант является одним из главных создателей концепции «правового государства».
Он считал, что государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение граждан.
Проблему происхождения государства И.Кант решает подобно Руссо. Из естественного состояния люди приходят к необходимости образовать гражданское общество. Согласно общественному договору все отдельные лица, составляющий народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, но уже в качестве членов государства.
Люди отказываются от свободы необузданной и беспорядочной и приобретают ее в правовом состоянии.
Свобода в рамках правового состояния предусматривает в первую очередь свободу критики. Кант пишет: «Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу».
В праве И.Кант различает три категории:
1. Естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы. Это право распадается на две части: частное право и право публичное.
2. Положительное право, источником которого является воля законодателя.
3. Справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением.
Феодальному бесправию и произволу Кант противопоставляет буржуазный правопорядок, опирающийся на общеобязательные законы.
В публичном праве И.Кант видит важным участие народа в принятии конституции. Каждый индивид способен самостоятельно определить содержание этой конституции, не дожидаясь подсказок со стороны.
Хотя И.Кант выдвинул идею суверенитета народа, он не спешит заверить в том, что он вовсе не помышляет о действительно широкой неурезанной демократии. В подтверждение этого предлагается разделить всех граждан на активных и пассивных (лишенных избирательных прав). К последним философ относит тех, кто вынужден добывать себе средства существования, лишь выполняя распоряжения других т.е. трудящихся и эксплуатируемые массы.
По мнению И.Канта, всякое государство имеет три власти:
- законодательную (принадлежащую только суверенной «коллективной воле народа»);
- исполнительную (сосредоточенную у правителя по закону и подчиненную законодательной, верховной власти);
- судебную (назначаемую властью исполнительной).
Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.
Формы правления И.Кант признавал три:
1. Автократию, или абсолютизм.
2. Аристократию.
3. Демократию.
Он считает, что республиканская власть основана на отделении исполнительной власти от законодательной.
И.Кант выдвинул положение о суверенитете народа, но в тоже время опасался этого. Он писал: Каково бы ни было происхождение верховной власти, предшествовал ли ей договор о подчинении или же власть явилась сначала, а затем уже установился закон, - для народа, который находится под владычеством гражданского закона. Все это бесцельные и угрожающие опасностью государству рассуждения. Закон, который столь священен, что было бы преступлением хотя бы на мгновение подвергать его сомнению, представляется как бы исходящим не от людей, а от высшего законодателя. Таково именно значение положения: «Всякая власть происходит от Бога». Он выражает практический принцип разума:»Существующий законодательной власти следует повиноваться, каково бы ни было ее происхождение».
По мнению И.Канта государь, правитель, «регент» по отношению к подданным получает только права, но отнюдь не обязанности. Философ оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной.
Иммануил Кант считал, что индивид может себя не чувствовать связанным с государственной властью, не ощущать своего долга перед нею, но обязан выполнять ее законы и предписания.
Он считал возможным изменить политико-юридические учреждения, но производить такие изменения надо исключительно путем неторопливых, плавных реформ сверху и ни в коем случае не методами открытой вооруженной борьбы, ввергающей народ в хаос анархий и преступлений.
И.Канта можно считать идеологом буржуазного реформизма.
Интересны взгляды И.Канта на проблемы внешней политики. Отражая чаяния молодой немецкой буржуазии интересы широких слоев населения Германии, страдающих от разорительных войн, Кант клеймит захватническую, грабительскую войну, резко осуждает подготовку к ней:»Самые большие бедствия, потрясающие цивилизованные народы, - последствия войны, и именно последствия не столько какой-нибудь настоящей или прошедшей войны, сколько постоянной и все растущей подготовки к будущей войне». Автор труда «К вечному миру» ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государства, за развитие между ними торговых и культурных связей.
И.Кант выдвинул проект установления «вечного мира». Его можно достичь созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. Он считает, что образование такого космополитического союза неминуемо. Залогом тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций.
Дополнение
Учение И. Канта о государстве и праве.
Профессор философии Иммануил Кант (1724 - 1804) был первым в Германии обоснователем либерализма. Его политико-правовые взгляды содержатся в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».
Основными принципами его социальных воззрений являлись:
q Каждое лицо обладает абсолютной, неповторимой ценностью;
q Нельзя манипулировать личностью даже во имя общего блага;
q Человек в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона, который априорен (независим от опыта) и поэтому безусловен, – представляет собой «категорический императив».
Суть категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Иными словами – относись к человечеству, людям, в том числе и к себе, как к цели и никогда как к средству. Это возможно только тогда, когда человек в состоянии свободно следовать голосу «практического разума» (разумной целесообразности).
Однако далеко не каждый использует свою свободу для реализации категорического императива, очень часто она перерастает в произвол. Кант называл правом совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы. Истинное призвание права – обеспечить свободу нравственного поведения людей, без вмешательства во внутренний мир личности.
По Канту право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей с помощью принуждения. Это принуждение способно обеспечить только государство – исконный изначальный носитель принуждения. Благо и назначение государства состоят в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства правовым принципам. Это положение позволяет современным сторонникам теории «правового государства» считать канта одним из ее основоположников.
Кант подчеркивал необходимость для государства опираться на право, не отступать от него. Уклонение государства от обеспечения прав и свобод, реализации позитивных законов чревато отчуждением граждан от такого государства.
По вопросу происхождения государства Кант был близок к Руссо, его общественному договору. Объединяясь в государство и заключая договор, люди отказываются от свободы беспорядочной, необузданной, чтобы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.
В праве Кант различал три категории:
1. Естественное право, источником которого являются априорные принципы;
2. Положительное право, истекающее от воли законодателя;
3. Справедливость – притязание, не предусмотренное законом и поэтому не обеспеченное принуждением.
В естественном праве выделяются две части: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (регулирует отношения индивидов как граждан государства).
В частном праве феодальному произволу Кант противопоставлял твердый правопорядок, опирающийся на законы. Однако он же (противореча самому себе) признает объектом частного права не только вещи, но и самого человека: оправдывает власть мужа над женой, господина над слугой.
Главным институтом публичного права Кант считал принятие конституции. В государстве имеется три власти, писал он – законодательная, исполнительная, судебная. Их согласие способно предотвратить деспотизм и обеспечить благоденствие граждан.
Классификации форм государства Кант не придавал особого значения, но все же различал (по числу законодателей) три вида: автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он возражал тем, кто отождествлял абсолютизм с деспотией, и считал, что самодержавная форма власти может быть республикой.
Кант оспаривал право народа наказывать главу государства, даже если тот нарушил свой долг перед страной. Категорически осуждал право народа на восстание и допускал лишь некоторое пассивное сопротивление существующей власти. Проводить политико-правовые изменения, считал он, следует путем неторопливых, плавных реформ сверху, не допуская открытой вооруженной борьбы, ввергающей общество в хаос анархии.
Кант с прогрессивных позиций выступал против захватнических воин, за соблюдение международных договоров, не вмешательство во внутренние дела других государств. Он выдвинул проект «вечного мира», который в отдаленном будущем возможен путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств республиканского типа. Путь к нему он видел в просвещении и воспитании народов, благоразумии правителей, в экономической необходимости.